БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56922-2016/ISO/IEC/IEEE 29119-3:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Тестирование программного обеспечения. Часть 3. Документация тестирования

6.2. План Тестирования

6.2.1 Общие сведения

План Тестирования представляет собой документ для планирования тестирования и управления тестированием. Некоторые из проектов могут иметь один План Тестирования, в то время как для больших проектов может быть создано несколько планов тестирования. Планы Тестирования могут создаваться для ряда проектов (на уровне программы), для единственного проекта (План Тестирования проекта/основной План Тестирования) или для конкретного подпроцесса тестирования (План Тестирования системы, План Тестирования комплексирования программного обеспечения, План Тестирования подсистемы, План Тестирования программного обеспечения субподрядчика, План Тестирования единицы программного обеспечения, план теста производительности или план определенной итерации тестирования). Если создается большое количество Планов Тестирования программного обеспечения, то, чтобы помочь документировать взаимосвязи и информацию, содержащуюся в каждом из них, можно построить дерево отображения.

В Плане Тестирования описаны решения, принятые во время начального планирования, и он развивается, поскольку в составе управляющих действий осуществляется перепланирование.

В A.2.4 (приложение A) представлен макет Плана Тестирования, а в F.1 и F.2 (приложение F) приведены примеры, демонстрирующие разработку Планов Тестирования для двух различных проектов.

Далее приводится содержание Плана Тестирования.

6.2.2 Спецификация документа

6.2.2.1 Общие сведения

Здесь представлена информация, которая идентифицирует документ и определяет его источники и историю.

Примечание - Если документ хранится в электронной форме, например в базе данных, то информация может быть помещена в начало или середину документа.

 

6.2.2.2 Уникальная идентификация документа

Однозначно определяет версию документа.

Пример - Уникальный идентификатор может содержать название документа, дату выпуска, версию и/или состояние документа (например, рассмотренный проект, исправленный или окончательный).

6.2.2.3 Оформляющая организация

Определяет организацию, ответственную за подготовку и выпуск документа. Сюда могут также быть включены имена авторов (автора).

6.2.2.4 Полномочия по утверждению

Идентифицирует назначенное лицо (лиц), которое несет ответственность за рассмотрение и утверждение (подпись) документа (возможно в электронном виде). Сюда могут также быть включены рецензенты и соответствующие менеджеры.

6.2.2.5 История изменений

Сюда входит журнал всех изменений, которые произошли с документом, начиная с момента его создания.

Примеры

1 Сюда может входить список, который содержит текущую версию документа и все предшествующие документы, уникальную идентификацию каждого документа, описание изменений документа относительно предыдущего документа в списке, причины изменений, авторство и роль лица, вносящего изменения.

2 К причинам изменений могут относиться замечания аудита, анализ разработчиков, изменения системы. Лицом, вносящем изменения, может быть автор документа, менеджер проекта, владелец системы.

6.2.3 Введение

Предоставляет разъясняющую информацию о содержании и структуре документа.

6.2.3.1 Область применения

Определяет степень покрытия предметной области документом и указывает все включения, исключения, предположения и/или ограничения.

6.2.3.2 Ссылки

Перечисляет нормативные ссылки и определяет хранилища для систем, программного обеспечения и информации о тестировании. Ссылки могут быть разделены на "внутренние" ссылки организации и "внешние" ссылки, которые не относятся к организации

Пример - Ссылки на документацию элемента тестирования, относящуюся к конкретному подпроцессу тестирования, могут включать в себя ссылки на:

- требования;

- проект;

- руководство пользователя;

- руководство по работе и/или

- инструкцию по установке.

6.2.3.3 Глоссарий

Представляет собой словарь терминов, сокращений и аббревиатур, если таковые используются в документе.

Примечание - Этот раздел может быть оформлен как приложение или ссылаться на другой документ, обеспечивающий общий глоссарий. Весь глоссарий или его часть и/или список аббревиатур могут быть в составе онлайнового отдельного глоссария по тестированию либо включены в больший организационный глоссарий, содержащий большое количество терминов, не связанных с тестированием.

 

6.2.4 Контекст тестирования

6.2.4.1 Проект(ы)/подпроцесс(ы) тестирования

Идентифицирует проект(ы) или подпроцесс(ы) тестирования, для которых создается план, и содержит другую соответствующую информацию о контексте.

6.2.4.2 Элемент(ы) тестирования

Определяет элемент(ы) тестирования для тестирования по этому плану, включая их версию/пересмотр или ссылку на эту информацию.

В этом разделе возможно описание назначения элемента(ов) тестирования или приводится ссылка на эту информацию.

Примечание - Эта информация может быть определена в документе, определяющем концепцию работы системы.

 

Пример - Элементом тестирования может быть программный блок, интерфейс между единицами, подсистема или полная система.

Здесь также могут быть идентифицированы все процедуры переноса элемента(ов) тестирования из других сред в тестовую среду.

