ГОСТ 33558.2-2015 (EN 12158-2:2000+A1:2010). Межгосударственный стандарт. Подъемники строительные грузовые наклонные. Общие технические условия
5. Требования и/или меры безопасности
5.1 Основные положения
Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасность при работе, монтаже и демонтаже, а также возможность техобслуживания и транспортирования. Конструкция всех составных частей, которые необходимо перемещать в ходе монтажа, например секции направляющих рельсов, имеющие определенную массу, должна проектироваться с точки зрения возможности ручного перемещения. Если допустимая масса для перемещения вручную превышена, изготовитель должен предусматривать соответствующее подъемное оборудование, указанное в руководстве по эксплуатации. Все съемные и разъемные крышки должны закрепляться с помощью невыпадающих средств крепления.
5.1.1 Подъемники должны изготовляться в климатическом исполнении. У категории размещения I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 °C с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25 °C, атмосферой типа II по ГОСТ 15150, в I - V ветровых районах по ГОСТ 1451 при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.
Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.
Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.
5.1.2 Свободностоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов, должны быть выполнены в сейсмостойком исполнении с указанием в паспорте допустимого района установки.
5.1.3 Металлоконструкции подъемника следует изготавливать из сталей с механическими свойствами (в том числе и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по 5.1.1.
5.2 Комбинации нагрузок и расчеты
5.2.1 Конструкция подъемника должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы ее прочность была достаточной для всех предусмотренных рабочих условий, включая монтаж, демонтаж и, например, условия низких температур.
Разработка конструкции в целом и каждой детали в отдельности должна основываться на возможности различных комбинаций нагрузок, которые приведены в 5.2. В комбинации нагрузок должны учитываться наименее благоприятные положения грузоподъемника и груза в отношении направляющих рельсов и опор, как на пути прохождения грузоподъемника, так и его любого перемещения, например наклона грузоподъемника. Опора направляющих рельсов рассматривается как часть конструкции подъемника.
5.2.2 При расчете конструкции подъемника и каждой его составной части необходимо принимать в расчет следующие силы и нагрузки.
5.2.2.1 Общий собственный вес, за исключением грузоподъемника и оборудования, которое перемещается вместе с грузоподъемником.
5.2.2.2 Собственный вес незагруженного грузоподъемника и оборудования, которое перемещается вместе с грузоподъемником.
5.2.2.3 Номинальная грузоподъемность грузоподъемника
Номинальная грузоподъемность должна рассчитываться как нагрузка, действующая со смещением от центра в любую сторону на расстояние, равное 10% ширины W грузоподъемника (25%, если грузоподъемник предполагается использовать с нагрузкой, приложенной консольно) (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Номинальная грузоподъемность
при смещении от центра
5.2.2.4 Для расчета необходимо принимать плотность нагрузки не менее 3 кН/м2, действующей на площадь грузоподъемника, определяемую как площадь, расположенную под прямым углом к направляющим рельсам.
5.2.2.5 Если подъемник сконструирован таким образом, что грузоподъемник доходит до конца направляющих рельсов до приведения в действие концевого выключателя, то должно быть предусмотрено свободное расстояние при перемещении в конце направляющих рельсов при номинальной скорости с номинальной нагрузкой и без нее (см. также 5.5.1.8). Необходимо принимать в расчет предельный крутящий момент при заторможенном двигателе и инерцию системы привода.
5.2.2.6 Результирующая нагрузка при перемещении груза определяется путем умножения всех фактических нагрузок (грузоподъемника, номинальной грузоподъемности, канатов и т.д.) на коэффициент динамической нагрузки
где v равно номинальной скорости подъемника, м/с.
Коэффициент динамической нагрузки можно определять альтернативным способом, если он может обеспечить более высокую точность.
5.2.2.7 Для определения нагрузки, возникающей при работе устройства безопасности при разрыве каната, необходимо умножить результирующую нагрузку на коэффициент 2,5. Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, который должен быть проверен при испытаниях под нагрузкой, превышающей грузоподъемность в 1,25 раза.
5.2.2.8 Расчет ветровой нагрузки
Аэродинамическое давление q рассчитывают по формуле
где q - давление, Н/м2;
vw - скорость ветра, м/с.
Во всех случаях необходимо учитывать, что ветер может дуть горизонтально в любом направлении, и выбирать наименее благоприятное направление.
Расчет должен производиться по ГОСТ 1451 с учетом следующих требований.
