ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия
Приложение Г
(обязательное)
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ ПРОЕКТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
И ИЗНОСА ЭЛЕМЕНТОВ НАДЗЕМНЫХ РЕЛЬСОВЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ
Таблица Г.1
Классы допусков размеров рельсового пути
Класс допусков | Суммарный путь, проходимый краном за срок службы, км |
1 | 50 000 <= V |
2 | 10 000 <= V < 50 000 |
3 | L < 10 000, для постоянных рельсовых путей |
4 | Для временных путей (смонтированных, например, для выполнения строительных или монтажных работ) |
Примечание - Путь V определяется как произведение номинальной скорости передвижения и установленного времени работы соответствующего механизма передвижения, либо путем экспертной оценки, произведенной заказчиком крана, либо в соответствии с заданным режимом работы. |
Таблица Г.2
Конструктивные величины предельных отклонений размеров
и планово-высотного положения рельсовых путей кранов
Отклонение | Величина предельного отклонения | ||||||
Обозначение | Описание | Графическое представление отклонения | Класс допусков 1 | Класс допусков 2 | Класс допусков 3 | Класс допусков 4 | Единица измерения |
A | Отклонение размера колеи (пролета), измеренной по осям рельсов в любой точке рельсового пути | +A = Smax - S -A = Smin - S
| Для пролетов S <= 16 +/- 3 | Для пролетов S <= 16 +/- 5 | Для пролетов S <= 16 +/- 8 | Для пролетов S <= 16 +/- 12,5 | мм |
Для пролетов S > 16 +/- (3 + 0,25(S - 16)), но не более +/- 10 | Для пролетов S > 16 +/- (5 + 0,25(S - 16)), но не более +/- 15 | Для пролетов S > 16 +/- (8 + 0,25 (S - 16)), но не более +/- 20 | Для пролетов S > 16 +/- (12,5+ 0,25 (S - 16)), но не более +/- 25 | ||||
B | Отклонение от прямолинейности рельса в горизонтальной плоскости в любой точке рельсового пути | Расположение рельса в плане
| +/- 5 | +/- 10 | +/- 20 | +/- 40 | мм |
b | Отклонение от прямолинейности рельса в горизонтальной плоскости на длине 2 м в любой точке рельсового пути | 1 | 1 | 2 | 4 | мм | |
C | Отклонение от прямолинейности рельса в вертикальной плоскости в любой точке рельсового пути | Расположение рельса по высоте
| +/- 5 | +/- 10 | +/- 20 | +/- 40 | мм |
c | Отклонение от прямолинейности рельса в вертикальной плоскости на длине 2000 мм | 1 | 2 | 4 | 8 | мм | |
E | Превышение одного рельса над другим, измеренное в любой плоскости, перпендикулярной направлению рельсового пути | +/- 0,5S, но не более +/- 5 | +/- S, но не более +/- 10 | +/- 2S, но не более +/- 20 | +4S, но не более +/- 40 | мм | |
F | Отклонение от общей вертикальной плоскости упоров или буферов | Расположение упоров в плане
| +/- 0,8S, но не более +/- 8 | +/- S, но не более +/- 10 | +/- 1,25S, но не более +/- 12,5 | +/- 1,6S, но не более +/- 16 | мм |
G | Отклонение вертикальной оси поперечного сечения рельса от вертикали на всей длине рельсового пути | 4 | 6 | 9 | 12 | 0/00 | |
K | Смещение вертикальной оси рельса относительно вертикальной оси стенки подкрановой стальной балки | tmin - минимальная толщина стенки подкрановой стальной балки
| +/- 0,5tmin | - | мм | ||
Примечание - S, м. |
Таблица Г.3
Конструктивные величины предельных отклонений для сварных
и разъемных стыковых соединений рельсовых путей крана
Отклонение | Величина предельного отклонения | ||||||
Обозначение | Описание | Графическое представление отклонения | Класс допусков 1 | Класс допусков 2 | Класс допусков 3 | Класс допусков 4 | Единица измерения |
HF | Взаимное вертикальное смещение торцов рельсов в сварном соединении |
HF подлежит удалению шлифовкой | 0 - при выполнении сварки на предприятии-изготовителе; 1 макс. - при выполнении сварки на месте установки крана | мм | |||
Hs | Взаимное горизонтальное смещение торцов рельсов | Вид в плане
| 1 макс. - при условии обеспечения плавности перехода шлифованием с уклоном 1:50 | мм | |||
bs | Отклонение от прямолинейности рельса в плане на участке длиной 1 м от сварного стыка рельса (в одну сторону) | 2 | мм | ||||
ch | Отклонение от прямолинейности рельса по высоте на участке общей длиной 2 м (по 1 м по обе стороны от сварного стыка рельса) | 2 | мм | ||||
Hx | Отклонение от плоскостности поверхности рельса вблизи стыкового соединения после исправления участка Hs Чистовая обработка не требуется, если стыки параллельных рельсов в плане разнесены относительно друг друга | - | 0,5 | мм |
