БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия

5. Основные положения

 

5.1. Общие технические требования

Положения настоящего раздела устанавливают общие технические требования к проектированию и устройству надземных рельсовых путей.

5.1.1 Надземный рельсовый путь состоит из:

- верхнего строения;

- путевого оборудования.

Примечание - Требования к опорным элементам строительных конструкций, например, колоннам в данном стандарте не рассматриваются, поскольку нагрузки на них зависят не только от кранов, эксплуатируемых на надземных рельсовых путях, но и от веса самих подкрановых строительных конструкций, нагрузок от внешних воздействий (например, снега и т.п.).

 

5.1.3 В состав верхнего строения надземного рельсового пути входят рельсы, опорные элементы, стыковые и промежуточные скрепления, которые различны по конструкции для различных профилей рельсов и назначения надземных рельсовых путей опорных и подвесных кранов.

Количество стыковых скреплений определяется длиной рельсового пути и количеством отрезков рельсов по длине его рельсовых нитей.

5.1.4 Выбор типа рельса для надземного рельсового пути осуществляют согласно рекомендациям изготовителя крана, изложенном в паспорте крана и руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии указанных требований, выбор типа рельса осуществляют в зависимости от нагрузки, передаваемой ходовым колесом крана на рельс и группы классификации (режима работы) крана, согласно указаниям 5.2 и 5.1.5.

5.1.5. В качестве рельсов для опорных кранов разрешается применять:

- новые железнодорожные рельсы типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 и Р65 по ГОСТ Р 51685;

- рельсы крановые типов КР70, КР80, КР100, КР120 и КР140 по ГОСТ 4121;

- рельсы из стального горячекатаного проката квадратного или прямоугольного сечения по ГОСТ 2591.

Требования к выбору типа и марки рельса для надземных рельсовых путей приведены в 5.2.2.

Примечания

1 Для ремонта и замены на ранее эксплуатировавшихся надземных рельсовых путях допускается применять старогодные рельсы типа Р I и II групп годности при условии отсутствия в них:

- трещин и сколов рельсов любых размеров;

- вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15% от соответствующего размера неизношенного профиля.

2 Допускается применение рельсов, тип которых указан в эксплуатационной документации крана и изготовленных в соответствии с международными нормами.

 

5.1.6 В качестве рельсов для подвесных кранов, грузовых тележек, электрических и ручных талей применяют двутавры по ГОСТ 19425 с учетом температуры рабочего состояния крана, эксплуатируемого на них:

- при температурах рабочего состояния от плюс 40 °C до минус 20 °C - из малоуглеродистых сталей ВСт3сп5 по ГОСТ 380;

- при температурах рабочего состояния от плюс 40 °C до минус 40 °C - из низколегированных сталей 09Г2С, 09Г2-12 по ГОСТ 19281.

В качестве рельсов для подвесных кранов допускается применение предусмотренных эксплуатационной документацией крана профилей, изготовленных в соответствии с международными нормами из материалов, соответствующих требованиям настоящего стандарта по температурам рабочего состояния крана.

В качестве рельсов для легких подвесных кранов (легких крановых систем, поставляемых в комплекте с опорной металлоконструкцией) применяются специальные профили, указанные в паспорте изготовителя.

5.1.7 Стыковые скрепления рельсов и их крепления к подкрановым балкам (промежуточные скрепления) для надземных рельсовых путей опорных кранов

5.1.7.1 Стыковые скрепления рельсов в рельсовой нити применяются разъемного и неразъемного типов:

- разъемные стыковые скрепления выполняются с помощью стыковых накладок;

- неразъемные стыковые скрепления выполняются с помощью сварки по техническим условиям, разработанным на данный вид сварки.

5.1.7.2 В разъемных стыковых скреплениях рельсовых нитей из железнодорожных рельсов типа Р применяют двухголовые четырех- или шестидырные железнодорожные накладки (рисунок А.1, таблица А.1 приложения А): для рельсов типа Р43 - двухголовые накладки по ГОСТ 19127, для рельсов типов Р50, Р65 и Р75 двухголовые накладки по ГОСТ 33184.

5.1.7.3 Для крепления железнодорожных накладок к рельсам применяют крепежные комплекты, состоящие из шайб пружинных путевых по ГОСТ 19115, болтов для стыков рельсов железнодорожного пути по ГОСТ 11530, а также гаек для болтов рельсовых стыков железнодорожного пути по ГОСТ 11532.

5.1.7.4 Для разъемных стыковых скреплений рельсовых нитей из крановых рельсов типа КР70, КР80, КР100, КР120, КР140 применяют специальные накладки (рисунок А.2, таблица А.2 приложения А) с комплектом болтов шестигранных по ГОСТ Р ИСО 8765, гаек шестигранных по ГОСТ 5915 и шайб для болтов рельсовых стыков железнодорожного пути по ГОСТ 11371.

5.1.7.5 Стыки рельсов из стального горячекатаного проката квадратного сечения по ГОСТ 2591 выполняют сварными, если иное не предусмотрено в проектной документации на рельсовый путь.

