ГОСТ 33669-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Передачи карданные автомобилей с шарнирами неравных угловых скоростей. Общие технические условия
Приложение А
(справочное)
РАСЧЕТ КРИТИЧЕСКОЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА
Для карданного вала со стальной трубой критическую частоту вращения nкр, мин-1, вычисляют по формуле
(А.1)
где D - наружный диаметр трубы, см;
d - внутренний диаметр трубы, см;
L - максимальное расстояние между осями шарниров карданного вала, см;
nкр >= 1,4nV max,
где nV max - частота вращения карданного вала в трансмиссии (собственная частота поперечных колебаний вала по первой форме), соответствующая максимальной скорости ТС, мин-1.
Примечания
1 В данном расчете упругость опор не учитывают.
2 Для карданных передач с промежуточной опорой значение L принимают равным расстоянию от оси шарнира до оси подшипника промежуточной опоры.
Критическую частоту вращения вала, выполненного в виде стержня между карданными шарнирами, вычисляют при d, равном нулю.
Критическую частоту вращения карданного вала, состоящего из трубы и стержня, вычисляют, исходя из приведенного значения длины трубы Lпр, см, вычисляют по формуле
Lпр = Lтр + lтр, (А.2)
где Lтр - длина трубы вала, см;
lтр - длина трубы, заменяющей стержень вала, см.
Длину трубы lтр, заменяющей стержень вала, вычисляют по формуле
(А.3)
где lст - длина стержня вала, см;
dст - диаметр стержня вала, см.
Критическую частоту вращения карданного вала с учетом упругости его опор в трансмиссии устанавливает экспериментально разработчик ТС.
Частота вращения карданного вала в трансмиссии, соответствующая максимально возможной скорости движения ТС, должна составлять не более 80% критической частоты с учетом упругости опор.