ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия
5.6. Эксплуатация
5.6.1 В процессе эксплуатации надземных рельсовых путей должны соблюдаться графики периодических осмотров, плановых проверок, комплексного обследования, технических обслуживании и ремонтов надземных рельсовых путей, сведения о проведении которых следует заносить в паспорт надземного рельсового пути, а также принимать действенные меры по предупреждению нарушений установленных правил безопасности.
5.6.2 При превышении отклонений рельсового пути от проектного положения в плане и профиле, параметров износа или повреждений рельсов от предельных величин (таблицы Г.4 - Г.7 приложения Г и примечание 1 к 5.1.5), а также обнаружения неисправностей путевого оборудования и подкрановых строительных конструкций, отрицательно влияющих на безопасность, эксплуатация кранового пути должна быть запрещена до выяснения причин их появления и проведения ремонтных работ.
Примечания
1 При оценке отклонений планового положения рельсового пути следует вместо проектной величины пролета S использовать фактически замеренную колею установленного на пути крана Sф. В случае установки на одном пути нескольких кранов эта величина осредняется.
2 При отсутствии участков, препятствующих плавному и свободному передвижению крана (кранов), а также ускоренного износа реборд ходовых колес или головок рельса допускается не проводить измерение отклонений рельсового пути от прямолинейности в горизонтальной плоскости.
5.6.3 Тупиковые упоры в случае аварийного наезда крана на них должны быть подвергнуты внеочередному осмотру, а при необходимости, и ремонту, о чем делается запись в паспорте надземного рельсового пути.
5.6.4 При установке дополнительного крана на эксплуатирующийся надземный рельсовый путь, последний должен быть проверен расчетом на допустимость данной нагрузки, о чем должна быть сделана соответствующая запись в паспорте надземного рельсового пути. Установка нового крана на ранее смонтированный путь не допускается в случае наличия в эксплуатационных документах крана требований, соответствующих более высокому классу допусков, чем класс допусков эксплуатирующегося рельсового пути.
5.6.5 Оценка технического состояния как отдельных элементов, так и надземного рельсового пути в целом, выполняется по результатам контрольных мероприятий с целью подтверждения соответствия пути требованиям проекта и настоящего стандарта.
5.6.6 Техническое обслуживание и ремонт надземного рельсового пути являются комплексом организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке, направленных на обеспечение работоспособности пути в течение всего срока его службы.
5.6.7 Техническое обслуживание и контроль состояния надземного рельсового пути включает:
- ежесменный осмотр;
- периодическое техническое обслуживание;
- периодические осмотры;
- плановые проверки (технические освидетельствования);
- комплексное обследование.
5.6.8 Ремонт подразделяется на следующие виды:
- ремонт по техническому состоянию;
- текущий (планово-предупредительный) ремонт;
- капитальный ремонт.
5.6.9 Ежесменный осмотр надземного рельсового пути выполняет перед началом рабочей смены крановщик (оператор крана) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
5.6.10 В случае обнаружения неисправностей крановщик (оператор крана) должен своевременно проинформировать специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, и специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, которые должны принять меры по устранению выявленных дефектов.
5.6.11 Периодическое техническое обслуживание надземного рельсового пути выполняется в соответствии с требованиями эксплуатационных документов установленных на нем грузоподъемных машин.
Результаты технического обслуживания и акт о выполненных работах с выводами о техническом состоянии надземного рельсового пути прилагаются к его паспорту.
5.6.12 Периодический осмотр состояния рельсовых путей после каждых 24 смен работы проводится под руководством ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии.
Результаты осмотров рельсовых путей после каждых 24 смен работы заносятся в вахтенные журналы крановщика (оператора крана) всех кранов, установленных на одном рельсовом пути, специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии. Результаты проведенных плановых и внеочередных проверок состояния рельсовых путей оформляются актами и хранятся с паспортами рельсовых путей.
5.6.13 Плановые проверки проводятся не реже одного раза в год под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям руководства по эксплуатации крана, проектной и конструкторской документации и подтверждает, что состояние рельсовых путей обеспечивает безопасную работу крана.
5.6.14 Комплексное обследование рельсовых путей должно проводиться специализированными организациями не реже одного раза в три года, а также после подтоплений, наводнений, землетрясений, селей, произошедших на территории нахождения рельсового пути.
Комплексное обследование рельсовых путей включает выполнение следующих работ:
- проверку наличия службы эксплуатации, отвечающей за состояние рельсовых путей;
- проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
- поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния рельсового пути;
- подготовку результатов комплексного обследования: оформление инструментальных замеров, включая измерения сопротивления его заземления, и составление ведомости дефектов.
Результаты комплексного обследования оформляются актом.
5.6.15 Оценку технического состояния и работоспособности тупиковых упоров выполняют внешним осмотром с выявлением деформированных элементов и трещин по сварным швам и основному металлу, проверкой момента затяжки элементов крепления (при наличии). Момент (усилие) затяжки должен соответствовать величинам, приведенным в эксплуатационной документации. При проверке оценивается соосность амортизаторов буферных устройств тупиковых упоров и буферов крана, а также правильность положения упоров, обеспечивающая одновременность наезда крана на оба тупиковых упора.
5.6.16 Оценку состояния и работоспособности отключающих устройств (выключающих линеек или копиров) выполняют внешним осмотром мест крепления с выявлением деформированных элементов и проверкой момента затяжки элементов крепления (при наличии), а также однократным наездом крана на минимальной скорости до срабатывания концевого выключателя. Проверка срабатывания концевого выключателя выполняется при участии сигнальщика, который в случае несрабатывания концевого выключателя должен своевременно подать крановщику (оператору крана) сигнал о немедленной остановке крана.
5.6.17 В процессе эксплуатации надземного рельсового пути с целью обеспечения его работоспособности должны проводиться периодические ремонтные работы.
Перечень ремонтных работ определяется фактической потребностью, устанавливаемой при осмотре и плановой проверке пути.
В перечень работ могут входить:
- разборка, определение дефектов, контроль технического состояния элементов, восстановление и сборка элементов надземного рельсового пути;
- замена рельсов, рельсовых скреплений, опорных элементов и путевого оборудования;
- рихтовка положения рельсовых нитей надземного рельсового пути;
- регулировка зазоров в стыках рельсов;
- восстановление работоспособности заземляющего устройства.
Ремонт должен проводиться специализированными организациями (подразделениями эксплуатирующей организации) по техническому обслуживанию и ремонту надземных рельсовых путей.
5.6.18 В зимний период времени надземный рельсовый путь, расположенный на открытом воздухе, в том числе рельсы, стыковые и промежуточные скрепления, поверхности опорных элементов, путевое оборудование, соединительные проводники и перемычки заземляющего устройства, необходимо очищать от снега.
5.6.19 При ограничении зоны перемещения крана по надземному рельсовому пути необходимо переустановить тупиковые упоры и отключающие устройства.