БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33670-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия

2 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 антиблокировочная тормозная система: Тормозная система ТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес ТС в направлении их вращения.

2.2 аппаратура спутниковой навигации: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на ТС для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

2.3 базовое ТС: Выпущенное в обращение ТС, которое в целом или его основные компоненты в виде кузова или шасси были использованы для создания другого ТС.

2.4 блокирование колеса: Прекращение качения колеса при его перемещении по опорной поверхности.

2.5 вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине и пассажирском помещении ТС.

2.6 внесение изменений в конструкцию ТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного ТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска ТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

2.7 внешние световые приборы: Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.

2.8 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента, в который замедление ТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях, либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса ТС на роликах стенда.

2.9 вспомогательная тормозная система: Износостойкая (бесконтактная) тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы ТС.

2.10 выбросы: Выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлива ТС, которыми являются оксид углерода (CO), углеводороды (HC), оксиды азота (NOx), дисперсные частицы.

2.11 выпуск в обращение: Разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться ТС (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.

2.12 двигатель внутреннего сгорания: Тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.

2.13 двигатель с принудительным зажиганием: Двигатель внутреннего сгорания, в котором воспламенение рабочей смеси инициируется электрической искрой.

2.14 дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

2.15 дизель: Двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения от сжатия.

2.16 документ, идентифицирующий ТС (шасси): Документ, выпускаемый уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое ТС (шасси) и содержащий сведения о собственнике (владельце) ТС (шасси), экологическом классе ТС (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие ТС (шасси) требованиям.

2.17 единичное ТС: ТС изготовленное в государствах - членах Таможенного союза в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или являющееся результатом индивидуального технического творчества; или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу; либо ТС, ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза: физическим лицом для собственных нужд; или ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления ТС прошло более трех лет.

2.18 запасная (аварийная) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости ТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

2.19 зона, очищенная от обледенения: Зона наружной поверхности ветрового или заднего стекла, имеющая сухую поверхность или поверхность, покрытую растаявшим или частично растаявшим инеем, который может быть удален с наружной поверхности стеклоочистителем (эта зона не включает поверхность стекла, покрытую сухим нерастаявшим инеем).

2.20 идентификация: Установление тождественности заводской маркировки, имеющейся на ТС (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое без разборки ТС (шасси) или его компонентов.

2.21 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление ТС (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

2.22 источник света: Один или более элементов для генерирования электромагнитного излучения в оптической области спектра, которые могут использоваться в сборе с одной или более прозрачными оболочками и цоколем для механического крепежа и электрического соединения. Источником света также является крайний элемент световода.

2.23 исходная ось: Линия, проходящая через ось симметрии лампы накаливания светового прибора, или линия, перпендикулярная к плоскости, касающейся поверхности светового прибора в его геометрическом центре, определяющая ориентацию направления светоиспускания.

2.24 категория ТС: Классификационная характеристика ТС, применяемая в целях установления в настоящем стандарте требований.

2.25 кит-кар: ТС, которое изготавливается в виде комплекта компонентов и в таком виде передается потребителю для самостоятельной сборки.

2.26 класс источника света: Характеристика физического принципа излучения света: лампа накаливания (класс 0), лампа накаливания с наполнением колбы галогеносодержащими газами (класс H), газоразрядная лампа (класс D), светоизлучающий диод (класс LED).

2.27 комплектное ТС: ТС, пригодное для эксплуатации в соответствии с его назначением.

2.28 компоненты ТС: Составные части конструкции ТС, поставляемые на сборочное производство ТС и/или в качестве сменных (запасных) частей для ТС, находящихся в эксплуатации.

2.29 кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в обитаемом помещении ТС до уровня или ниже температуры внешней среды.

2.30 контурная маркировка: Серия светоотражающих полос, предназначенных для нанесения таким образом, чтобы они указывали очертания ТС сбоку и сзади.