5.2.2.8.1 Ветровая нагрузка на грузоподъемник
При расчете ветровой нагрузки на грузоподъемник и его расчетной грузоподъемности (например, лист 1,2 x 2,5 м) следует принимать, что площадка является сплошной, и применять аэродинамический коэффициент, равный 1,2. Коэффициент 1,2 учитывает как коэффициент формы, так и коэффициент безопасности.
5.2.2.8.2 Ветровое давление
Расчет ветрового давления на подъемник при проектировании следует производить для трех расчетных случаев.
5.2.2.8.2.1 Действие ветра при рабочем состоянии
Независимо от высоты минимальное значение ветрового давления q должно быть равно 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра vw, равной 12,5 м/с.
5.2.2.8.2.2 Действие ветра при нерабочем состоянии
Ветровое давление при нерабочем состоянии подъемника зависит от его высоты над грунтом и географической зоны, в которой установлен подъемник.
Значения ветрового давления при нерабочем состоянии приведены в таблице 3.
Таблица 3
Минимальное давление ветра
Высота частей подъемника над уровнем грунта, H (м) | Давление ветра для географических зон от A до E, q, Н/м2 | |||
A/B | C | D | E | |
0 < H <= 10 | 544 | 741 | 968 | 122 |
10 < H <= 20 | 627 | 853 | 1114 | 141 |
20 < H <= 50 | 757 | 1031 | 1347 | 170 |
50 < H <= 100 | 879 | 1196 | 1562 | 197 |
В расчет следует принимать минимальное давление ветра.
Зоны от A до E выбираются на основании Европейской карты штормовых ветров (приложение A).
5.2.2.8.2.3 Ветровая нагрузка при монтаже и демонтаже
Независимо от высоты минимальное значение ветрового давления q должно быть равно 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра vw, равной 12,5 м/с.
5.2.2.9 Опорная поверхность грузоподъемника должна быть спроектирована таким образом, чтобы она могла выдерживать без остаточной деформации статическую нагрузку 750 Н, приложенную в наименее благоприятном месте на квадрат площадью 0,1 x 0,1 м.
5.2.2.10 При расчетах следует принимать во внимание погрешности при монтаже не менее 2,5° в любом направлении.
5.2.3 Коэффициенты безопасности
5.2.3.1 Стальные конструкции
a) Допускаемые напряжения
где fy - предел текучести, Н/мм2;
Sy - коэффициент безопасности по пределу текучести.
b) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций)
Расчеты напряжений должны проводиться с учетом деформации конструкции. Это крайне важно при расчете тонкостенной конструкции или при использовании материалов с низким модулем упругости. Это можно сделать, используя вторую теорию прочности.
Из двух значений или
применяется самое неблагоприятное значение
- фактический предел текучести, Н/мм2.
Коэффициенты безопасности для предела текучести fy и должны быть не менее значений, приведенных в таблице 4, которая взаимосвязана с таблицей 6.
Таблица 4
Коэффициенты безопасности для стальных конструкций
Нагрузка | Коэффициент безопасности Sy |
A | 1,5 |
B | 1,33 |
C | 1,25 |
a) Допускаемые напряжения
или
, принимают меньшее значение,
где: fy - предел прочности при растяжении, Н/мм2,
Su - коэффициент безопасности по прочности при растяжении.
b) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций)
Расчеты напряжений должны проводиться с учетом деформаций конструкции. Это крайне важно при расчете тонкостенной конструкции или при использовании материалов с низким модулем упругости. Это можно сделать, используя вторую теорию прочности.
или
, принимают меньшее значение.
Коэффициенты безопасности для предела текучести fy и fu должны быть не менее значений, приведенных в таблице 5, которая взаимосвязана с таблицей 6.
