БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам

6.2. Расчет показателей динамики

6.2.1 Показатель горизонтальной динамики ПДгор по 4.1.1 определяют как отношение значения динамической составляющей рамной силы ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, полученного по приведенному в данном пункте алгоритму, к значению максимальной вертикальной статической осевой нагрузки Pст_ос_брутто.

Значение динамической составляющей рамной силы ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам определяют с исключением квазистатической составляющей динамического процесса рамных сил Yр.

Исключение квазистатической составляющей динамического процесса выполняют, как правило, с использованием математического фильтра. При этом частота, отделяющая квазистатическую составляющую от динамической, должна быть не более 80% от низшей собственной частоты колебаний вагона на рессорном подвешивании.

За значение ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам принимают среднее арифметическое из трех максимальных амплитуд ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам за исключением полученных при движении вагона по стрелочным переводам.

Максимальные амплитуды динамических составляющих рамных сил ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам определяют как половинное значение размахов, получаемые при обработке динамических процессов методами "дождя" или полных циклов по ГОСТ 25.101.

Значение ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам определяют для порожнего и груженого состояний вагона. На этапе проектирования при определении значения Pст_ос_брутто в расчет принимают проектные нагрузки, при испытаниях учитывают фактические статические нагрузки порожнего вагона, полученные при проведении поколесного взвешивания.

При проектировании расчет и оценку ПДгор осуществляют для всех осей вагона. При проведении динамико-прочностных испытаний обязательной оценке подлежат:

- в головном вагоне - колесные пары передней тележки и последняя колесная пара в вагоне;

- в неголовном вагоне, стоящем рядом с головным - колесная пара, расположенная ближе к головному вагону.

6.2.2 Показатель ПД1 по 4.1.2 определяют как отношение значения динамической составляющей вертикальной силы первой ступени рессорного подвешивания ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам к значению максимальной статической нагрузки первой ступени рессорного подвешивания Pст1-брутто.

Значение динамической составляющей вертикальной силы первой ступени подвешивания определяют в порядке, изложенном в 6.2.1 для определения динамической составляющей рамной силы.

Значение ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам определяют для порожнего и груженого состояний вагона. При этом в расчет принимают значения сил (нагрузок), приходящихся на конкретный узел первой ступени рессорного подвешивания.

При проектировании оценку показателя осуществляют для всех узлов первой ступени рессорного подвешивания вагона. При проведении динамико-прочностных испытаний обязательной оценке подлежат:

- в головном вагоне - все узлы первой ступени рессорного подвешивания передней тележки и узлы последней колесной пары в вагоне;

- в неголовном вагоне, стоящем рядом с головным - узлы колесной пары, расположенной ближе к головному вагону.

6.2.3 Показатель ПД2 по 4.1.3 определяют как отношение значения динамической составляющей вертикальной силы второй ступени рессорного подвешивания ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам к значению максимальной статической нагрузки второй ступени рессорного подвешивания Pст2-брутто.

Значение динамической составляющей вертикальной силы второй ступени подвешивания определяют в порядке, изложенном в 6.2.1 для определения динамической составляющей рамной силы.

При проектировании оценку показателя осуществляют для всех узлов второй ступени рессорного подвешивания вагона. При проведении динамико-прочностных испытаний обязательной оценке подлежат:

- в головном вагоне - все узлы второй ступени рессорного подвешивания вагона;

- в неголовном вагоне, стоящем рядом с головным, - узлы тележки, расположенной ближе к головному вагону.

6.2.4 Коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельса ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам вычисляют по формулам:

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам; (6.1)

 

C1 = 2Q(b - a2) - PZ1-НК(l + a1) + PZ1-ННКa2 +

+ Yрr + qНП(b - a2); (6.2)

 

C2 = 2Q(b - a1) - PZ1-ННК(l + a2) + PZ1-НКa1 -

- Yрr + qНП(b - a1), (6.3)

 

где C1 и C2 - промежуточные величины, введенные для упрощения записи основной формулы;

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам - коэффициент трения между гребнем набегающего колеса и рельсом;

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам - коэффициент трения между поверхностью катания ненабегающего колеса и рельсом;

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам - угол наклона образующей гребня колеса к горизонтальной плоскости, рад. (рисунок 6.1);