6.2.4.3 Область применения тестирования

Обобщает все функции элемента(ов) тестирования, подлежащие проверке. Также идентифицирует все функции элемента(ов) тестирования, которые должны быть исключены из тестирования, и предоставляет обоснования их исключения.

Пример - Функции, подлежащие проверке, могут быть определенными атрибутами программного обеспечения, функций, интерфейсов или бизнес-процессов.

6.2.4.4 Предположения и ограничения

Определяет любые предположения и ограничения для действий тестирования, предусмотренных этим планом. Сюда могут входить нормативные требования, требования Политики Тестирования и Организационной Стратегии Тестирования, договорные требования, сроки проекта, бюджетные ограничения и готовность соответствующего квалифицированного штата, инструментов и/или сред.

6.2.4.5 Заинтересованные стороны

Перечисляет заинтересованные стороны и их отношение к тестированию. Описывает как должен осуществляться обмен информацией с каждой заинтересованной стороной.

6.2.5 Обмен информацией о тестировании

Определяет связи между тестированием и другими действиями жизненного цикла и в организации.

Пример - Сюда могут быть включены полномочия для решения проблем, выявленных в результате действий тестирования, и полномочия для утверждения продуктов и процессов тестирования.

Эта информация может быть представлена в визуальной форме.

Примечание - Визуальное представление может представлять собой организационную схему или диаграмму потоков информации и данных.

 

6.2.6 Реестр рисков

Идентифицирует риски, которые охватывают тестирование по этому плану. Сюда должны быть включены любые соответствующие риски, которые могут быть определены в Организационной Стратегии Тестирования. Для каждого риска на основе его влияния и вероятности приводится уровень воздействия. Представляет рекомендации по обработке рисков. В этом разделе допускается предоставить ссылку на конкретный реестр рисков.

Пример - Рекомендациями по обработке рисков могут быть: устранить риск, уменьшить его или игнорировать риск.

Примечание - Реестр рисков может быть приведен в плане проекта или плане менеджмента рисков.

 

6.2.6.1 Риски продукта

Идентифицирует связанные с тестированием риски продукта и предоставляет рекомендации по обработке каждого риска.

Пример - Связанные с тестированием риски продукта могут включать в себя дефекты функциональных или нефункциональных аспектов, таких как производительность.

6.2.6.2 Риски проекта

Идентифицирует связанные с тестированием риски проекта продукта и предоставляет рекомендации по обработке каждого риска.

Пример - Связанные с тестированием риски проекта могут включать в себя риски, связанные с графиком или ресурсами.

6.2.7 Стратегия тестирования

Устанавливает подход к тестированию для определенного проекта тестирования или подпроцесса тестирования, как описано в следующих разделах. Документ может ссылаться на Организационную Стратегию Тестирования, указывая лишь отличия от нее.

6.2.7.1 Подпроцессы тестирования

Для Плана Тестирования проекта определяются надлежащие для выполнения подпроцессы тестирования.

6.2.7.2 Практические результаты тестирования

Идентифицирует все документы, которые должны быть получены в результате выполнения тестирования, или эквивалентную документальную информацию в электронной форме, например, в базах данных либо специализированных инструментах тестирования.

Пример - К результатам тестирования могут относиться следующие документы:

- План Тестирования;

- Спецификация Проекта Тестирования;

- Спецификация Контрольного Примера;

- Спецификация Процедур Тестирования;

- Отчет о Готовности Тестовых Данных;

- Отчет о Готовности Тестовой Среды;

- Отчеты по Инциденту;

- Отчеты о Ходе Тестирования;

- Отчет о Завершении Тестирования.

Входные и выходные данные тестирования могут быть идентифицированы как компоненты результатов тестирования. Кроме того, могут быть включены инструменты тестирования, создаваемые как часть действия тестирования. В случаях объединения или исключения документов этот список соответственно изменяется.

Возможно включение информации о сроках представления документов и об адресате (желательно указывать должность, а не имя).

6.2.7.3 Методика проектирования тестирования

Определяет, какие методы проектирования тестирования должны применяться.

6.2.7.4 Критерии завершения тестирования

Определяет условия, при которых соответствующая организация тестирования предполагает завершение выполнения.

Пример - Это может быть при достижении конкретного покрытия, когда число выявленных дефектов меньше указанного предела.

6.2.7.5 Требуемые метрики

Определяет метрики, значения которых должны быть собраны во время выполнения тестирования.

6.2.7.6 Требования к Тестовым Данным

Определяет все соответствующие Требования к Тестовым Данным для проекта или подпроцесса тестирования (определенным образом).

Пример - Может быть идентифицирован источник тестовых данных и решено, где располагаются определенные тестовые данные, указано должны ли данные быть замаскированы по причинам конфиденциальности и/или перечислены ответственные за тестовые данные.