Таблица 5
Коэффициенты безопасности для алюминиевых конструкций
Нагрузка | Коэффициент безопасности при расчете по пределу текучести Sy | Коэффициент безопасности при расчете по пределу прочности при растяжении Su |
A | 1,70 | 2,50 |
B | 1,55 | 2,25 |
C | 1,41 | 2,05 |
5.2.4 Примеры нагрузок, различные сочетания нагрузок и усилий, применяемых при расчете, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Варианты нагружения
Номер нагрузки | Варианты нагружения | Усилия и результаты в соответствии с 5.2.2. X <1> | Нагрузка <2> |
I a | Обычная эксплуатация (элементы конструкции, включая направляющие рельсы, опоры направляющих рельсов, раму, опорную раму и все прочие неподвижные части конструкции) | (1), (8.2.1) (2), умноженное на (6) (3), умноженное на (6) (5) | A |
I b | Обычная эксплуатация: грузоподъемник | (8.2.1) (2), умноженное на (6) (3), умноженное на (6) (5) | A |
II a | Предельное нагружение: направляющие рельсы | (1), (8.2.1) (2), умноженное на (6) (4), умноженное на (6) | C |
II b | Предельное нагружение: грузоподъемник | (1), (8.2.1) (2), умноженное на (6) (4), умноженное на (6) | C |
III a | Опасность в результате срабатывания устройства безопасности при разрыве каната: направляющие рельсы | (1), (8.2.1) (2), умноженное на (7) (3), умноженное на (7) | C |
III b | Опасность в результате срабатывания устройства безопасности при разрыве каната: грузоподъемник | (8.2.1) (2), умноженное на (7) (3), умноженное на (7) | C |
III c | Опасность в результате срабатывания устройства безопасности при разрыве каната: устройство безопасности при разрыве каната | (2), умноженное на (7) (3), умноженное на (7) | C |
IV | Случайное нерабочее состояние: направляющие рельсы | (1), (8.2.2) | B |
V | Монтаж (элементы конструкции, включая направляющие рельсы, раму, опорную раму и все прочие неподвижные части конструкции) | (1), (8.2.3) (2), умноженное на (6) | B |
<1> X относится к соответствующему подразделу 5.2.2. Например, для нагрузки I b (обычная эксплуатация: грузоподъемник) необходимо принимать в расчет силы и нагрузки по 5.2.2.8.2.1, 5.2.2.2, 5.2.2.3 и 5.2.2.6. Они указаны в таблице в сокращенной форме (8.2.1), (2), (3) и (6). <2> См. таблицу 4 и таблицу 5. |
5.2.5 Устойчивость
Для подъемников, находящихся в свободно стоящем положении в ходе монтажа, следует использовать нагрузки и коэффициенты, приведенные в таблице 7.
Все восстанавливающие силы имеют коэффициент 1,0.
Таблица 7
Коэффициенты безопасности по устойчивости S0
для различных опрокидывающих сил
Нагрузки или силы | По 5.2.2. X <1> | Коэффициент безопасности S0 |
Статические нагрузки на части, подверженные опрокидыванию | (1), (2) | 1,2 |
Силы ветра при монтаже и демонтаже | (8.2.3) | 1,1 |
Погрешность при монтаже | (10) | 1,0 |
<1> См. сноску <1> таблицы 6. |
Сумма моментов стабилизирующих сил должна быть больше или равна сумме
опрокидывающих моментов, умноженных на соответствующий коэффициент безопасности по устойчивости S0.
5.2.6 Расчет на выносливость деталей привода и системы торможения
5.2.6.1 Для всех несущих деталей, работающих под нагрузкой, таких как валы и зубчатые передачи, должен быть произведен расчет на выносливость. При расчете необходимо учитывать переменные значения напряжений и количество циклов нагружения, которые могут многократно превышать количество рабочих циклов подъемника.
Для определения количества циклов нагружения изготовитель должен принимать следующее:
- 15000 циклов перемещений с нагрузкой на платформе, составляющей 75% от номинальной грузоподъемности;
- 15000 циклов перемещений с платформой без нагрузки;
- для расчета элементов привода следует принимать длину пути 10 м для каждого перемещения (движение с ускорением от состояния покоя до номинальной скорости - движение с номинальной скоростью - торможение до полной остановки) (см. также 7.1.2.11).
Примечание - Количество циклов перемещений для грузовых подъемников принимается 3 x 104 - прерывистый режим работы (например, 10 лет, 20 недель в год, 25 часов в неделю, 6 перемещений в час).
5.2.6.2 Каждый вал должен иметь минимальный коэффициент безопасности 2,0 относительно предела выносливости с учетом концентрации напряжений.
5.3 Опорная рама: опора направляющего рельса, опорная рама или шасси
5.3.1 Общие требования
Опорная рама подъемника должна быть сконструирована таким образом, чтобы выдерживать все нагрузки, действующие на подъемник, и иметь возможность передавать их на несущую поверхность.
Составные части, передающие нагрузки непосредственно с подъемника на грунт, должны быть сконструированы таким образом, чтобы была обеспечена возможность предотвращения давления на грунт более 0,2 МН/м2.
Для устранения риска непреднамеренного горизонтального смещения опорной рамы подъемника необходимо предусмотреть средства фиксации положения опорной рамы.