Yр - рамная сила (с учетом квазистатической составляющей), действующая на колесную пару со стороны подрессоренных масс вагона, кН;

Q - сила тяжести подрессоренной части вагона (с учетом соответствующего состояния загрузки вагона), приходящаяся на шейку оси колесной пары, кН;

qНП - сила тяжести неподрессоренных частей вагона, приходящаяся на колесную пару, кН, вычисляют по формуле Г.2;

PZ1-НК и PZ1-ННК - вертикальные динамические силы в первой ступени рессорного подвешивания (с учетом квазистатических составляющих) соответственно на набегающем и ненабегающем колесах колесной пары, кН (при уменьшении нагрузки на шейку оси колесной пары по сравнении со статической PZ1-НК и PZ1-ННК считают положительными);

b - половина расстояния между точками приложения вертикальных нагрузок к шейкам оси колесной пары, м;

a1 - поперечное расстояние между точкой приложения вертикальной нагрузки на шейку оси на набегающем колесе и точкой контакта на его гребне, м;

a2 - поперечное расстояние между точкой приложения вертикальной нагрузки на шейку оси на ненабегающем колесе и точкой контакта на его поверхности катания, м;

r - радиус колеса по кругу катания, м;

l - расстояние между точками контакта с рельсами набегающего и ненабегающего колес, м.

Набегающее на рельс колесо колесной пары при расчетах коэффициентов запаса устойчивости определяют по направлению действия рамной силы на колесную пару в соответствии с рисунком 6.1.

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам

 

НК - набегающее колесо;

ННК - ненабегающее колесо

 

Рисунок 6.1 - Схема сил, действующих на колесную пару

 

Расстояние l вычисляют по формуле

 

l = 2b - (a1 + a2). (6.4)

 

Принимают ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, a1 = 0,264 м, a2 = 0,219 м.

Обработку динамических процессов, по которым определяют величины PZ1-НК и PZ1-ННК и Yр, используемые для вычисления коэффициента ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, производят по мгновенным значениям в один момент времени.

Контроль показателя ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам выполняют для порожнего и груженого состояний вагона.

За значение показателя ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, используемое для оценки соответствия вагона требованию 4.1.4, принимают наименьшее из вычисленных (для каждой контролируемой колесной пары и для каждого из состояний загрузки вагона).

При проектировании оценку показателя осуществляют для всех колесных пар вагона. При проведении динамико-прочностных испытаний обязательной оценке подлежат:

- в головном вагоне - крайние колесные пары;

- в неголовном вагоне, стоящем рядом с головным - колесная пара, расположенная ближе к головному вагону.

6.2.5 Для расчета показателей плавности хода в вертикальном (WZ) и горизонтальном поперечном (WY) направлениях используют динамические процессы виброускорений в контрольных точках кузова вагона, располагаемым на продольной оси вагона на полу внутри кузова.

Контрольными точками для показателей WZ и WY являются:

- кузов в кабине машиниста (головной по ходу движения), над центрами масс тележек (или в точках, максимально приближенных к центрам масс) и в середине салона головного вагона;

- кузов над центрами масс тележек (или в точках, максимально приближенных к центрам масс) и в середине салона неголовного вагона.

Показатели WZ и WY для головного вагона без пассажирского салона определяют только в кабине машиниста (головной по ходу движения).

Контроль показателей WZ и WY выполняют для состояний вагона без пассажиров и при максимальной населенности вагона.

Для расчета показателей плавности хода используют динамические процессы виброускорений, полученные при движении вагона по прямым участкам пути и по участкам пути, имеющим кривые R >= 600 м (R >= 1000 м для скоростного движения). Длительность измерений в каждом диапазоне скоростей должна быть не менее 200 с.

Вычисление показателя плавности хода Wk для каждого k-го диапазона скоростей движения выполняют по формулам:

- для вибрации, действующей в вертикальном направлении

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам; (6.5)

 

- для вибрации, действующей в горизонтальном поперечном направлении;

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (6.6)

 

где ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам - среднеквадратическое значение корректированного виброускорения в k-м диапазоне скорости движения, м/с2.

