БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33672-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ УДЕРЖАНИЯ ШИПА ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ,

УСТАНОВЛЕННОГО В ПРОТЕКТОРЕ ПОКРЫШКИ ШИНЫ, ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ,

ЛЕГКИХ ГРУЗОВЫХ И ГРУЗОВЫХ ШИН

 

Б.1 Определение силы удержания шипа с износостойким элементом в протекторе покрышки шины

Б.1.1 Требования к оборудованию, средствам измерений, вспомогательным устройствам

Б.1.1.1 Стенд для измерения силы удержания шипа противоскольжения, установленного в протекторе покрышки шины, должен быть оснащен цифровым динамометром и развивать усилие не менее 500 Н (51 кгс).

Б.1.1.2 Датчик силы должен иметь диапазон измерения от 0 до 500 Н (51 кгс) с погрешностью +/- 1 Н (0,1 кгс).

Б.1.1.3 Электронный динамометр должен иметь регистрацию максимального усилия с погрешностью не более 1%, в диапазоне от 0 до 500 Н (51 кгс).

Б.1.1.4 Зажим, устанавливаемый на выступающую из протектора покрышки шины часть шипа, должен обеспечивать силу сцепления с ним, не менее:

- 200 Н (20,4 кгс) - для легковых шин;

- 250 Н (25,5 кгс) - для легких грузовых шин;

- 450 Н (45,9 кгс) - для грузовых шин.

Б.1.2 Условия проведения испытаний

Б.1.2.1 В тестируемую шину должны быть установлены не менее 20 шипов в разных секторах протектора покрышки шины из расчета не менее одного шипа на каждый ряд схемы ошиповки.

Б.1.3 Подготовка к проведению измерений

Б.1.3.1 Подготовленные корпуса шипов запрессовывают в элемент протектора покрышки шины.

Б.1.3.2 Установленные в протектор покрышки шины корпуса шипов не должны выступать и быть притопленными за поверхность протектора покрышки шины более чем на 0,3 мм [при условии, что длина корпуса шипа меньше его длины в сборе на (1 +/- 0,0) мм].

Б.1.4 Порядок проведения измерений

Б.1.4.1 Шину устанавливают на стенд согласно рисунку Б.1.

 

ГОСТ 33672-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний

 

1 - элемент протектора покрышки шины; 2 - корпус шипа;

3 - выступающая над протектором покрышки шины часть

тестируемого шипа; 4 - зажимной болт; 5 - зажим;

6 - тензодатчик цифрового динамометра;

F - сила прикладываемой нагрузки

 

Рисунок Б.1 - Схема испытательной установки для определения

силы удержания шипа в протекторе покрышки шины

 

Б.1.4.2 На выступающую над протектором покрышки шины часть 3 тестируемого шипа 2 крепят зажим 5, обеспечивающий необходимую силу сцепления с ним, для удержания прикладываемой к зажиму силы, и через датчик силы 6 прикладывают нагрузку.

Б.1.4.3 Вектор силы нагрузки F должен быть направлен вдоль оси тестируемого шипа 2, установленного в протекторе покрышки шины 1 с погрешностью не более +/- 0,5°. Увеличение нагрузки проводят плавно, со скоростью 2 Н/с, либо дискретно через 10 Н (20,4 кгс). После каждой ступени дискретного нагружения необходима выдержка в течение 10 с на релаксацию.

Б.1.4.4 В момент начала движения испытуемого шипа относительно элемента протектора покрышки шины максимальные показания оператор регистрирует с помощью цифрового динамометра (на рисунке Б.2 не показан) и заносит их в протокол. Форма протокола приведена в приложении Г.

Схема испытательной установки представлена на рисунке Б.1.

Б.2 Определение силы удержания шипа без износостойкого элемента в протекторе покрышки шины

Б.2.1 Условия проведения испытаний

Б.2.1.1 Для испытаний отбирают корпуса шипов в количестве не менее 20 шт. без износостойкого элемента. В отверстии корпусов шипов нарезают резьбу согласно рисунку Б.2.

 

ГОСТ 33672-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний

 

Рисунок Б.2 - Корпус шипа без износостойкого элемента

 

Б.2.2 Подготовка к проведению измерений

Б.2.2.1 Подготовленные корпуса шипов запрессовывают в элемент протектора покрышки шины.

Б.2.2.2 Установленные в протектор покрышки шины корпуса шипов не должны выступать и быть притопленными за поверхность протектора покрышки шины более чем на 0,3 мм [при условии, что длина корпуса шипа меньше его длины в сборе на (1 +/- 0,0) мм].

Б.2.3 Порядок проведения измерений

Б.2.3.1 Шину устанавливают на стенд согласно рисунку Б.3.

 

ГОСТ 33672-2015. Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний

 

1 - элемент протектора покрышки шины; 2 - корпус шипа;

3 - крючок; 4 - динамометр; 5 - грузы;

F - сила нагрузки грузов

 

Рисунок Б.3 - Схема испытательной установки для измерения

силы удержания шипа в протекторе покрышки шины

 

Б.2.3.2 В корпус шипа ввинчивают крючок, обеспечивающий жесткую связь между корпусом шипа и динамометром, соответствующим требованиям ГОСТ 29329 <1> и имеющим максимальное усилие до 500 Н (50 кгс).

--------------------------------

<1> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".

 

Б.2.3.3 Грузы навешивают последовательно через 10 Н (1 кгс). Вектор силы нагрузки грузов должен быть направлен с погрешностью не более +/- 0,5° вдоль оси тестируемого шипа, установленного в тест-шине. После каждой ступени нагружения дается выдержка в течение 10 с на релаксацию.

Б.2.3.4 В момент начала движения испытуемого шипа относительно элемента протектора покрышки шины оператор регистрирует с помощью цифрового динамометра максимальные показания и заносит их в протокол. Форма протокола приведена в приложении Г.

Схема испытательной установки представлена на рисунке Б.3.

 

 

 

 

TOC