5.3.2 Дополнительные требования для опоры направляющего рельса
Опоры должны иметь шарнир, позволяющий перемещение направляющего рельса во всех плоскостях под углом.
5.3.3 Дополнительные требования для опорной рамы
Должны быть предусмотрены регулируемые устройства передачи нагрузок на грунт. Опорная рама должна иметь шарнир, позволяющий ее перемещение во всех плоскостях под углом не менее 10° к горизонтали для предотвращения напряжений изгиба в конструкции. Если опора неповоротная, то при расчетах следует принимать наибольшее напряжение изгиба.
Если между направляющими рельсами и опорной рамой используется поворотная платформа, то она должна иметь блокировочное устройство во избежание ее непреднамеренного поворота.
Если имеется устройство для регулирования наклона направляющих рельсов, расположенное между опорной рамой и направляющими рельсами, то оно должно быть сконструировано таким образом, чтобы выдерживать все запроектированные нагрузки и комбинации нагрузок (см. 5.2). Скорость подъема и опускания должна быть не более 8°/с. Необходимо предусмотреть устройство, предохраняющее направляющие рельсы от непроизвольного опускания (гидравлические системы привода для регулировки наклона см. 5.7).
5.3.4 Дополнительные требования для шасси
Устройства, передающие усилия на несущую поверхность, не должны опираться на пружины или пневматические колеса.
Должны быть предусмотрены опоры для фиксации шасси на грунте в рабочем и транспортном положениях. Опорные устройства для фиксации на грунте должны быть закреплены во избежание их непреднамеренного отсоединения или потери.
Должны быть предусмотрены средства для блокировки системы направляющего рельса (в полностью убранном положении и с наименьшим углом наклона к горизонтали) в фиксированном положении на шасси.
Площадки шасси, предназначенные для доступа, должны иметь поверхность, препятствующую скольжению (например, пластины с рифленой поверхностью).
5.4 Направляющие рельсы, опоры направляющих рельсов и буферные устройства
5.4.1 Направляющие рельсы должны направлять и поддерживать грузоподъемник, для того чтобы он двигался по правильной траектории движения. Направляющие рельсы могут состоять из соединенных секций или телескопических элементов. Должны быть предусмотрены крепежные элементы, например рымболты, для облегчения крепления к прочной конструкции, например к зданию.
5.4.2 Направляющие рельсы и коленно-рычажные соединения должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдерживались все нагрузки, приведенные в 5.2.
Для того чтобы предотвратить опасности при неисправности верхнего или нижнего концевых выключателей, подъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы грузоподъемник перемещался до конца направляющих рельсов с номинальной нагрузкой или без нее, не допуская остаточных деформаций.
Дополнительно направляющие рельсы должны быть сконструированы таким образом, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при приведении в действие устройства безопасности (ограничения скорости или при разрыве каната). Локальные остаточные деформации направляющих рельсов допускаются. Необходимо принимать в расчет наименее благоприятную ситуацию.
5.4.3 Соединения между секциями направляющего рельса или телескопическими секциями должны обеспечивать эффективное перемещение груза и быть соосными. Ослабление должно быть возможным только при ручном воздействии.
5.4.4 Телескопическая система направляющих рельсов
Конструкция должна обеспечивать свободное скольжение относительно направляющего рельса. Система телескопических направляющих должна быть сконструирована таким образом, чтобы был возможен ее внешний осмотр по всей длине канатов телескопической системы.
Если имеется блокировочное устройство телескопических направляющих рельсов во избежание их складывания (выдвинутой системы) в случае удлинения каната, то коэффициент запаса прочности проволочного каната, приведенный в 5.6.3.1.3, можно уменьшить до 3.
5.4.5 Присоединение элементов привода (например, приводной узел, шкивы, заделка концов канатов) к направляющим рельсам должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их правильное расположение для обеспечения передачи соответствующих нагрузок на направляющие рельсы. Отсоединение должно быть возможным только при ручном воздействии.
5.4.6 Опора направляющего рельса
Опора направляющего рельса должна ограничивать прогиб рельса и снижать трение.
В частности, опоры должны:
- монтироваться и демонтироваться безопасным способом без необходимости нахождения персонала на рельсах;
- регулироваться по длине и углу наклона;
- соединяться шарниром с направляющими рельсами;
- отсоединяться только преднамеренно.
