ГОСТ 30593-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
4. Требования к эффективности и безопасности
4.1 Общие положения
4.1.1 Каждое ТС оборудуют системами отопления и вентиляции обитаемого помещения.
Оборудование системой кондиционирования для ТС категории M3 класса III и рабочего места (кабины) водителя ТС категории M3 класса <1> I является обязательным. Для остальных категорий ТС применение системы кондиционирования рекомендуемое.
--------------------------------
<1> Определение категорий - по [1]
ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ категорий N2, N3, M2 и M3 классов II и III дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, соответствующей 4.2.9. Для остальных ТС данное требование является факультативным.
4.1.2 Системы вентиляции, отопления и кондиционирования комплектуют устройствами для регулирования производительности, расхода воздуха и направления воздушных потоков из выходных отверстий, а также для управления распределением воздушных потоков между зонами рабочего места водителя (зона головы, зона ног, зона пояса).
Для ТС категорий M1 и N1, оборудованных системой климат-контроля, перемещение органа управления, задающего температуру в обитаемом помещении, в смежные положения (если они дискретные) не должно вызывать изменения температуры в обитаемом помещении более чем на 3 °C.
4.1.3 Конструкция управления системами вентиляции, отопления и кондиционирования при необходимости должна обеспечивать возможность их полного отключения. При этом допускается функционирование отдельных элементов указанных систем, работающих в автоматическом режиме от потока воздуха, связанного с движением ТС (например, выпускных клапанов кузова).
4.1.4 При наличии системы кондиционирования допускается не оборудовать ТС элементами системы вентиляции, выполнение функций которых обеспечивается системой кондиционирования.
4.1.5 Допускается конструктивное совмещение устройств, предназначенных для выполнения отдельных функций систем отопления, вентиляции и кондиционирования, в едином блоке или отдельных блоках.
4.2 Требования к системе отопления
4.2.1 Система отопления должна работать с притоком наружного воздуха или иметь возможность выбора такого режима работы. Расход наружного воздуха через систему отопления должен обеспечивать выполнение требований по 4.3.1.
4.2.2 Производительность системы отопления и эффективность теплозащитных свойств кузова должны быть достаточными, чтобы обеспечить в зависимости от исполнения ТС тепловые условия в обитаемом помещении в соответствии с приведенными в таблице 1.
Таблица 1
Требования к параметрам тепловой среды в обитаемом помещении
транспортного средства при работе системы отопления
Регламентируемая зона обитаемого помещения | Категория транспортного средства | |||||||
M1, N | M3, класс I | M2, M3, классы A и II; специализированные пассажирские транспортные средства | M2, M3, классы B и III | |||||
Исполнения ТС | ||||||||
У | УХЛ и ХЛ | У | УХЛ и ХЛ | У | УХЛ и ХЛ | У | УХЛ и ХЛ | |
Значения температур, °C, не ниже: | ||||||||
Зона ног водителя | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 |
Зона пояса водителя <1> | 12 | 10 | 12 | 10 | 12 | 10 | 12 | 10 |
Зона головы водителя | 12 | 10 | 12 | 10 | 12 | 10 | 12 | 10 |
Время достижения температур с начала движения, мин | 15 | 20 | 20 | 30 | 20 | 30 | 20 | 30 |
Значения установившихся температур, °C, не ниже: | ||||||||
Зона ног пассажира (члена экипажа) | 20 | 18 | - | 0 | - | - | 22 <5> | 20 |
на переднем ряду сидений | ||||||||
Зона пояса пассажира (члена экипажа) | 20 | 18 | 15 <2> (сидящий); 12 <3> (стоящий) | 10 <3> | 20 <4> | 18 <4> | 22 <5> | 20 <5> |
для спального места (при наличии) | ||||||||
Зона головы сидящего пассажира (члена экипажа) | - | - | - | - | 22 | 20 | 22 <5> | 20 <5> |
<1> Требование не распространяется на места, оснащенные электроподогревом или эквивалентным по действию подогревом подушки сиденья. <2> Допускается снижение температуры до 12 °C на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью. <3> Допускается снижение температуры до 10 °C (для ТС в исполнении У) и 8 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) в зоне накопительной площадки ближе 1 м от входной двери. <4> Допускается снижение температуры до 18 °C (для ТС в исполнении У) и 15 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) на сиденьях, расположенных непосредственно за входной дверью. <5> Разброс между установившимися температурами воздуха в контрольных зонах (зоны ног, пояса и головы пассажира (члена экипажа)) салона не должен превышать 5 °C. При этом не учитывают повышение температур в локальных зонах, прилегающих к внешним поверхностям отопителей и их воздуховодов, и в зонах, в которые непосредственно направлен поток нагретого воздуха. |
4.2.3 Приведенные в таблице 1 тепловые условия должны быть обеспечены при температуре внешней среды минус 25 °C (для ТС в исполнении У) и минус 50 °C (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) и достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров не более 0,6 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 1 м/с в течение первых 10 мин (для ТС в исполнении У) и 15 мин (для ТС в исполнениях УХЛ и ХЛ) после начала движения.
