ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия
Приложение Б
(справочное)
ВАРИАНТЫ УЗЛА КРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСА К ПОДКРАНОВОЙ БАЛКЕ
И ИНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОНСТРУКЦИЯМ
Примечание - Сварные швы, показанные на рисунках данного приложения, выполнять при монтаже после окончания рихтовки рельсовых нитей.
Рисунок Б.1 - Узел крепления по ГОСТ 24741
кранового рельса КР к стальной подкрановой балке
Таблица Б.1
Элементы узла крепления по ГОСТ 24741
кранового рельса КР к стальной подкрановой балке
Марка узла крепления | Тип кранового рельса по ГОСТ 4121 | Расстояние от оси подкрановой балки до оси узла крепления А, мм | Планка упорная, позиция 1 | Планка прижимная, позиция 2 | Болт, позиция 3 | Гайка, позиция 4 | Шайба, позиция 5 | Расчетная температура, °C |
Обозначение деталей | ||||||||
70 | КР70 | 95 |
| П1 | М24x46 ГОСТ Р ИСО 4016 | М24.4 ГОСТ 15526 | 24.02 ГОСТ 11371 | Минус 40 °C и выше |
|
|
| У1 |
| ||||
80 | КР80 | 100 |
| П2 | ||||
100 | КР100 | 110 | У2 |
| ||||
|
|
|
| П1 | ||||
120 | КР120 | 120 | У3 |
| ||||
70ХЛ | КР70 | 95 |
| П1ХЛ | М24x46 ГОСТ Р ИСО 8765 | М24.4 ГОСТ 5915 | Ниже минус 40 °C до минус 65 °C | |
|
|
| У1ХЛ |
| ||||
80ХЛ | КР80 | 100 |
| П2ХЛ | ||||
100ХЛ | КР100 | 110 | У2ХЛ |
| ||||
|
|
|
| П1ХЛ | ||||
120ХЛ | КР120 | 120 | У3ХЛ |
| ||||
Примечания 1 Длину болта следует принимать: (80 + b) мм для крепления рельсов типа КР70, КР80, КР100; (85 + b) мм - для крепления рельсов типа КР120 (80 и 85 - сумма толщин планок с учетом возможного наклонного положения прижимной планки, шайбы, гаек и выступающей части болта, мм; b - толщина верхнего пояса подкрановой балки, мм, при этом следует учитывать размеры длин, указанные в стандартах на болты. 2 Размеры планок упорных и планок прижимных - по ГОСТ 24741. |
а) планка упорная расположена под прижимной планкой
без сварки с подкрановой балкой; б) планка упорная
расположена вне прижимной и сварена с подкрановой балкой;
в) планка упорная расположена под прижимной и сварена
с подкрановой балкой. Данная конструкция крепления
не требует создания отверстий в подкрановой балке
под крепежные болты
Примечание - При установке рельса на балку рекомендуется дополнительно ставить упругую прокладку, например из конвейерной (транспортерной) ленты толщиной 8 - 10 мм (на рисунке не показана).
Рисунок Б.2 - Дополнительные варианты крепления
кранового рельса к стальной подкрановой балке
с применением планок и монтажной сварки
Отверстия в прижимной планке овальные,
а в стопорной - круглые
а) с применением планок; б) с применением уголков
Примечание - В случае применения крепления а) планки устанавливают в простроганные пазы квадратного профиля рельса; при этом в планках делают овальные отверстия, а в подкладке, укладываемой на подкрановую балку, - круглые отверстия для болтов. Подкладки не доводят до рельса на 10 - 20 мм, оставляя зазоры для рихтовки последнего. Не следует упрощать это крепление за счет приварки планок к рельсу вместо устройства пазов, так как под влиянием динамических нагрузок сварные швы легко разрушаются, что в дальнейшем приводит к необходимости проведения дорогостоящих ремонтных работ.
Рисунок Б.3 - Варианты крепления рельса квадратного профиля
к стальной подкрановой балке
Примечание - Данный тип промежуточного скрепления не рекомендуется применять для надземных рельсовых путей кранов групп классификации (режимов работы) А4 и выше.
Рисунок Б.4 - Вариант крепления железнодорожного рельса
к стальной подкрановой балке
Таблица Б.4
Элементы крепления железнодорожного рельса
к стальной подкрановой балке
Тип рельса | Марка крепления | Ширина пояса b, мм | Диаметр скобы d, мм | Размеры, мм | Угол сгиба скобы V, ° | ||||
a1 | a2 | a3 | a4 | R | |||||
Р43 | М1 | 250 | 24 | 100 | 99 | 62,5 | 10 | 11 | 53 |
М2 | 280 | 111 | 47 | ||||||
М3 | 320 | 131 | 40 | ||||||
Р50 | М4 | 250 | 33 | 105 | 102 | 68,5 | 58 | ||
М5 | 280 | 115 | 51 | ||||||
М6 | 320 | 132 | 45 |
1 - болт, 2 - рельс, 3 - планка прижимная, 4 - стопорная
шпилька, 5 - гайка, 6 - шайба, 7 - упругая прорезиненная
прокладка, 8 - упругая прорезиненная лента, 9 - бетонная
подкрановая балка, 10 - металлическая труба
Рисунок Б.5 - Вариант крепления кранового рельса типа КР
к железобетонной подкрановой балке