Таблица Г.4
Эксплуатационные величины предельных отклонений размеров
и планово-высотного положения рельсовых путей кранов
Отклонение | Величина предельного отклонения | ||||||
Обозначение | Описание | Графическое представление отклонения | Класс допусков 1 | Класс допусков 2 | Класс допусков 3 | Класс допусков 4 | Единица измерения |
Aw1 | Отклонение размера колеи (пролета), измеренной по осям рельсов рельсового пути (для кранов мостового типа) в любой точке пути | +A = Smax - S -A = Smin - S
| Для пролетов S <= 16 +/- 10 | Для пролетов S <= 16 +/- 16 | Для пролетов S <= 16 +/- 25 | Для пролетов S <= 16 +/- 40 | мм |
Для пролетов S > 16 м +/- (10 + + 0,25(S - 16)) | Для пролетов S > 16 +/- (16 + + 0,25(S - 16)) | Для пролетов S > 16 +/- (25 + + 0,25 (S - 16)) | Для пролетов S > 16 +/- (40 + + 0,25 (S - 16)) | ||||
Bw1 | Отклонение от прямолинейности оси рельса в горизонтальной плоскости в любой точке рельсового пути крана | Расположение рельса в плане
| +/- 10 | +/- 20 | +/- 40 | +/- 80 | мм |
Ew1 | Превышение одного рельса над другим, измеренное в любой плоскости, перпендикулярной направлению рельсового пути крана | +/- 10 | +/- 20 | +/- 40 | +/- 80 | мм | |
Примечания 1 S, м 2 Не указанные в данной таблице величины предельных отклонений размеров и планово-высотного положения рельсовых путей принимаются по таблице Г.2. |
Таблица Г.5
Эксплуатационные величины предельных отклонений размеров
и планово-высотного положения путей опорных и подвесных
кранов, спроектированных и сданных в эксплуатацию
до введения настоящего стандарта
Обозначение | Отклонение | Графическое представление отклонения | Значение допустимого отклонения при эксплуатации | Единица измерения |
P1 | Превышение одного рельса над другим, измеренное в любой плоскости, перпендикулярной направлению рельсового пути | 0,002S, но не более 40 | мм | |
Для полукозловых и полупортальных кранов не более 0,002 проектной разности уровней головок рельсов верхней и нижней рельсовых нитей | ||||
Для подвесных кранов
iS,
где i - допускаемый изготовителем уклон пути тали | ||||
P2 | Отклонение от прямолинейности рельса в вертикальной плоскости, измеренное на соседних колоннах рельсового пути | 10 | мм | |
Для наземной рельсовой нити полукозловых и полупортальных кранов - не более 0,003 расстояния между соседними точками измерения, равного расстоянию между колоннами надземной части рельсового пути | ||||
Для подвесных кранов -
0,001l
Для талей -
il,
где i - допускаемый изготовителем уклон пути тали. Для монорельсовых тележек
0,002l,
l - расстояние между соседними точками крепления рельса | ||||
P3 | Отклонение размера колеи (пролета), измеренной по осям рельсов в любой точке рельсового пути | 0,002S, но не более 15 | мм | |
Для подвесных кранов -
где | ||||
Отклонение расстояния между осями симметрии рельсов (двутавров) одно- и двухпролетных крановых путей Примечание - При двух и более пролетах два одинаковых знака в одном поперечном сечении не допускаются. | 0,002S | мм | ||
P4 | Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте | 2 | мм | |
P5 | Отклонение полки нижнего пояса двутавра от вертикальной оси | 5 | град | |
Примечание - S, м. |
Таблица Г.6
Предельные величины износа рельсов путей опорных
и подвесных кранов при эксплуатации
Характеристика износа | Графическое представление износа | Величина допустимого износа |
Износ головки рельса (вертикальный, горизонтальный или приведенный (вертикальный плюс половина горизонтального) P6, % | Не более 15 от соответствующего размера неизношенного профиля (см. также таблицу Г.7 для стандартных типов рельсов) | |
|
| |
Уменьшение ширины пояса двутавра | ||
Уменьшение толщины полки двутавра | при одновременном отгибе полки | |
Отгиб g полки двутавра P9, мм | при одновременном отгибе полки | |
Уменьшение толщины t стенки двутавра P10, мм | не более 0,03t |
Таблица Г.7
Минимальные величины размеров изношенных рельсов
В миллиметрах
Тип рельса | b2 | H2 | hг | Приведенный износ |
Р43 | 59,5 | 133,7 | 42 | 10,5 |
Р50 | 61,2 | 145,7 | 42 | 11 |
Р65 | 63,75 | 173,25 | 45 | 11,5 |
Р75 | 61,3 | 183,75 | 55 | 12 |
КР80 | 73,95 | 124,75 | 35 | 10,5 |
КР100 | 918 | 140 | 40 | 12 |
КР120 | 109,65 | 163,25 | 45 | 14,5 |
КР140 | 127,5 | 162,5 | 50 | 16,5 |
Примечание - Обозначение величин размеров - по таблице Г.6. |