ГОСТ 33555-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
5.5. Измерение шума при разгоне
5.5.1 Измерения проводят следующим образом.
Стабилизируют начальную скорость движения V0 АТС и режим работы двигателя в соответствии с условиями испытаний.
При достижении стабильной начальной скорости V0 резко нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой или подачей топлива (педаль акселератора) и удерживают ее в таком положении до достижения скорости окончания разгона Vк, указанной в 5.5.2. При проведении измерений уровня звука во время разгона переключение передач не допускается. Если исключить переключение передач невозможно, то оно не должно учитываться в процессе измерения.
За результат измерения принимают максимальное значение уровня звука, зарегистрированное в процессе разгона транспортного средства от V0 до Vк.
5.5.2 Определение режима испытаний
5.5.2.1 АТС с механической коробкой передач, имеющей ручное управление
а) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач), обеспечивающая движение АТС со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90%* <1> режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона Vк.
--------------------------------
<1> В случае если частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности превышает 6000 мин-1, применяют разгон до частоты вращения, соответствующей 80% частоты вращения, при которой заявлена максимальная мощность двигателя, но не ниже 5400 мин-1. Здесь и далее знаком * обозначены аналогичные условия.
Если при включении выбранной передачи при частоте вращения, равной 90%* режима максимальной мощности двигателя, скорость превышает 120 км/ч, то скорость Vк считают равной 120 км/ч.
Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости V0, соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя.
Если на выбранной передаче скорость Vк равна 120 км/ч, то V0 должна быть 60 км/ч.
б) Для категории M1, M2 и N1:
- если скорость окончания разгона Vк не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний а) и б) 5.5.2.1.
в) Если на АТС категорий M2, M3, N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон со скорости, соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя до 90%*.
Если скорость окончания разгона Vк не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5.5.2.2 АТС с автоматической коробкой передач с возможностью принудительного выбора передачи
а) Испытания проводят только в режиме принудительного включения передач. Данный метод применяют в случае возможности получения движения на заданной передаче.
б) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет не более четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет пять и более передач), обеспечивающая движение транспортного средства со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90%* режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона Vк. Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости V0, соответствующей 45% режима максимальной мощности двигателя.
Для АТС категории M1, M2 и N1:
- если скорость окончания разгона Vк не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
в) Если на АТС категорий M2, M3, N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон с 45% до 90% режима максимальной мощности двигателя. Если скорость окончания разгона Vк не превышает 100 км/ч, дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5.5.2.3 АТС с автоматической коробкой передач без возможности принудительного выбора передачи
а) Испытания проводят в режиме автоматического включения передач. В процессе испытаний в конце разгона желательно получить наибольшие величины скорости (120 км/ч) и частоты вращения коленчатого вала (90%* режима максимальной мощности).
б) Для АТС категории M1 и N1 испытания проводят при разгоне со скорости 60 до 120 км/ч. Если переключение на более высокую передачу происходит в интервале от 100 до 120 км/ч - измерение уровня звука проводят до переключения. Если переключение на более высокую передачу происходит до 100 км/ч - измерения уровня звука осуществляют от момента переключения до 120 км/ч. Если при резком нажатии на педаль при скорости 60 км/ч практически сразу происходит переключение на более низкую передачу, то этот период не используется для выбора режима испытаний и в течение этого времени не проводят измерение уровня звука.
Для остальных категорий АТС испытания проводят со скорости, соответствующей (45 +/- 5)% от максимально достижимой скорости АТС до скорости, соответствующей 90%* максимально достижимой скорости. Если испытательная скорость в конце разгона превышает 120 км/ч, то разгон осуществляют со скорости 60 до 120 км/ч.
в) Если невозможно провести испытания как изложено в б) 5.5.2.3, то используют следующую процедуру.
Измерение проводят, начиная со скорости V0, соответствующей (45 +/- 5)% режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость V0 должна быть не более 60 км/ч. Включение понижающей передачи в процессе разгона должно быть исключено.
Если в коробке передач происходит переключение на более высокую передачу раньше, чем будет достигнута скорость, соответствующая 90%* режима максимальной мощности двигателя или 120 км/ч, то за скорость окончания разгона Vк принимают скорость на 5% ниже от режима, на котором происходит переключение передач. Если и этот способ не позволяет выдержать испытательные режимы, то испытания проводят при частичном нажатии на педаль газа, чтобы выдержать условия по а) 5.5.2.3.
г) Если на АТС категорий M2, M3, N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90%* режима максимальной мощности, то необходимо заканчивать разгон на скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.4 АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя (например, электромобили, троллейбусы)
Для АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя, начальную скорость V0 устанавливают равной 45% от максимальной скорости (но не более 60 км/ч), указанной предприятием-изготовителем. Разгон осуществляется до скорости Vк, соответствующей 90%* от максимальной скорости (но не более 120 км/ч), указанной предприятием-изготовителем. Максимальная скорость определяется при массе снаряженного АТС. Если максимальная скорость определяется работой ограничителя скорости разгон необходимо закончить на скорости на 5% ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.5 АТС, у которых максимальная скорость, измеренная при массе снаряженного АТС на высшей передаче, меньше скорости, соответствующей 90%* режима максимальной мощности двигателя и скорости 120 км/ч (спецтехника, в том числе бронированная).
В коробке передач включают более низкую передачу, но не ниже третьей. Начальная скорость V0 должна соответствовать минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающей ее постоянное увеличение при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива, но не ниже 45% от скорости, соответствующей режиму максимальной мощности двигателя. Разгон заканчивается при скорости Vк, соответствующей 90%* режима максимальной мощности двигателя.
5.5.3 Уровень звука измеряют в течение всего периода разгона АТС, причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.