5.4.7 Буферные устройства
5.4.7.1 Движение грузоподъемника должно ограничиваться снизу буферными устройствами. При номинальной грузоподъемности грузоподъемника и при скорости, равной номинальной скорости, среднее ускорение замедления грузоподъемника при действии нижних буферных устройств не должно превышать 2g.
5.4.7.2 Буферные устройства должны быть предусмотрены в верхнем конце движения, если конструкция грузоподъемника не имеет верхнего концевого выключателя. Без нагрузки грузоподъемника при его номинальной скорости среднее замедление грузоподъемника при действии верхних буферных устройств не должно превышать 1g при движении вверх.
5.5 Грузоподъемник
5.5.1 Общие требования
5.5.1.1 Подъемник может быть оснащен различными типами грузоподъемников (платформы, люльки и т.д.). Они должны быть пригодными для целей, определенных изготовителем.
5.5.1.2 Грузоподъемник должен быть рассчитан в соответствии с 5.2.
5.5.1.3 Грузоподъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы не было необходимости нахождения в нем персонала в ходе техобслуживания, монтажа и демонтажа, а также в ходе загрузки и разгрузки. Считается, что безопасное расстояние доступа к грузу извне грузоподъемника должно быть не более 0,60 м.
5.5.1.4 Грузоподъемник должен иметь жесткие направляющие, во избежание их разъединения, заедания или непреднамеренного наклона.
5.5.1.5 Каждый грузоподъемник должен быть обеспечен эффективными приспособлениями для его удерживания на направляющих рельсах в случае выхода из строя роликов направляющих.
5.5.1.6 Ролики направляющих грузоподъемника должны быть максимально защищены, во избежание защемления пальцев.
5.5.1.7 Перемещение грузоподъемника за верхний и нижний край направляющих рельсов должно предотвращаться механическими средствами.
5.5.1.8 Для того чтобы предотвратить опасности при неисправности верхнего или нижнего концевых выключателей, подъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы грузоподъемник перемещался до конца направляющих рельсов с номинальной нагрузкой или без нее без остаточных деформаций.
5.5.1.9 Грузоподъемники, за исключением предназначенных для специальных грузов, должны быть оборудованы со всех сторон защитными устройствами высотой не менее 0,3 м с максимальными просветами 50 x 50 мм или решетками со щелями шириной не более 20 мм.
5.5.1.10 Грузоподъемники для специальных грузов должны быть сконструированы таким образом, чтобы было обеспечено безопасное перемещение необходимых материалов.
5.5.1.10.1 Грузоподъемники для специальных грузов, оснащенные емкостями для жидких, вязких или сыпучих материалов, которые могут наклоняться или открываться снизу, должны быть сконструированы таким образом, чтобы они открывались или наклонялись только в специально предусмотренных местах.
5.5.1.10.2 Подъемники с наклонными грузоподъемниками должны быть оснащены средствами, предотвращающими их опрокидывание.
5.5.1.11 Защитные ограждения, двери, рампы и т.д. должны открываться только преднамеренно.
5.5.2 Устройства безопасности, предотвращающие падение грузоподъемника
5.5.2.1 Устройство безопасности должно предотвращать грузоподъемник от падения в случае разрыва каната.
5.5.2.2 Устройство безопасности должно останавливать и удерживать грузоподъемник с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность в 1,25 раза, при движении с номинальной скоростью вниз.
5.5.2.3 Необходимо предусмотреть предотвращение нерабочего состояния устройства безопасности вследствие скопления посторонних материалов или воздействия окружающей среды.
5.5.2.4 Устройство безопасности, предназначенное для фиксации более чем одной направляющей, должно срабатывать на всех направляющих одновременно.
5.5.2.5 Ловители или блокировочные устройства безопасности не должны использоваться для направляющих подъемника при обычном режиме работы.
5.5.2.6 Если в устройствах безопасности используются пружины, то они должны быть пружинами сжатия, быть соответственно закреплены и в ненагруженном состоянии иметь шаг менее, чем удвоенный диаметр проволоки.
5.6 Система привода
Следующие пункты относятся как к системе привода грузоподъемника, так и к системе привода телескопических направляющих рельсов, если не указано иное.
5.6.1 Общие положения
Каждый подъемник должен быть оснащен, по крайней мере, одной собственной системой привода.
Каждая система привода должна рассчитываться по 5.2.6.
Двигатель системы привода должен быть соединен с барабаном жестким приводом, который не должен разъединяться.
Грузоподъемник и телескопические направляющие рельсы при обычном режиме работы, монтаже и демонтаже должны опускаться под нагрузкой.