Определение этих требований к тестовым данным по необходимости может быть отложено до создания документа "Требования к Тестовым Данным" (см. 7.5).

6.2.7.7 Требования к Тестовой Среде

Определяет необходимые и желательные свойства тестовой среды.

Пример - В тестовую среду могут входить аппаратные средства, программное обеспечение, инструменты тестирования, базы данных и персонал (соответственно идентифицируя организации).

Включает в себя информацию о выборе, оценке, приобретении и поддержке каждого инструмента. Сюда также могут входить требования к тестовой среде для подготовки к тестированию, выполнению теста (включая сбор данных) и любых действий после выполнения.

Пример - Действием после выполнения теста может быть анализ данных.

Такие требования к тестовой среде при необходимости могут быть сформулированы позднее в документе "Требования к Тестовой Среде" (см. 7.6), однако ссылка на этот отдельный документ должна присутствовать в Плане Тестирования.

6.2.7.8 Повторное тестирование и регрессионное тестирование

Определяет условия, при которых будут выполняться повторное тестирование и регрессионное тестирование. Сюда может быть включено предполагаемое число циклов тестирования.

6.2.7.9 Критерии приостановки и возобновления

Определяет критерии, используемые для приостановки и возобновления всех или части действий тестирования Плана Тестирования. Определяет, кто ответственен за приостановку и возобновление действий тестирования. Определяет действия тестирования, которые, вероятно, придется повторить при возобновлении тестирования.

6.2.7.10 Отклонения от организационной стратегии тестирования

Должен быть указан каждый пункт Плана Тестирования, в котором имеются отклонения от Организационной Стратегии Тестирования. Когда это применимо, определяет лиц, ответственных за утверждение отклонений.

6.2.8 Действия и оценка тестирования

Определяет все необходимые действия тестирования на базе процесса тестирования, который будет использоваться. Необходимо рассмотреть итеративную стратегию действий при повторном выполнении тестирования, а также все зависимости.

Примечание - Действия тестирования могут быть описаны в терминах структурной схемы работ по операциям или карты действий в динамичных проектах.

 

Пример - Действия, которые могут быть рассмотрены, включают в себя и те из них, которые относятся к повторному тестированию и регрессионному тестированию.

Определяет оценку для каждого из идентифицированных действий тестирования, которые в соответствии с планом тестирования будут выполняться как часть тестирования. Кроме того, в соответствующих случаях описывает выделенные на тестирование бюджетные сметы расходов или представляет ссылку на эту информацию.

Примечание - Бюджетные сметы расходов могут быть приведены в плане проекта.

 

6.2.9 Комплектность персонала

Определяет требования к комплектности персонала для тестирования, соответствующего этому плану.

6.2.9.1 Роли, действия и ответственность

Обеспечивает общие сведения об основном персонале (лидерах деятельности) и вторичном персонале (не лидерах, а персонале поддержки) - лицах, исполняющих связанные с тестированием роли, с их соответствующими действиям тестирования ответственностями и полномочиями. Кроме того, определяет ответственных за предоставление элемента(ов) тестирования. Люди могут быть заняты полностью или частично.

Пример - К ответственным лицам могут быть отнесены менеджер проекта, менеджеры тестирования, разработчики, аналитики и исполнители тестирования, обслуживающий персонал, представители пользователя, персонал технической поддержки, администраторы данных и персонал поддержки качества.

В случае необходимости для каждого занятого тестированием лица должен быть определен период(ы).

6.2.9.2 Потребность в дополнительном персонале

Определяет конкретные потребности в дополнительных сотрудниках для тестирования, требуемых для проекта или подпроцесса тестирования. Указывает, когда сотрудники необходимы (временно, на полный или неполный рабочий день), и определяет желаемый набор навыков. Это может быть записано в контракте и бизнес-требованиях.

Примечание - Комплектность персонала может быть обеспечена внутренними переводами, наймом извне, консультантами, субподрядчиками, деловыми партнерами и/или аутсорсингом.

 

6.2.9.3 Потребность в обучении

Определяет для тестирования потребность в обучении и идентифицирует уровни квалификации и варианты обучения для обеспечения нужного персонала необходимыми навыками.

Пример - Обучение может иметь разные формы, включая такие варианты, как традиционное обучение в классе, рассчитанное на индивидуальную скорость обучения, компьютерное обучение, обучение через Интернет, посещение будущего сайта пользователя и наставничество более опытных сотрудников.

6.2.10 Расписание

Идентифицирует этапы тестирования, определенные в графике проектных работ и в стратегии тестирования. Предоставляет обобщенное полное расписание действий тестирования, определяя, когда по результатам действия необходимо вернуться к процессам разработки, организационным и вспомогательным процессам. Определяет расписание для каждого действия тестирования и каждого этапа тестирования на основе оценки действия, имеющихся ресурсов и других ограничений.

Пример - Вспомогательными процессами могут быть процессы обеспечения качества и менеджмента конфигурации.

TOC