БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56963-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Локомотивы. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля

4.2 Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием

 

4.2.1 Общие требования

4.2.1.1 Металлические поверхности локомотивов, их деталей и сборочных единиц должны быть подготовлены к окрашиванию по ГОСТ 9.402: обезжирены от масложировых и сажевых загрязнений и очищены от ржавчины, окалины, сварочных брызг, формовочной земли, заусенцев, старого лакокрасочного покрытия механическим способом, с использованием ручного и механизированного инструментов, специального оборудования, а также методом абразивоструйной обработки.

4.2.1.2 Период времени между окончанием абразивоструйной обработки и следующей операцией грунтования не должен превышать 2 ч.

Допускается при условии соблюдения температуры окружающей среды не ниже 15 °C и относительной влажности воздуха не выше 80% увеличение времени межоперационного хранения обработанных абразивоструйным способом деталей и сборочных единиц в соответствии с ГОСТ 9.402-2004 (пункт 4.3).

4.2.1.3 Для абразивоструйной очистки должны быть использованы:

а) для поверхностей из углеродистой стали:

1) стальная закаленная и стальная дробь по ГОСТ 11964 размером от 0,2 до 1,0 мм;

2) металлический песок или купершлак размером от 0,2 до 2,5 мм;

3) электрокорунд размером от 0,2 до 1,0 мм;

б) для поверхностей из нержавеющей стали:

1) нержавеющая дробь размером от 0,2 до 1,0 мм;

2) фруктовая косточка размером от 0,2 до 1,0 мм;

3) электрокорунд размером от 0,2 до 1,0 мм;

в) для поверхностей из алюминия:

1) алюминиевая дробь размером от 0,2 до 1,0 мм;

2) электрокорунд размером от 0,2 до 1,0 мм.

Допускается увеличение размера стальной закаленной и стальной дроби по ГОСТ 11964 до 1,4 мм при абразивоструйной очистке металлических поверхностей толщиной не менее 8 мм. При этом шероховатость поверхности должна быть не более 60 мкм и количество слоев первичной грунтовки увеличено до 3.

4.2.1.4 Подготовленные к окрашиванию кузова локомотивов, детали и сборочные единицы должны быть в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402 сухими и обдуты после абразивоструйной и механической обработки кузова сжатым воздухом по ГОСТ 9.010.

4.2.2 Требования к подготовке поверхности вновь изготавливаемых локомотивов

4.2.2.1 Качество обезжиривания поверхности перед очисткой должно соответствовать первой степени по ГОСТ 9.402.

4.2.2.2 Наружные и внутренние поверхности кузовов локомотивов перед окрашиванием должны быть подвергнуты абразивоструйной или механической обработке по ГОСТ 9.402 с последующим обеспыливанием.

4.2.2.3 Степень очистки по ГОСТ 9.402 для вновь изготавливаемых локомотивов должна быть:

- для наружных поверхностей локомотивов - 1 или 2;

- для внутренних поверхностей локомотивов - 2;

- для подкузовного оборудования - 3.

4.2.2.4 Шероховатость металлической поверхности (толщиной до 3 мм) для вновь изготавливаемых кузовов локомотивов после абразивоструйной или механической очистки должна быть не более Rz 40 и не менее Rz 20 по ГОСТ 2789. Требования не распространяются на штампованные и литые детали.

4.2.3 Требования к подготовке поверхности при ремонте

4.2.3.1 Наружные поверхности кузовов локомотивов при КР должны быть очищены от старого покрытия абразивоструйным или механическим способами.

4.2.3.2 Степень очистки локомотивов по ГОСТ 9.402 при КР должна быть:

- для наружных поверхностей локомотивов - 1 или 2;

- для внутренних поверхностей - 3;

- для внутренних поверхностей, подлежащих облицовке, - 3 или 4;

- для подкузовного оборудования - 3.

4.2.3.3 Наружные поверхности кузовов локомотивов при СР очищают полностью до металла, если:

- разрушение лакокрасочного покрытия превышает 25% общей площади кузова (определяют визуально), или

- общая толщина по ГОСТ 31993 имеющегося комплексного покрытия превышает 2000 мкм (включая шпатлевку, грунтовку и эмаль) и 250 мкм (исключая шпатлевку), или

- адгезия старого покрытия более 2 баллов по ГОСТ 15140 или более 1 балла по ГОСТ 32702.2.

Очистка старого покрытия наружных поверхностей локомотивов до металла должна быть произведена в процессе СР и ТР-3 до степени 1 или 2 по ГОСТ 9.402 механическим или абразивоструйным способом.

4.2.3.4 Наружные поверхности кузовов локомотивов со старым частично разрушившимся покрытием при проведении СР и ТР-3 должны быть очищены в местах разрушившегося покрытия до металла механическим способом с использованием специализированных ручных и механизированных инструментов или методом абразивоструйной обработки в соответствии с требованиями ГОСТ 9.402.

4.2.3.5 Наружные поверхности локомотивов с сохранившимся покрытием при проведении СР и ТР-3 должны быть очищены от дефектов предыдущего окрашивания (потеков, наплывов и утолщений) с использованием механизированного инструмента.

4.2.3.6 Внутренние поверхности кузовов локомотивов при проведении КР (крыша, пол, боковые и торцевые стены) должны быть очищены от разрушившегося покрытия (отслоения, вспучивания, растрескивания и т.д.) ручным и механизированным инструментом до степени очистки 3 по ГОСТ 9.402.

4.2.3.7 Внутренние вскрытые поверхности кузовов локомотивов, имеющие повреждения защитного покрытия (отслоения, вспучивания, растрескивания и т.д.), при проведении СР должны быть очищены ручным и механизированным инструментом до степени очистки 3 или 4 по ГОСТ 9.402.

4.2.3.8 Внутренние, вновь вваренные поверхности кузовов локомотивов, включая металл боковин, крыши, пола, при проведении КР и СР должны быть очищены абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента до степени очистки 2 по ГОСТ 9.402.

4.2.3.9 Внутренние поверхности кузовов локомотивов (при отсутствии облицовки) и оборудование внутри кузовов, подлежащие окрашиванию, должны быть очищены от старого разрушенного покрытия и продуктов коррозии механизированным инструментом.

4.2.3.10 Подкузовное оборудование должно быть очищено от продуктов коррозии и разрушившегося лакокрасочного покрытия абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента.

Допускается использовать другие способы подготовки поверхности подкузовного оборудования, соответствующие требованиям ГОСТ 9.402 и срокам службы покрытий, указанным в 4.9.

4.2.3.11 Наружные поверхности кузовов локомотивов, окрашенные двухкомпонентными материалами повышенной долговечности в период между проведением СР, ТР-3, КР, имеющие сколы, царапины, вмятины, должны быть подвергнуты локальному ремонту.

4.2.3.12 Наружные поверхности кузовов локомотивов, окрашенных двухкомпонентными долговечными материалами в процессе КР, должны быть очищены абразивоструйным или механическим способом с использованием механизированного инструмента полностью до металла до степени очистки 1 или 2 с последующим обеспыливанием по ГОСТ 9.402.

4.2.3.13 Шероховатость поверхности после абразивоструйной очистки, используемой при всех видах ремонта, должна быть не более Rz 55 и не менее Rz 20 по ГОСТ 2789.

4.2.3.14 Поверхности кузовов локомотивов, подвергнутые очистке ручным или механизированным электропневмоинструментом, должны быть обезжирены. Качество обезжиривания перед окрашиванием должно соответствовать второй степени по ГОСТ 9.402.