Для всех подъемников при обычном режиме работы скорость поднятия порожнего грузоподъемника или опускания грузоподъемника с номинальной грузоподъемностью не должна превышать номинальную скорость более чем на 15%.
Скорость выдвижения телескопических направляющих рельсов должна быть не более 15 м/мин.
5.6.2 Защитные устройства и средства доступа
Механизм привода (например, двигатель, привод, барабан) должен располагаться или быть защищен таким образом, чтобы предотвращать травмирование обслуживающего персонала.
Во избежание попадания материала, который может причинить повреждение любой части системы привода, например гравий, дождь, снег, лед, строительный раствор, пыль, должны быть предусмотрены неподвижные защитные ограждения.
Должны быть предусмотрены эффективные защитные устройства для приводных барабанов, ременных и цепных передач, вращающихся валов, маховиков, роликов направляющих, муфт и аналогичных вращающихся деталей, за исключением случаев, если они являются безопасными по своей конструкции или расположению и легкодоступными для обычного осмотра и техобслуживания.
Размер любых просветов или проемов между ограждением в закрытом состоянии и прилегающими движущимися частями должен соответствовать ГОСТ ИСО 13857.
5.6.3 Система подвески на проволочном канате
5.6.3.1 Требования к проволочному канату
5.6.3.1.1 Характеристики проволочного каната должны соответствовать [3].
5.6.3.1.2 Номинальный диаметр проволочных канатов должен быть не менее 5 мм.
5.6.3.1.3 Коэффициент запаса прочности проволочных канатов подвески при обычном использовании должен быть не менее 6. Коэффициент запаса прочности представляет собой соотношение между минимальным гарантированным разрывным усилием одного проволочного каната и максимальной статической нагрузкой на данный канат.
5.6.3.1.4 Прочность заделки концов проволочного каната должна быть не менее 80% минимального разрывного усилия проволочных канатов. В случае закрепления каната на барабане в подъемнике с барабанным приводом должен обеспечиваться коэффициент запаса прочности, превышающий максимальную расчетную нагрузку каната в 2,5 раза; в расчет можно принимать до двух холостых витков.
Проволочные канаты должны иметь безопасные способы заделки концов (см. рисунок 2):
металлической или полимерной вилкой;
- коушем, закрепленным втулкой;
- коушем со втулкой, закрепленной обжимным кольцом;
- заклинивающимся коушем;
- с холостыми витками, закрепленными на барабане зажимом
Рисунок 2 - Способы заделки концов проволочного каната
Способы заделки концов проволочного каната, которые могут его повредить, такие как крепление скобой, использоваться не должны.
5.6.3.1.5 Проволочные канаты должны иметь гальваническое покрытие.
5.6.3.1.6 Отношение расчетного диаметра шкива или барабана к номинальному диаметру проволочного каната должно быть не менее 14 для телескопической системы и 20 - для системы привода грузоподъемника.
5.6.3.2 Требования к шкивам
Шкивы должны соответствовать следующим требованиям:
- канавки должны быть круглыми и иметь радиус, превышающий половину номинального диаметра проволочного каната, не более чем на 7,5% и не менее чем на 5%. Глубина должна быть больше номинального диаметра проволочного каната не менее чем в 1,5 раза;
- шкивы с проволочными канатами, движущимися вверх, должны быть защищены от попадания инородных тел;
- должны быть предусмотрены эффективные меры предосторожности для предотвращения выхода проволочного каната из канавок;
- угол отклонения каната по отношению к плоскости, перпендикулярной оси шкива, не должен превышать 2,5°;
- шкивы головной секции должны быть надежно защищены.
5.6.3.3 Требования к барабанному приводу
Когда грузоподъемник находится в нижнем положении при максимальном удлинении направляющих рельсов, на барабане должны оставаться два холостых витка проволочного каната. Также - когда направляющие рельсы телескопической системы полностью втянуты, на барабане должны оставаться два холостых витка проволочного каната.
Барабан должен быть оснащен фланцами с каждого конца, которые должны выступать над верхним слоем каната, как минимум, на два диаметра каната.
Угол отклонения проволочных канатов не должен превышать 2,5°.
5.6.4 Тормозная система привода грузоподъемника
5.6.4.1 Каждый подъемник должен быть оснащен тормозной системой, которая срабатывает автоматически в случае отказа источника питания в электрических или гидравлических цепях питания.