2.31 крайние габаритные точки: По отношению к стороне ТС: вертикальная плоскость, параллельная продольной оси ТС и совпадающая с его боковым наружным контуром, без учета выступающих частей:

а) шин, деформировавшихся под нагрузкой ТС;

б) штуцеров для шинных манометров;

в) противоскользящих приспособлений, установленных на колесах;

г) зеркал заднего вида;

д) фонарей и отражателей;

е) уплотнений и приспособлений для их крепления и защиты;

ж) только относительно наружных выступов (раздел 17 настоящего стандарта): окон, ручек, петель, кнопок и крышек наливных горловин топливных баков.

2.32 марка: Используемое изготовителем продукции обозначение, помещаемое на изделии или его упаковке.

2.33 масса ТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса комплектного ТС с водителем без нагрузки. Масса включает в себя не менее 90% топлива.

2.34 междугородное сообщение: Перевозка пассажиров автобусами, осуществляемая за пределы границы населенного пункта на расстояние более 50 км.

2.35 модельный год: Определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых ТС и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней.

2.36 модификация: Вариант конструкции, отличающийся от других вариантов, относящихся к тому же типу.

2.37 наружная поверхность: Поверхность ТС, обращенная наружу на любой высоте, от линии пола кузова до высоты 2 м от горизонтальной поверхности, на которой находится ТС.

2.38 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение рулевого колеса (управляемых колес), соответствующее прямолинейному движению ТС при отсутствии возмущающих воздействий.

2.39 несоответствие: Невыполнение установленного требования.

2.40 обзорность: Свойство конструкции ТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления ТС.

2.41 обитаемое помещение: Внутренняя часть ТС, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров.

2.42 опознавательные знаки: Графическое изображение информации о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении ТС (гербы, эмблемы, логотипы и т.д.).

2.43 оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар.

2.44 оптический центр (центр отсчета): Обозначение на рассеивателе точки пересечения его наружной поверхности осью отсчета светового прибора.

2.45 орган управления: Конструктивный элемент ТС, на который воздействует водитель для изменения функционирования ТС или его частей.

2.46 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости ТС и опорной поверхности.

2.47 откидное сиденье: Дополнительное сиденье, которое предназначено для нерегулярного использования и обычно находится в сложенном состоянии.

2.48 отопление: Регулируемое повышение и поддержание на заданном уровне температуры в обитаемом помещении.

2.49 подтекание: Появление жидкости на поверхности и в соединениях деталей герметичных систем ТС, воспринимаемое на ощупь.

2.50 подушка безопасности: Мешок из эластичного материала, наполняемый газом при срабатывании пиротехнического газогенератора, предназначенный для повышения пассивной безопасности ТС путем фиксации положения водителя и пассажиров относительно кузова.

2.51 поясной ремень: Ремень безопасности сиденья, проходящий через тазовую область пассажира, предназначенный для использования взрослыми.

2.52 продольная центральная (средняя) плоскость ТС: Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи ТС.

2.53 работоспособность: Состояние, при котором ТС или его компоненты могут выполнять свои функции в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.54 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и/или остановки ТС.

2.55 рассеиватель: Наиболее удаленный элемент светового прибора, который пропускает свет через освещающую поверхность.

2.56 ремень безопасности: Предохранительный ремень для взрослых, включающий в себя поясную и/или плечевую (диагональную) ветви.

2.57 рулевой механизм: Механизм, преобразующий вращение рулевого колеса в поступательное перемещение рулевого привода, вызывающее поворот управляемых колес.

2.58 рулевой привод: Система тяг и рычагов, осуществляющая связь управляемых колес автомобиля с рулевым механизмом.

2.59 световой модуль: Светоизлучающая часть устройства освещения и световой сигнализации ТС, состоящая из оптических, механических и электрических элементов, предназначенная для формирования или усиления светового пучка от источника света.

2.60 система вызова экстренных оперативных служб: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

2.61 система защиты от разбрызгивания: Устройства, предназначенные для защиты от разбрызгивания воды, выбрасываемой шинами движущегося ТС.

