ГОСТ 33669-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия
Приложение Б
(справочное)
РАСЧЕТ ДИСБАЛАНСА КАРДАННОГО ВАЛА
Б.1 Дисбаланс карданного вала зависит от его массы и зазоров в шарнирах и механизме изменения длины.
Б.2 Дисбаланс D, г·см, в сечении опоры карданной передачи вычисляют по формулам:
- для вала без механизма изменения длины
D = me1, (Б.1)
- для вала с механизмом изменения длины
D = m(e1 + e2), (Б.2)
где m - масса карданного вала, приходящаяся на опору, г;
e1 - суммарное смещение оси вала, обусловленное осевыми зазорами в шарнире между торцами крестовины и донышками подшипников и радиальным зазором в соединении "цапфа крестовины-подшипник крестовины", см;
e2 - смещение оси вала, обусловленное зазорами в механизме изменения длины, см.
Массу m определяют взвешиванием на весах, размещаемых под каждой опорой горизонтально расположенного вала.
Суммарное смещение оси вала e1, см, вычисляют по формуле
(Б.3)
где H - осевой зазор в шарнире между торцами крестовины и донышками подшипников, см;
Dп - внутренний диаметр в подшипнике по иглам, см;
Dк - диаметр цапфы крестовины, см.
Смещение оси вала e2, см, для подвижного шлицевого соединения с центрированием по наружному или внутреннему диаметру e2 вычисляют по формуле
(Б.4)
где Dв - диаметр шлицевого отверстия во втулке, см;
Dш - диаметр шлицевого вала, см.
Примечание - Для карданного вала без механизма изменения длины e2 = 0.
Минимальный или максимальный дисбаланс D рассчитывают с учетом поля допуска сопрягаемых элементов карданного вала.