5.1.7.6 Для всех типов рельсов, указанных в 5.1.5, разрешается применять так называемые "косые" стыки. В этом случае торцы рельсов, обрезанные под углом 45° к продольной оси рельса, укладывают на стальную подкладку, находящуюся под стыком и препятствующую изгибной деформации консольных концов соседних рельсов, составляющих единую рельсовую нить. В "косых" стыках накладки на стенку рельса не устанавливаются, а стык закрепляется прижимными планками, закрепленными к подкрановой балке.

Примечание - Для компенсации температурных деформаций рельсовой нити должны быть предусмотрены зазоры в стыках рельсов, допускающие продольное перемещение рельса при изменении температуры. Температурные стыки должны располагаться на расстоянии не менее 500 мм от температурного стыка подкрановой балки в местах спаренных подкрановых колонн. Первоначальный зазор в стыке (при 0 °C) зависит от длины температурного блока здания цеха (допускается назначать его равным 60 мм). Твердость металла боковых накладок не должна быть меньше твердости закаленного слоя головки рельса. Отверстия под болты в накладках должны соответствовать диаметру болта, а отверстия в стенках рельсов должны быть овальными. Пример конструкции температурного стыка рельсов типов Р и КР приведен на рисунке А.3 (приложение А).

 

5.1.7.7 Крепления рельсов рельсовой нити к подкрановым балкам могут быть разъемными или неразъемными (сварными), при этом неразъемные крепления разрешается применять только для кранов, имеющих группу классификации (режима работы) не выше А5 по ГОСТ 25546.

Крепления рельсов к подкрановым балкам устанавливают на равном расстоянии (шаге) от 500 до 800 мм друг от друга по всей длине рельсовой нити. Допускаемые отклонения шага креплений не должны превышать 50 мм.

Количество креплений устанавливают в проектной документации на рельсовый путь с учетом длины подкрановых балок.

Рельсы любых типов, кроме горячекатаного прокатного квадрата по ГОСТ 2591, приваривать к опорным подкладкам или непосредственно к стальной подкрановой балке не разрешается.

5.1.7.8 Конструкцию крепления рельсов к подкрановым балкам устанавливают в проектной документации на рельсовый путь. На рисунках Б.1 - Б.5 (приложение Б) приведено несколько типовых примеров таких конструкций. Допускается применение других типов креплений, например, промежуточных скреплений типа GANTREX с эластичными элементами. Конструкция крепления должна исключать продольное и поперечное смещение рельсов.

5.1.8 Стыковые скрепления рельсов в рельсовой нити для надземных рельсовых путей подвесных кранов выполняют сварными, если иное не предусмотрено в проектной документации на рельсовый путь.

5.1.9 Крепления рельсовой нити к строительным конструкциям для надземных рельсовых путей подвесных кранов устанавливают в проектной документации в зависимости от типа и размеров строительных конструкций (стальных или железобетонных балок, ферм и т.п.).

5.1.10 Для укладки и последующего крепления рельсовых нитей опорных кранов следует применять стальные и железобетонные подкрановые балки. Для кранов группы классификации (режима работы А6 и выше по ГОСТ 25546) следует применять только стальные подкрановые балки.

5.1.11 Стальные балки надземных крановых путей следует проектировать и изготавливать в соответствии с требованиями [2].

5.1.12 Прочность и жесткость строительных конструкций (подкрановых балок, ферм, подкраново-подстропильных балок и ферм), предназначенных для опирания (подвески) надземного рельсового пути, восприятия нагрузок от крана в процессе эксплуатации должна быть подтверждена расчетом в соответствии с требованиями 5.2.

5.1.13 Путевое оборудование

5.1.13.1 На каждой рельсовой нити надземного рельсового пути должно быть установлено по два тупиковых упора, ограничивающих рабочую зону обслуживаемую краном.

Тип тупиковых упоров должен соответствовать конструктивному решению, указанному в паспорте или руководстве по эксплуатации крана.

Пример конструкции тупиковых упоров опорных кранов и варианты их установки приведены на рисунке В.1 (приложение В).

Прочность устанавливаемых тупиковых упоров должна быть подтверждена расчетом в соответствии с требованиями 5.2.

5.1.13.2 Тупиковые упоры в зависимости от их конструкции разрешается устанавливать как на самом рельсе на расстоянии не менее 500 мм от конца рельсовой нити, так и непосредственно на подкрановой балке на расстоянии не более 100 мм от конца рельсовой нити (в сечении, перпендикулярном продольной оси). Крепление тупиковых упоров к рельсу посредством сварки не допускается.

При наличии в надземном рельсовом пути нескольких рельсовых нитей, тупиковые упоры должны быть выставлены таким образом, чтобы кран одновременно касался всех тупиковых упоров, установленных в одном поперечном сечении надземного рельсового пути. При установке тупиковых упоров должна быть обеспечена соосность амортизатора упора с буфером крана.