2.62 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

2.63 система омывания: Система, состоящая из устройства для хранения жидкости и подачи ее на наружную поверхность стекла, а также органов управления для приведения в действие и остановки устройства.

2.64 система очистки: Система, состоящая из устройства для очистки наружной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов управления для приведения в действие и остановки устройства.

2.65 скорость ТС: Линейная скорость центра масс ТС.

2.66 скругленная кромка: Кромка, прикосновение к которой пальцем с усилием не может привести к травме ни при каких обстоятельствах, например, при контакте невозможно поранить кожу.

2.67 сообщение об официальном утверждении типа: Документ, выдаваемый на основании Соглашения 1958 года, удостоверяющий соответствие ТС или его компонента требованиям Правил ООН.

2.68 сочлененное ТС: ТС, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных друг с другом, разделение которых выполнимо только с помощью специального оборудования.

2.69 специализированное пассажирское ТС: ТС категории M2G или M3G, изготовленное на шасси ТС повышенной проходимости категории N1G, N2G или N3G.

2.70 специализированное ТС: ТС, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов и т.д.).

2.71 специальное ТС: ТС, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.).

2.72 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания ТС неподвижным.

2.73 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению ТС.

2.74 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса ТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

2.75 технический осмотр: Проверка технического состояния находящегося в эксплуатации ТС.

2.76 техническое обслуживание ТС: Совокупность регламентированных изготовителем работ, осуществляемых с установленной периодичностью для поддержания работоспособности ТС или его компонентов при эксплуатации с целью снижения риска возникновения отказов и неисправностей.

2.77 тип ТС (шасси, компоненты): ТС (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

2.78 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению ТС.

2.79 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колесо ТС, вызывающая замедление колеса и/или ТС.

2.80 тормозная система: Совокупность частей ТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

2.81 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

2.82 тормозной путь: Расстояние, пройденное ТС от начала до конца торможения.

2.83 ТС: устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2.84 угол регулировки светового пучка фар ближнего света или противотуманных фар ТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей плоскую верхнюю (левую) границу светового пучка фары ближнего света или противотуманной фары, и горизонтальной плоскостью, проходящей через оптический центр фары.

2.85 управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие рулевым управлением ТС.

2.86 уровень выбросов: Предельные значения выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной ТС и двигателем внутреннего сгорания работы или пробега.

2.87 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения от момента окончания периода нарастания замедления до начала его спада в конце торможения.

2.88 устойчивость ТС при торможении: Способность ТС двигаться при торможениях в пределах установленного коридора движения.

2.89 устройство вызова экстренных оперативных служб: Устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения ТС с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о ТС при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

2.90 фары типа DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света класса D дальнего DR-света и ближнего DC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) DCR-света.

2.91 фары типа HR, HC, HCR: Фары с галогенными источниками света класса H дальнего HR-света и ближнего HC-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) HCR-света.

2.92 фары типа R, C, CR: Фары с источниками света в виде ламп накаливания класса 0 дальнего R-света и ближнего C-света и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR-света.

2.93 фары типа B и типа F3: Фары противотуманные, отличающиеся фотометрическими характеристиками и маркировкой, нанесенной на фару.

2.94 форсунка стеклоомывателя: Устройство, которое направляет омывающую жидкость на ветровое стекло.

2.95 цветографическая схема: Графическое изображение компоновки, конфигурации и композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружную поверхность ТС.

2.96 шасси: Устройство на колесном ходу, не оснащенное и/или кабиной, и/или двигателем, и/или кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве ТС.

2.97 шип противоскольжения: Твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в выступе протектора зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием.

2.98 экологический класс: Классификационный код, характеризующий конструкцию ТС или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.

2.99 эксплуатация: Стадия жизненного цикла ТС, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

2.100 эффективность торможения: Свойство, характеризующее способность тормозной системы создавать необходимое искусственное продольное сопротивление движению ТС.

2.101 ненадежное крепление: Деталь или ее крепление, которое вследствие конструктивных особенностей не полностью присоединено к каркасу кузова или другой детали.