БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56944-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые надземные. Общие технические условия

5.3. Требования к стальным и железобетонным подкрановым балкам

5.3.1 Металлические балки можно применять как подкрановые балки надземных рельсовых путей опорных кранов, так и в качестве балок для путей подвесного транспорта (подвесных кранов, грузовых тележек и талей).

Наиболее рациональны в использовании прокатные балки двутаврового и швеллерного сечения. При недостаточной несущей способности прокатных балок разрешается применять сварные составные балки двутаврового сечения.

Сварные составные балки могут быть сплошностенчатыми или со стенкой, имеющей круглые, овальные или многоугольные отверстия, которые используют для прокладки инженерных коммуникаций. В промежутках между отверстиями, если это необходимо по расчету, устанавливают поперечные ребра жесткости, обеспечивающие устойчивость стенки.

Балки могут быть однопролетными (разрезными), двухпролетными и многопролетными неразрезными. Они могут быть консольными и бесконсольными. Наибольшее применение в строительстве находят однопролетные разрезные балки как наиболее простые в монтаже и эксплуатации.

По трудоемкости изготовления неразрезные балки уступают разрезным, однако по расходу материала и по жесткости они более эффективны, но очень чувствительны к температурным воздействиям и осадке опор.

5.3.2 Стальные подкрановые балки рекомендуется изготавливать в виде сварных двутавров, при этом их высоту назначать с учетом грузоподъемности крана, а также длиной пролета балки согласно указаниям таблицы 5.3.

 

Таблица 5.3

 

Назначение высоты стальной подкрановой балки

для надземных рельсовых путей, мм

 

Грузоподъемность крана

Пролет балки, м

6

12

До 16 т

500

900

От 16 до 32 т, для кранов групп классификации (режима работы) до А6

700

1100

От 32 до 50 т

900

1300

Примечание - Для кранов грузоподъемностью свыше 50 т высоту балки определяют расчетом.

 

Принятую высоту балки следует проверить расчетом согласно указаниям [2], при этом следует использовать нагрузки, установленные требованиями 5.2.

Необходимость установки на двутавровых балках (приварки к ним) дополнительных односторонних или двухсторонних ребер жесткости определяется требованиями таблицы 5.4.

 

Таблица 5.4

 

Определение необходимости установки дополнительных

ребер жесткости на двутавровые подкрановые балки

 

Пролет подкрановой балки, м

Высота балки на опоре, мм

Группа классификации крана (режима работы) по ГОСТ 25546

до А3 включ.

А4, А5

А6 - А8

6

500

Без ребер жесткости

Двухсторонние

700 или 900

Односторонние

12

900, 1100 или 1300

Примечание - В балках без ребер жесткости и с односторонними ребрами жесткости при их монтаже блоками для крепления вертикальных связей, обеспечивающих жесткость блока, или для крепления технологических коммуникаций, расположенных вдоль надземных рельсовых путей, следует предусматривать дополнительные ребра жесткости.

 

5.3.3 Передача вертикальных реакций стальных подкрановых балок на стальные колонны должна осуществляться механически обработанными торцами опорных ребер.

При опирании стальных подкрановых балок на железобетонные колонны, в последних должны быть предусмотрены специальные закладные детали.

5.3.4 Передача горизонтальных нагрузок вдоль стальных подкрановых балок должна осуществляться через болтовые соединения. Диаметры и количество болтов определяют расчетом, при этом следует применять болты по ГОСТ Р ИСО 8765, класса прочности 5.8 и назначать согласно указаниям таблицы 57* [2] для конструкций, не рассчитываемых на сопротивление усталости.

Если расчетное количество болтов конструктивно установить невозможно, передачу горизонтальных усилий осуществляют через специальные планки, привариваемые к стенкам и нижним поясам смежных подкрановых балок, а усилий на вертикальные связи по колоннам - через планки, которые привариваются к нижним поясам подкрановых балок и к колоннам.

5.3.5 Для уменьшения ослабления сечения подкрановой балки в зоне наибольших изгибающих моментов отверстия под болты крепления рельсовой нити на среднем участке длины пояса должны быть смещены относительно друг друга. Стыки рельсов должны быть смещены относительно монтажных стыков балок не менее чем на 500 мм.

5.3.6 Железобетонные подкрановые балки должны удовлетворять требованиям ГОСТ 13015:

- по показателям фактической прочности бетона (передаточной, отпускной и в проектном возрасте). Нормируемая отпускная прочность бетона (в процентах класса или марки бетона по прочности на сжатие) для подкрановых балок в теплый период года должна быть не менее 70%, а в холодный - не менее 90%;

- по морозостойкости бетона, а для балок, эксплуатируемых в условиях воздействия агрессивной газообразной среды, также по водонепроницаемости бетона;

- по показателю фактической средней плотности легкого бетона;

- к маркам сталей для арматурных и закладных изделий, в том числе для монтажных петель;

- по толщине защитного слоя бетона до арматуры;

- по защите от коррозии.

5.3.7 Железобетонные подкрановые балки должны удовлетворять установленным при проектировании требованиям по прочности, жесткости и трещиностойкости и при испытании их нагружением выдерживать контрольные нагрузки, указанные в рабочих чертежах этих балок.

5.3.8 Геометрические размеры железобетонных подкрановых балок должны соответствовать указанным в рабочих чертежах. Допускаемые отклонения от геометрических размеров не должны превышать величин, указанные в таблице 1 ГОСТ 20372.

5.3.9 Концы напрягаемой арматуры железобетонных подкрановых балок не должны выступать за торцевые поверхности железобетонных балок более чем на 10 мм и должны быть защищены слоем цементно-песчаного раствора или битумного лака.

5.3.10 В бетоне железобетонных подкрановых балок не допускаются трещины, за исключением:

- усадочных и других поверхностных технологических, ширина которых не должна превышать 0,1 мм в предварительно напряженных балках и 0,2 мм в балках с ненапрягаемой арматурой;

- поперечных в верхнем поясе от усилия предварительного напряжения шириной раскрытия не более 0,2 мм и глубиной не более 1/3 высоты сечения.

5.3.11 Пролет балок путей подвесных кранов назначается, как правило, равным 6 или 12 м, исходя из экономически целесообразного расстояния между ригелями покрытия с учетом расхода материалов и их стоимости.

В покрытиях по железобетонным фермам и балкам при шаге колонн 12 м и наличии одних прямолинейных путей, идущих вдоль пролетов здания, экономичный шаг ферм равен 12 м.

В покрытиях по металлическим фермам при шаге колонн 12 м экономичный шаг ферм равен 6 м.

5.3.12 При компоновке путей и выборе пролетов подвесных грузоподъемных машин следует стремиться к тому, чтобы подвесные балки крепились в узлах стропильных ферм.

5.3.13 Для путей подвесных грузоподъемных машин рекомендуется применять, с целью повышения качества путей и экономии стали, балки неразрезной системы.

При креплении балок путей под узлами стропильных ферм возможно в ряде случаев применение наклонных подвесок, закрепляемых в узлах верхнего пояса ферм и уменьшающих пролет балок путей.

5.3.14 Максимальные прогибы рельсов под нагрузкой от подвесных грузоподъемных машин не должны превышать 1/500 L.

TOC