ГОСТ 33715-2015. Межгосударственный стандарт. Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация
9. Техническое обслуживание и ремонт
9.1 Система технического обслуживания и ремонта СГП и Т должна предусматривать ежесменное техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. Для механизированных и/или электрифицированных СГП в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации могут быть предусмотрены дополнительные виды технического обслуживания, в том числе сезонного.
СГП и Т, потерявшие работоспособность в результате отказа, в зависимости от его критичности, подвергаются внеплановому ремонту или утилизации.
9.2 Ежесменное техническое обслуживание СГП и Т выполняется в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации регулярно перед началом работы и в процессе работы стропальщиками, крановщиком (оператором крана) и персоналом, обслуживающим кран, производственными инструкциями которого установлена данная обязанность.
9.3 В состав ежесменного технического обслуживания СГП и Т, как минимум, входят следующие работы:
- осмотр перед началом работы;
- смазка шарнирных соединений и механизмов (при наличии данного требования в руководстве по эксплуатации СГП и Т);
- осмотр, чистка и мойка после работы.
Осмотр СГП и Т персоналом непосредственно перед использованием в работе следует проводить, используя браковочные показатели, приведенные в их руководстве по эксплуатации или в инструкции, разработанной с учетом требований настоящего стандарта и утвержденной эксплуатирующей организацией.
9.4 Текущий ремонт СГП и Т выполняют на основании требований эксплуатационной документации и результатов оценки их работоспособности, выполняемой в виде осмотров и проверок состояния.
9.5 Оценку работоспособности СГП и Т рекомендуется выполнять по годовым планам (приложение Г).
9.6 Техническое обслуживание и ремонт СГП и Т могут выполняться в стационарных условиях (на эксплуатационных базах, промышленных предприятиях, предприятиях технического сервиса) и/или на местах использования СГП и Т.
9.7 В процессе технического обслуживания текстильных ленточных стропов, необходимо исключить возможное искрообразование от статического электричества, накопленного от их трения о части груза, используя обработку препаратом типа "антистатик" (периодичность обработки согласно инструкции по использованию препарата). В качестве альтернативного метода допускается применять вымачивание в 2%-ном растворе поваренной соли в течение 24 ч и далее в течение 2 ч перед использованием в работе.
Принудительная сушка (любыми способами) текстильных ленточных стропов не допускается.
9.8 Ремонт СГП, имеющих дефекты и повреждения в соединительных элементах и захватах, следует производить методом их замены, при этом должны использоваться новые или отремонтированные, имеющие соответствующую маркировку и идентифицированные соединительные элементы и захваты.
9.9 Ремонт металлоконструкций СГП и Т с применением сварки, реконструкция и любой ремонт, связанный с изменением конструкции СГП и Т, отдельных элементов или соединений, должны производиться по проекту и техническим условиям, разработанным изготовителями СГП и Т или специализированными организациями и содержащими указания о применяемых материалах, контроля качества сварки, порядки приемки и оформления документации по результатам выполненного ремонта, реконструкции.
Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных или поврежденных элементов на аналогичные новые, проект и технические условия в данном случае не разрабатываются.
Замена забракованных элементов стропов невозможна, если она выполняется посредством сварки, заплетки, опрессовки или сшивки. В этом случае строп бракуется и утилизируется.
Ремонт крюков СГП с применение сварки не допускается.
9.10 После завершения ремонта СГП и Т должна проводиться проверка качества ремонта, при этом отремонтированные СГП и Т должны быть подвергнуты статическим испытаниям.
9.11 Изменения конструкции, возникающие при ремонте СГЗП и Т, должны быть согласованы с их изготовителем или разработчиком, а при их отсутствии - со специализированной организацией. После проведения такого ремонта СГЗП и Т подлежат внеочередному обследованию.
9.12 Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легко заменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы СГП, примененные взамен поврежденных или изношенных, помимо необходимой маркировки изготовителя, должны быть снабжены сертификатами качества изготовителя (их копиями), заверенными подписью и печатью изготовителя или уполномоченного им поставщика. При этом в паспорте СГП (журнале СГП и Т) ответственным специалистом должна быть сделана запись о проведенном ремонте, с приложением документа на вновь установленный элемент.
9.13 Техническое обслуживание, надзор за содержанием в работоспособном состоянии грузовых контейнеров и их средств крепления должен осуществляться по указаниям инструкций (руководств) предприятий-изготовителей, а при отсутствии таких инструкций - в соответствии требованиями, установленными ведомственными нормативными документами и документами органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзор за предприятиями (организациями) водного и железнодорожного транспорта.
Периодическая проверка состояния средств крепления грузовых контейнеров проводится не реже одного раза в шесть мес, если действующими стандартами или техническими условиями на изделие не предусмотрены другие сроки.
9.14 Ремонт грузовых контейнеров должен выполняться по техническим условиям, разработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих использование грузовых контейнеров в государствах, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.
9.15 Контроль качества ремонта с применением сварки или реконструкции (модернизации) СГП и Т, их соответствие установленным требованиям, с указанием сведений о характере выполненных работ, примененных комплектующих изделиях, материалах, сварщиках и проведенном испытании, должен быть подтвержден исполнителем протоколом, который хранится наравне с их паспортом. Одновременно в паспорте СГП или Т (журнале СГП и Т), ответственным специалистом должна быть сделана отметка о характере выполненных работ, исполнителе и примененных материалах.
9.16 Мягкие контейнеры ремонтируют, если они относятся к разряду многоразовых контейнеров усиленного типа для тяжелых грузов, при этом принципиальные ремонтные решения следует согласовывать с производителем, принимая во внимание материалы, тип, площадь и место повреждения, условий, в которых эксплуатировался контейнер и фактический срок его службы.
9.17 Ремонт мягких многоразовых контейнеров усиленного типа для тяжелых грузов должен быть произведен так, чтобы контейнер соответствовал требованиям, предъявленным к новому контейнеру, которые нанесены на его этикетке.