5.1.13.3 На одной из рельсовых нитей пути перед тупиковыми упорами должны быть установлены отключающие устройства, конструкция которых зависит от типа концевого выключателя, установленного на кране.

Отключающие устройства устанавливают таким образом, чтобы отключение электродвигателей механизма передвижения крана обеспечивалось на расстоянии не менее половины пути торможения крана до тупиковых упоров. Указанное расстояние в момент отключения электродвигателей должно измеряться между соударяющимися элементами крана и упора.

Варианты конструкции отключающих устройств (отключающей линейки и копира) приведены на рисунках В.2 и В.3 (приложение В).

5.1.14 Заземление

5.1.14.1 Рельсы надземного рельсового пути должны быть надежно электрически соединены в стыках (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) для создания непрерывной электрической цепи.

Заземление должно выполняться в соответствии с требованиями главы 1.7 [3].

5.1.14.2 При установке крана на открытом воздухе для заземления рельсов необходимо предусматривать не менее двух заземляющих проводников, присоединяемых к рельсам в разных местах.

5.1.14.3 Заземляющее устройство надземного рельсового пути должно быть независимым от существующей системы электроснабжения сети.

5.1.14.4 Если надземные рельсовые пути установлены на заземленные металлоконструкции, обеспечивающие электрический контакт, то дополнительного заземления не требуется.

5.1.15 Проходные галереи, площадки, лестницы

5.1.15.1 Для обеспечения безопасного доступа при техническом обслуживании и обследовании кранов и надземных рельсовых путей, последние, в общем случае, должны оснащаться проходными галереями, площадками и лестницами. При устройстве средств доступа следует руководствоваться указаниями ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5.

5.1.15.2 Для надземных рельсовых путей, где эксплуатируются опорные мостовые краны групп классификации (режима работы) А6 и выше по ГОСТ 25546, галереи для прохода вдоль путей устраиваются с обеих сторон пролета.

Для опорных мостовых кранов групп классификации (режима работы) не выше А3 по ГОСТ 25546, а также для подвесных и передвижных консольных кранов, необходимость наличия проходных галерей и площадок обслуживания устанавливается эксплуатирующей организацией.

При отсутствии проходных галерей и площадок надземных рельсовых путей, их обслуживание должно выполняться по специальному регламенту, разработанному эксплуатирующей организацией с учетом обеспечения требований безопасности. В этом случае вдоль рельсового пути должен быть установлен страховочный канат по ГОСТ 12.4.107. Применение в качестве страховочных элементов круглой стали и труб не допускается.

5.1.15.3 Проходные галереи должны быть снабжены перилами со стороны пролета, а при отсутствии стены - и с противоположной его стороны. Галереи открытых эстакад разрешается снабжать перилами только с наружной стороны, противоположной пролету.

5.1.15.4 Ширина прохода (в свету) по проходной галерее должна быть не менее 500 мм, а высота - не менее 1800 мм, при этом в местах пересечения галереей колонн должен быть обеспечен проход сбоку или в теле колонны.

По всей длине и ширине галереи ее пол должен быть выполнен из рифленых или просечных листов, исключающих возможность скольжения ног и отвечающих требованиям ГОСТ 32576.5.

Ограждение надземного рельсового пути следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 32576.5. Оставлять у колонн участок галереи без ограждения не разрешается.

5.1.15.5 При устройстве прохода внутри колонны за 600 ... 1000 мм до подхода к ней ширина прохода по галерее может быть плавно уменьшена до ширины прохода в колонне.

5.1.15.6 Каждая проходная галерея вдоль надземных рельсовых путей должна иметь выходы на посадочные лестницы не реже, чем через каждые 200 м. На ней должно быть предусмотрено место (или отдельная дополнительная ремонтная площадка) для выполнения технического обслуживания и ремонта кранов.

5.1.15.7 Дверь для выхода на ремонтную площадку должна быть оборудована механическим запором и автоматической электрической блокировкой, снимающей напряжение с главных троллеев ремонтного участка при открытии двери. Если вход на галерею или ремонтную площадку выполнен в виде люка, то его размеры должны соответствовать указаниям раздела 9 ГОСТ 32576.1. Люк должен быть оборудован крышкой, удобно открывающейся наружу, и автоматической электрической блокировкой, снимающей напряжение с главных троллеев ремонтного участка при ее открытии.

5.1.15.8 Галереи, площадки, проходы и лестницы, устроенные в местах расположения троллей или неизолированных проводов, находящихся под напряжением, независимо от наличия блокировок входа, должны иметь ограждение, исключающее случайное прикосновение к троллеям и проводам.

5.1.15.9 Для доступа с пола на проходные галереи и ремонтные площадки они должны быть оснащены наклонными, крутонаклонными или вертикальными лестницами, расположенными на безопасном расстоянии от движущихся частей крана и исключающими возможность зажатия находящихся на них людей движущимся краном или его кабиной. Размеры лестниц и их ограждений должны соответствовать требованиям ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5.

TOC