БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия

5.4. Указания по монтажу

5.4.1 Монтаж подкрановых балок на колонны для надземных рельсовых путей опорных кранов следует выполнять с учетом их конструктивных особенностей и требований к монтажу строительных конструкций, изложенных в проектах производства работ, а также требований, изложенных в 5.2.

Смещение продольной оси подкрановой балки на опорной поверхности (площадке) колонны от проектного положения не должно превышать +/- 8 мм, а отклонение от проектных отметок верхних полок подкрановых балок (на двух соседних колоннах вдоль ряда и на двух колоннах в одном поперечном сечении пролета) не должно превышать +/- 16 мм, согласно требованиям [5].

5.4.2 Установку рельсовых нитей для надземных рельсовых путей опорных кранов на подкрановые балки следует выполнять с учетом выбора:

- типа рельса, согласно требованиям 5.2.2;

- конструкции узла крепления рельса к подкрановой балке, согласно указаниям приложения Б;

- конструкции соединения отрезков рельсов в рельсовую нить (разъемной или неразъемной). Примеры конструкции стыков рельсов приведены в приложении А.

5.4.3 Принятый вариант установки должен обеспечить заданное расстояние (в плане) между рельсовыми нитями, равное пролету крана, который будет эксплуатироваться на данном надземном рельсовом пути, а также габаритные расстояния от крана до строительных конструкций.

5.4.3.1 При проектировании необходимо учитывать класс допусков размеров рельсового пути, критерием которого является суммарный путь, проходимый краном за срок службы. При определении класса допусков следует также принимать во внимание чувствительность системы "кран-путь". Класс допусков следует определять по таблице Г.1 (приложение Г). Конструктивные величины предельных отклонений размеров и планово-высотного положения рельсовых путей приведены в таблице Г.2 (приложение Г).

Примечание - Чувствительность системы характеризуется величиной дополнительной реакции, которую вызывают отклонения пути в месте контакта колеса с рельсом. Более чувствительными являются системы, имеющие большую степень статической неопределимости и большую жесткость. Для высокочувствительных систем следует выбирать более высокий класс допусков, чем рекомендованный в таблице Г.1.

 

5.4.3.2 Смещение оси рельсовой нити от оси подкрановой балки не должно превышать 20 мм для железобетонных балок и половины толщины стенки балки для металлических балок.

5.4.4 Конструкция узла крепления рельса к подкрановой балке (промежуточного скрепления) должна обеспечивать возможность регулирования (рихтовку) положения рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях для компенсации изменения их проектного положения, которое может происходить в процессе эксплуатации строительных конструкций.

При креплении рельсов посредством сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации.

Выполнять резку, прожигать отверстия в рельсах с помощью сварки или иным способом, которые могут вызвать деформации, изменение структуры материала и несущей способности рельса не разрешается.

5.4.5 Сварные швы неразъемных стыковых скреплений рельсов должны быть обработаны или зачищены механическим способом заподлицо с головками рельсов (см. таблицу Г.3 приложения Г). Сварные швы рельсов опорных кранов, расположенные ниже головки рельса, если они не мешают свободному передвижению колес крана, допускается не обрабатывать.

5.4.6 Отрезки рельсов в одной рельсовой нити для вновь возводимых надземных рельсовых путей опорных кранов должны быть не менее 6 м. Стыки рельсов опорных кранов следует размещать на расстоянии около 1/4 шага (расстояния) установки колонн, а подвесных - под опорами.

5.4.7 Величина допускаемого зазора в стыках при температуре 0 °C и длине рельса 12,5 м не должна превышать 6 мм, а взаимное смещение торцов в плане и по высоте - 2 мм.

5.4.8 В разъемных стыковых скреплениях не допускается частичное отсутствие болтовых соединений. Болты болтовых соединений устанавливаются поочередно внутрь и наружу колеи.

5.4.9 По окончании монтажа рельсовых нитей, в соответствии с проектом, в начале и конце надземного рельсового пути устанавливают тупиковые упоры, а также отключающие линейки или копиры, в зависимости от типа и марки концевого выключателя, установленного на кране. Варианты конструкций указанных устройств приведены в приложении В.

5.4.10 По окончании монтажа должна быть выполнена геодезическая проверка планово-высотного положения надземных рельсовых путей. Значения отклонения рельсовых нитей от проектного положения не должны превышать допустимых, указанных в проекте и эксплуатационных документах грузоподъемной машины, а при отсутствии таких указаний - приведенных в таблице Г.2 (приложение Г).

Примечание - Если ширина колеи пути не соответствует фактическому пролету крана, то отклонение P3 при планово-высотной геодезической съемке пути следует определять относительно требуемого положения рельсов (относительно фактического пролета крана).

 

5.4.11 Монтаж рельсовых нитей подвесных и консольных передвижных кранов выполняют в соответствии с требованиями, приведенными в эксплуатационных документах изготовителя кранов, а также с учетом требований [6].

При расчете и конструировании деталей крепления подвесных балок к стропильным конструкциям следует принимать, что расчетная нагрузка передается равномерно через все болты крепления.

5.4.12 Возможность вертикальной рихтовки положения балок при монтаже рекомендуется обеспечивать назначением номинального зазора 30 мм между подвесным столиком и верхней полкой балки, заполняемого подвариваемыми монтажными прокладками.

При креплении путей к стальным фермам необходимо предусматривать возможность горизонтальной рихтовки лишь в поперечном направлении путем устройства овальных отверстий в нижней полке подвесного столика и в поясе фермы.

При креплении путей к железобетонным фермам следует предусматривать возможность горизонтальной рихтовки в поперечном и продольном направлениях путем устройства в подвесном столике отверстий большего диаметра.

5.4.13 Предельные отклонения размеров рельсовых путей подвесных грузоподъемных машин от проектного положения не должны превышать указанных в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких указаний - приведенных в таблице Г.2 (приложение Г).

5.4.14 На криволинейных участках надземного рельсового пути подвесных грузоподъемных машин применяются прокатные двутавры тех же номеров, что и на прямолинейных; при применении на прямолинейных участках сварных балок с нижним поясом из низкотаврового профиля на криволинейных участках применяются сварные двутавры с поясами одинаковой или близкой ширины, образуемые из того же тавра и двух листов или тавра и части прокатного двутавра; при применении на прямолинейных участках сварных балок с нижним поясом из половины прокатного двутавра на криволинейном участке применяется соответствующий целый прокатный двутавр.

Количество промежуточных опор при данном радиусе кривизны, обеспечивающее в балке криволинейного участка сохранение в допускаемых пределах величины суммарных напряжений от кручения, общего и местного изгиба, должно быть подтверждено расчетом.

5.4.15 Исполнительную съемку смонтированных путей следует выполнять геодезическими методами, используя для этого теодолиты, нивелиры, тахеометры и другие геодезические приборы.

5.4.16 Для обеспечения качества изготовления и установки надземных рельсовых путей подвесных грузоподъемных машин на монтажных рабочих чертежах необходимо приводить монтажные стыки балок и узлы их подвески с указанием рихтовочных зазоров.

TOC