В установившемся режиме движения температура воздуха в зоне ног водителя должна быть выше температуры воздуха в зоне головы водителя на (3 - 10) °C.
4.2.4 Конструкция системы отопления, а также кузова ТС должна исключать возможность проникновения в обитаемое помещение нерегулируемых потоков наружного воздуха, например через уплотнения кузова (окон, дверей, люков) и технологических отверстий, а также места сопряжения элементов конструкции.
Для ТС категории M3 класса I допускается наличие неплотностей в зонах шарниров и в зонах прилегания верхней и нижней кромок пассажирских дверей соответственно к кузову и полу (ступеньке) при условии, что потоки наружного воздуха, проникающие через указанные неплотности, не достигают зон дыхания пассажиров, располагающихся на сиденьях за соответствующими дверями.
4.2.5 Температура любой части системы отопления, с которой могут соприкоснуться водитель (экипаж) и пассажиры в эксплуатационных условиях движения, не должна превышать 70 °C для металлических поверхностей и 80 °C для поверхностей из других материалов или с неметаллическим покрытием.
4.2.6 Температура нагретого воздуха, подаваемого в обитаемое помещение, измеренная в центре выходного отверстия, не должна превышать 150 °C.
4.2.7 ТС, в отношении которых подтверждено соответствие требованиям [2], а также ТС с системами отопления, использующими тепло охлаждающей жидкости двигателя (или жидкости аналогичного типа, если контур системы отопления не связан с контуром системы охлаждения двигателя), считаются соответствующими 4.2.5 и 4.2.6.
4.2.8 При отключенной системе отопления температура нагрева любого элемента или любого участка поверхности внутри обитаемого помещения из-за остаточного влияния теплоносителя или тепловыделений двигателя и других агрегатов и систем ТС не должна превышать 30 °C.
4.2.9 Резервная (аварийная) система отопления ТС не должна быть связана с системой охлаждения двигателя или должна иметь возможность отключения от нее.
Конструкция резервной (аварийной) системы отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при наличии) не ниже 18 °C на стоянке ТС при температуре внешней среды минус 50 °C в течение не менее 8 ч без подзарядки аккумуляторных батарей и дозаправки топливом.
4.3 Требования к системе вентиляции
4.3.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе и при работе в составе систем отопления в соответствии с 4.2.1 и система кондиционирования в соответствии с 4.4.1 и 4.4.2 должны обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в обитаемое помещение:
- не менее 30 м3/ч из расчета на одного человека для ТС категорий M1 и N с числом мест (включая рабочее место водителя) до пяти включительно и дополнительно по 7 м3/ч на каждого следующего пассажира;
- не менее 120 м3/ч в зону рабочего места водителя (с учетом расхода на обдув остекления, если это предусмотрено конструкцией) и не менее 7 м3/ч из расчета на одного человека для ТС категорий M2 и M3 (классов II и III);
- не менее 180 м3/ч в зону рабочего места водителя (с учетом расхода на обдув остекления, если это предусмотрено конструкцией) и не менее 7 м3/ч из расчета на одного человека для ТС категории M3 класса I.
4.3.2 Система вентиляции через 15 мин после начала движения должна обеспечивать снижение температуры воздуха внутри обитаемого помещения с начальной температуры, превышающей температуру внешней среды не менее чем в 1,5 раза, до температуры, °C, превышающей температуру внешней среды, не более чем на 3 °C, при температуре внешней среды (30 +/- 3) °C и суммарной интенсивности солнечной радиации 1000 Вт/м2.
