ГОСТ 33666-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования
6. Требования безопасности
6.1 Автоцистерны не должны устанавливаться на транспортных средствах с двигателем, работающем на газе.
6.2 Техническое состояние базовых шасси автоцистерн должно соответствовать положениям соглашения [4]: в части торможения - разделу 9.2.3, пожароопасности - разделу 9.2.4, ограничения скорости - разделу 9.2.5.
6.3 Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
6.4 Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке размещения технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием. Электрооборудование автотранспортных цистерн в целом должно соответствовать положениям соглашения [4] (раздел 9.2.2).
6.5 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны. При этом письменные инструкции для водителя и их количество должны соответствовать положениям соглашения [4].
6.6 Оборудование и органы управления системы, предназначенные для заправки техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема, должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 ч обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.
6.7 Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное объемное электрическое сопротивление не более 105 Ом·м.
Защита от статического электричества АТС должна соответствовать требованиям документов <1>, действующих на территории государств - членов Таможенного союза.
--------------------------------
<1> На территории Российской Федерации действуют "Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности" (М.: Химия, 1973).
Зажимы для подключения заземляющего провода и троса должны соответствовать требованиям ГОСТ 21130. Допускается применение зажимов других типов по надежности крепления и сопротивлению цепи не хуже указанных.
Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.
Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в КД на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по КД на рукав конкретного типа.
Автотранспортная цистерна должна иметь устройства для отвода статического электричества как при наливе (сливе) продукта, так и в движении. Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
6.8 Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю. Защита топливного бака должна соответствовать положениям соглашения [4] (подразделы 9.2.4.2 и 9.2.4.3).
6.9 Система выпуска отработавших газов должна соответствовать положениям соглашения [4] (подраздел 9.2.4.5).
6.10 Автотранспортные средства должны иметь переносные огнетушители в соответствии с положением соглашения [4] (подраздел 8.1.4.1).
6.11 По требованию потребителя (заказчика) АТС должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
6.12 На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков "Опасность", знака "Ограничение скорости" по стандарту <2>, действующему на территории государства - члена Таможенного союза, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой порядка 25 кг.
--------------------------------
<2> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
6.13 На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно" по ГОСТ 1510. Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
6.14 Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.
6.15 На автоцистернах, перевозящих нефтепродукты, на каждой боковой стороне цистерны или отсека, и сзади транспортного средства должны быть размещены знаки опасности, соответствующие перевозимому нефтепродукту, в отношении цвета, символа и номера класса опасности по требованиям соглашения [4].
Также в соответствии с требованиями соглашения [4] АТС, перевозящие опасные грузы, должны иметь две расположенные в вертикальной плоскости прямоугольные светоотражающие таблички оранжевого цвета. Одна из этих табличек должна крепиться спереди, а другая - сзади транспортной единицы, причем обе - перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Таблички должны быть хорошо видны. В верхней части таблички указывается идентификационный номер опасности, а в нижней части - номер ООН.
Идентификационный номер опасности и номер ООН должны быть нестираемыми и оставаться разборчивыми после пребывания в огне в течение 15 мин. Размеры таблички и надписи в ней - в соответствии с требованиями соглашения [4].
Все знаки должны выдерживать воздействие любых погодных условий без существенного ухудшения их качества.
6.16 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: "При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена".
6.17 Автоцистерны должны быть оборудованы задним защитным устройством в соответствии с Правилами [5].
6.18 Автоцистерна должна быть оборудована боковым защитным устройством в соответствии с Правилами [6].
6.19 Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
6.20 Каждый отсек автоцистерны, прицепа (полуприцепа) цистерны должен быть оборудован донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.
Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.
6.21 Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.
6.22 Автоцистерны в отношении их конструктивных особенностей должны соответствовать требованиям Правил [7].
6.23 Устойчивость к опрокидыванию цистерн должна соответствовать требованиям Правил [8].
6.24 Требования безопасности в отношении дыхательных устройств установлены в ГОСТ 25560 (раздел 3).