5.6.4.2 Тормозная система должна иметь не менее одного электромеханического или гидромеханического тормоза (фрикционного типа), а также может иметь дополнительные тормоза (например, электрические или гидравлические).
5.6.4.3 Ленточные тормоза применяться не должны.
5.6.4.4 Составные части тормоза, обеспечивающие его функционирование, должны иметь жесткую связь с барабаном. Ремни и цепи применяться не должны.
5.6.4.5 Тормоз(а) должен(ы) быть в состоянии остановить грузоподъемник при опускании с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность в 1,5 раза, при номинальной скорости.
5.6.4.6 Каждая пружина тормоза, которая принимает участие в обеспечении торможения на тормозном барабане или диске, должна быть сконструирована и установлена таким образом, чтобы при отказе одной пружины торможение для остановки грузоподъемника при номинальной грузоподъемности осуществлялось с достаточной эффективностью.
5.6.4.7 Действие тормоза должно осуществляться пружинами сжатия. Пружины должны быть соответственно закреплены и не должны подвергаться напряжению свыше 80% предела прочности материала при кручении.
5.6.4.8 При обычной работе для удерживания тормоза необходима постоянная подача тока или гидравлического давления.
5.6.4.9 Торможение должно осуществляться незамедлительно после подачи питания (использование диода или конденсатора, напрямую подключенного к клеммам тормозной катушки, не считается задержкой).
5.6.4.10 Конструкция тормозов должна обеспечивать возможность регулировки, учитывающую износ трущейся поверхности.
5.6.4.11 Тормоза должны иметь степень защиты IP 23 (ГОСТ 14254).
5.6.4.12 Тормозной путь грузоподъемника с номинальной грузоподъемностью при номинальной скорости должен быть не более 0,2 м.
5.6.5 Привод телескопической системы
Привод телескопической системы должен иметь тормозную систему, соответствующую 5.6.4.1, 5.6.4.3, 5.6.4.4, 5.6.4.7, 5.6.4.8, 5.6.4.9 и 5.6.4.11, а также быть оснащен блокировочным устройством во избежание внезапного или медленного нежелательного втягивания направляющих при обычном режиме работы.
5.7 Гидравлическое оборудование и устройства
5.7.1 Гидравлическое оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 31177 со следующими дополнительными требованиями.
5.7.1.1 Жесткие трубопроводы должны выдерживать давление, превышающее не менее чем в 2,3 раза давление полной нагрузки. Дополнительная толщина стенок должна составлять 0,5 мм.
5.7.1.2 Гибкие рукава, включая заделку их концов, должны выдерживать разрывное давление, превышающее наибольшее предельное давление не менее чем в 4 раза.
5.7.1.3 Цилиндр, обслуживающий опорную раму и расположенный между опорной рамой и системой направляющих рельсов, должен быть оснащен предохранительным клапаном, находящимся прямо на входе цилиндра.
5.7.1.4 Фильтр с индикатором загрязнения должен быть установлен в цепи, идущей обратно к резервуару.
5.7.1.5 Гидравлическая система должна иметь воздушный клапан и обеспечивать возможность слива жидкости.
5.7.1.6 Должна быть обеспечена возможность доступной проверки уровня гидравлической жидкости в резервуаре.
5.7.1.7 Должен быть произведен расчет давления в цилиндрах и закрытых поршнях. Цилиндр и поршень должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдерживать нагрузку, превышающую не менее чем в 2,3 раза полную нагрузку с коэффициентом запаса прочности 1,7 по отношению к пределу текучести. При расчете необходимо дополнительно добавить 1,0 мм к толщине стенок и основания цилиндра и 0,5 мм к толщине стенок поршней.
При работе цилиндров давление, эквивалентное максимальной грузоподъемности, определяется предохранительным клапаном. В остальных случаях с запорными клапанами, запирающими цилиндр, давление, эквивалентное максимальной грузоподъемности, определяется по 5.2.
В расчет принимается наименее благоприятное значение.
5.7.1.8 Если в стандарте используют ссылку на выключатели, то в качестве альтернативных можно использовать гидравлические клапаны с аналогичной степенью безопасности.
5.8 Электрические системы и устройства
5.8.1 Основные положения
Электрические системы и устройства должны соответствовать [4], который применяется полностью, за исключением случаев, если питание цепей управления осуществляется от трансформатора.
В настоящем стандарте рассматривается электрическая система подъемника, включая вилку питания.
Цепь управления должна быть сконструирована таким образом, чтобы избегать опасных ситуаций в результате работы электродвигателя подъемника в качестве генератора (см. также 5.9.5).