4.3.3 Система вентиляции должна обеспечивать возможность поддержания скорости (подвижности) воздуха в зоне головы и пояса водителя (экипажа) и пассажиров в пределах (0,5 - 1,5) м/с.
4.3.4 При температурах внешней среды выше 17 °C подаваемый (нагнетаемый) в кабину и обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 3 °C относительно температуры внешней среды.
Указанное требование не применяют, если рабочее место водителя оборудовано системой кондиционирования или индивидуальным вентилятором, а требования по 4.3.2 выполняют средствами естественной вентиляции при соблюдении требований по 4.2.8.
4.4 Требования к системе кондиционирования (при наличии)
4.4.1 Система кондиционирования должна работать с притоком наружного воздуха или иметь возможность выбора такого режима работы. Расход наружного воздуха через систему кондиционирования должен обеспечивать выполнение требований в соответствии с 4.3.1.
4.4.2 Конструкция системы кондиционирования должна обеспечивать возможность регулирования производительности и направлений воздушных потоков. Общее включение/выключение системы кондиционирования осуществляют с рабочего места водителя.
Конструкция выходных отверстий системы кондиционирования пассажирского помещения должна обеспечивать подвод охлажденного воздуха в зоны, свободные от пассажиров (экипажа) в обычных условиях эксплуатации (верхняя зона салона, проходы, площадки перед дверями и т.п.). Для ТС категорий M1, N, M2 и M3 классов A, I и II, и специализированных пассажирских ТС это требование также считается выполненным, если выходные отверстия оснащены устройствами (насадками, заслонками, жалюзи и т.п.), позволяющими изменять направление и интенсивность воздушных потоков хотя бы с одного пассажирского места.
В конструкции ТС категорий M2 и M3 классов B и III должна быть предусмотрена дополнительная подача охлажденного воздуха через индивидуальные каналы к месту каждого пассажира с возможностью регулирования интенсивности и направления воздушного потока и, при необходимости, полного отключения обдува.
Допускается отсутствие индивидуальных каналов при наличии автоматического управления системой кондиционирования, обеспечивающей поддержание заданной температуры и разброс установившихся температур воздуха в пассажирском помещении по длине салона на местах пассажиров и экипажа не более 3 °C. При этом поток охлажденного воздуха не должен направляться непосредственно в зону дыхания человека.
4.4.3 Система кондиционирования должна обеспечивать снижение температуры воздуха внутри обитаемого помещения в зонах головы водителя и пассажиров (экипажа) через 10 мин для ТС категорий M1 и N, или через 20 мин для ТС категорий M2 и M3, с момента включения кондиционера (непосредственно после пуска двигателя) и последующего движения с начальной температуры, °C, превышающей температуру внешней среды не менее чем в 1,5 раза, до температуры ниже температуры внешней среды не менее чем на 3 °C, при температуре внешней среды (30 +/- 3) °C и суммарной интенсивности солнечной радиации 1000 Вт/м2.
Указанные температуры должны достигаться при скорости (подвижности) воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) не более 0,3 м/с. Допускается повышение скоростей (подвижности) воздуха в указанных зонах до 0,5 м/с в течение первых 5 мин для ТС категорий M1 и N или 10 мин для ТС категорий M2 и M3 после включения системы кондиционирования.
4.4.4 Система кондиционирования не должна понижать относительную влажность воздуха в обитаемом помещении ниже 30% в установившемся режиме движения.
4.4.5 Температура любой части системы кондиционирования (за исключением элементов выходных отверстий охлажденного воздуха), с которой могут соприкоснуться водитель (экипаж) и пассажиры, в эксплуатационных условиях движения, должна быть не ниже 15 °C.
4.4.6 Температура воздуха на выходе из системы кондиционирования не должна быть ниже 0 °C.
4.4.7 Применяемый в системе кондиционирования хладагент не должен принадлежать к веществам, разрушающим озоновый слой, в соответствии с [3].
4.4.8 ТС, оборудованные системой кондиционирования, удовлетворяющей требованиям 4.4, считаются соответствующими 4.3.2 - 4.3.4 настоящего стандарта.