Среднеквадратическое значение корректированного виброускорения ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам для k-го диапазона скоростей движения определяют по формуле

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (6.7)

 

где fн - значение нижней граничной частоты диапазона измерения плавности хода, fн = 0,5 Гц;

fв - значение верхней граничной частоты диапазона измерения плавности хода, принимается равной частоте вращения колеса при конструкционной скорости движения, но не менее 20 Гц;

qн(f) - значения нормированной амплитудно-частотной характеристики корректирующего фильтра;

Sk(f) - функция спектральной плотности виброускорения в k-ом диапазоне скорости движения, м24/Гц.

Значения qн(f) вычисляют по формуле

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (6.8)

 

где f - частота колебаний, Гц.

Допускается разбивать время измерения Tk виброускорений при движении с данной скоростью на отрезки продолжительностью Tkj, каждому из которых соответствует свое среднее квадратическое значение корректированного виброускорения ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, определенного на неперекрывающихся участках пути. В этом случае среднее квадратическое значение корректированного виброускорения для k-го диапазона скорости движения ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам вычисляют по формуле

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (6.9)

 

где Tkj - продолжительность j-го отрезка времени k-го диапазона скорости движения, с;

Tk - суммарное время движения со скоростями, входящими в k-й диапазон скоростей движения, с.

При проведении динамико-прочностных испытаний показатели плавности хода контролируют для скоростей движения от половины конструкционной скорости до конструкционной скорости с шагом 10 - 20 км/ч (25 км/ч, если конструкционная скорость свыше 200 км/ч).

6.2.6 Коэффициент конструктивного запаса пружинных комплектов (ККЗ) для первой и второй ступеней рессорного подвешивания вычисляют по формуле

 

ГОСТ 33796-2016. Межгосударственный стандарт. Моторвагонный подвижной состав. Требования к прочности и динамическим качествам, (6.10)

 

где Pmax - максимальная сила, соответствующая допускаемому конструкцией пружинного комплекта сжатию до состояния незамыкания на 3 мм витков пружины, которая в комплекте замыкается первой (далее - лимитирующая пружина);

Pст_брутто - статическая нагрузка на пружинный комплект рессорного подвешивания при максимальной населенности вагона пассажирами.

При расчете Pmax могут быть учтены вертикальные (или приведенные вертикальные) жесткости других упругих элементов, установленных в ступени рессорного подвешивания и работающих параллельно с пружинным комплектом. В этом случае расчет ККЗ должен содержать расчет жесткости элемента, работающего параллельно с пружинным комплектом.

Расчет максимальной силы Pmax выполняют по лимитирующей пружине с учетом конструктивных особенностей установки пружин, таких как наличие нижних (верхних) подкладок под (на) пружины, отставания включения в работу пружинного комплекта одной или нескольких пружин и других упругих элементов, работающих параллельно с пружинным комплектом.

При расчете Pmax принимают номинальные значения геометрических размеров пружин. Высоту полностью сжатой цилиндрической винтовой пружины Hзам с круглым сечением прутка, изготовленной по ГОСТ 1452, рассчитывают по одной из формул:

 

Hзам = (nраб + 1,1)·d при d <= 35 мм, (6.11)

 

Hзам = (nраб + 1,08)·d при d > 35 мм, (6.12)

 

где nраб - количество рабочих витков пружины;

d - номинальный диаметр прутка, из которого изготовлена пружина, мм.

Для пружин, изготовленных не по ГОСТ 1452, высоту Hзам принимают по конструкторской документации на пружину.

При наличии в конструкции рессорного подвешивания ограничения деформации сжатия (за исключением ограничения вследствие замыкания витков лимитирующей пружины), наступающего под действием силы Pmax_огр, величина которой ниже Pmax, расчет коэффициента Ккз проводят по формуле (6.10) с применением величины Pmax_огр вместо Pmax.

При наличии упругого упора, ограничивающего вертикальные перемещения буксы относительно рамы тележки, расчет показателя Ккз1 для первой ступени рессорного подвешивания выполняют дважды для проверки выполнения требований по значениям не менее 1,6 и не менее 1,4 (4.1.6) по формуле (6.10). Во втором случае (Ккз1 не менее 1,4) в качестве силы Pmax применяют силу, соответствующую нагрузке на комплект рессорного подвешивания в момент включения в схему нагружения упругого упора.

Расчет Ккз должен содержать конструктивную схему рессорного подвешивания в состоянии без нагрузки, позволяющей проследить порядок вступления в работу всех учитываемых жесткостей при нагружении комплекта.