5.8.2 Защита от внешнего воздействия
Любые электрические приборы должны быть защищены от вредного или опасного воздействия внешних источников и атмосферных осадков (например, дождя, снега, строительного раствора, пыли). Степень защиты (см. ГОСТ 14254) должна быть не менее IP 65 для пультов дистанционного управления, IP 54 - для блоков управления, переключателей и электрических компонентов тормоза, IP 44 - для двигателей, IP 23 - для внешних розеток и вилок.
5.8.3 Электрическая проводка
Все кабели и провода подъемника должны быть размещены и установлены так, чтобы была обеспечена их защита от механического повреждения.
Подъемник должен быть оснащен вилкой для подключения к сети. Любой сетевой кабель, являющийся частью подъемника, должен принадлежать как минимум к категории H07RNF [5].
Во избежание неправильного подключения необходимо использовать розетки и вилки с механической защитой от неправильного подключения [4], пункт 13.4.5.
5.8.4 Включатели останова
Все включатели останова должны иметь безопасные контакты, соответствующие ГОСТ IEC 60947.5.1. Включатели должны устанавливаться в соответствии с [6].
5.9 Устройства управления и ограничители
5.9.1 Концевые выключатели
Концевые выключатели останова должны быть установлены и расположены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность останова грузоподъемного устройства при номинальной скорости в верхней и нижней точках движения.
Выключатели должны работать автоматически при движении грузоподъемного устройства или взаимосвязанных с ним частей.
5.9.2 Устройство разгрузки каната в системе привода грузоподъемника
На подъемнике должно быть установлено устройство разгрузки каната. Устройство должно иметь включатель разгрузки каната, который прерывает цепь управления при движении вниз. Включатель может выполнять функцию концевого включателя останова.
5.9.3 Аварийное выключение
Функционирование устройства аварийного выключения должно соответствовать категории 0 [7].
Не допускается подключение электрического оборудования параллельно устройству аварийного выключения.
5.9.4 Режимы управления
Управление подъемником должно осуществляться органами управления с автоматическим возвратом в исходное положение или рычагами с четко обозначенными направлениями движения.
Все органы управления, кроме органов управления аварийного выключения, должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было приводить в действие только преднамеренным движением вручную.
Органы управления не должны располагаться внутри грузоподъемного устройства. Необходимо предусмотреть возможность снижения скорости грузоподъемного устройства до 0,7 м/с на последних нижних 2 м пути и в рабочей зоне в соответствии с 7.1.2.8.3.3.2.
5.9.4.1 Обычный режим работы
Управление подъемником осуществляется с уровня основания в месте, где возможен полный обзор движения грузоподъемного устройства и внутренней части ограждения.
Пульт управления должен быть оснащен как минимум функциями: вверх, вниз, аварийное выключение.
5.9.4.2 Вспомогательный пульт управления
Если подъемник предназначен для использования в условиях, при которых часть движения происходит вне наблюдения оператора с основного пульта управления, например за краем крыши, необходимо предусмотреть возможность применения вспомогательного пульта управления, при этом изготовитель должен предоставить все необходимое оборудование.
Необходимо соблюдать следующие условия:
- оба пульта управления должны быть оснащены как минимум функциями: вверх, вниз, аварийное выключение;
- управление направлением движения должно переключаться от одного пульта управления к другому, но если другой пульт управления не перемещает грузоподъемник, то он может быть вызван обратно первым пультом управления.
5.9.4.3 Управление монтажом и демонтажом
При наличии устройства управления монтажом и демонтажом управление должно осуществляться только с уровня основания.
Данное устройство должно включать переключатель режимов в соответствии [4] (пункт 9.2.3) и передавать управление только пульту управления монтажом и демонтажом. Возврат к обычному режиму работы подъемника может осуществляться только данным переключателем.
Для гидравлических подъемников, непосредственно управляемых рычагами, рычаги управления движением направляющих рельсов должны блокироваться.
При использовании канатного привода перемещение каната должно контролироваться устройством разгрузки каната.
5.9.5 Падение напряжения сети не должно приводить к опасным ситуациям, в частности:
- грузоподъемник не должен предотвращать остановку, если соответствующая команда уже была дана;
- автоматическая или ручная остановка грузоподъемника должна производиться беспрепятственно;
- любое защитное устройство должно сохранять свою эффективность;
- номинальная скорость при номинальной грузоподъемности не должна превышаться более чем на 20%.
