ГОСТ Р 56921-2016/ISO/IEC/IEEE 29119-2:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Тестирование программного обеспечения. Часть 2. Процессы тестирования
7.2. Процесс Планирования Тестирования
7.2.1 Общие сведения
Процесс Планирования Тестирования используется для разработки Плана Тестирования. В зависимости от того, где в проекте реализуется этот процесс, план может быть Планом Тестирования Проекта или планом тестирования для конкретной фазы, таким, как План Тестирования Системы, или планом тестирования конкретного типа, таким, как План Теста Производительности.
Для создания Плана Тестирования необходимо выполнить действия, показанные на рисунке 6. Поскольку содержание плана тестирования становится доступным по мере выполнения определенных действий, то проект плана тестирования разрабатывается постепенно до тех пор, пока не будет окончательно документирован полный план тестирования. Из-за итеративной природы процесса многие из действий, показанных на рисунке 6, должны быть выполнены повторно перед тем, как полный план тестирования может быть завершен. Как правило, для получения приемлемого плана тестирования действия TP3, TP4, TP5 и TP6 должны быть выполнены неоднократно.
Рисунок 6 - Процесс Планирования Тестирования
Возможно, в течение тестирования в план тестирования нужно будет внести изменения в соответствии с результатами реализации плана и новой ставшей доступной информацией. Для поддержки плана тестирования в зависимости от масштаба и природы изменений ряд действий, показанных на рисунке 6, необходимо будет выполнить повторно.
Например, если после того, как выработан первоначальный план тестирования, выяснилось, что для проекта или поставляемого продукта появились новые риски или изменились угрозы ранее выявленных рисков, то процесс должен повторно войти в действие "Определить и изучить риски" (TP3).
Если будет необходимо изменить стратегию тестирования по причинам, отличным от рисков (например, необходимо использовать другую тестовую среду), то процесс должен повторно войти в действие "Разработать стратегию тестирования" (TP5).
Если возникла необходимость изменения штатного персонала или графика тестирования по причинам, отличным от рисков (например, возможность получения элементов тестирования от разработчиков), то процесс должен повторно войти в действие "Определить персонал и график" (TP6).
7.2.2 Цель
Цель Процесса Планирования Тестирования состоит в том, чтобы разработать, согласовать, документировать и передать соответствующим заинтересованным сторонам объем работ и предполагаемый подход к тестированию, включая раннюю идентификацию ресурсов, сред и других требований тестирования.
7.2.3 Результаты
В результате успешной реализации Процесса Планирования Тестирования:
a) проанализирован и уяснен объем работ проекта тестирования;
b) определены и информированы заинтересованные стороны, которые будут участвовать в планировании тестирования;
c) идентифицированы, проанализированы и классифицированы риски, которые могут быть обработаны при тестировании, с согласованным уровнем воздействия рисков;
d) определены стратегия тестирования, тестовая среда, инструменты тестирования и потребности в тестовых данных;
Пример - Инструменты, специальное оборудование, тестовая среда, офис.
e) определены потребности в персонале и обучении;
f) спланировано каждое действие;
g) рассчитаны оценки и документированы обоснования оценок;
Пример - Оценки стоимости, персонала и времени.
h) план тестирования согласован со всеми заинтересованными сторонами и доведен до них.
7.2.4 Действия и задачи
В соответствии с принятыми организационными политиками и процедурами по Процессу Планирования Тестирования лицо(а), ответственное(ые) за планирование тестирования, должно(ы) реализовать следующие действия и задачи.
7.2.4.1 Уяснить контекст (TP1)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Для поддержки подготовки Плана Тестирования необходимо достигнуть понимания контекста и требований к тестированию.
Примечания
1 В требования тестирования программного обеспечения входит идентификация элемента(ов) тестирования.
2 Может быть использована следующая документация:
1) организационные спецификации тестирования, такие как Организационная Политика Тестирования и Организационная Стратегия Тестирования;
2) план управления проектами для получения информации, которая может влиять на тестирование, такое как выделенные бюджет и ресурсы для тестирования;
3) планы тестирования более высокого уровня (например, план тестирования проекта при планировании тестирования более низкого уровня, такого, как тестирование системы) для определения требований и ограничений на этом уровне тестирования, таких как оценки тестирования, штат, ожидаемые результаты и сроки;
4) применимые нормативные стандарты для получения информации о правилах, которые могут повлиять на тестирование;
5) документация продукта, такая как спецификации системных требований, цели в области качества, определенные показателями качества системы и спецификациями элемента тестирования, для получения информации, которая касается возможных требований тестирования для этой фазы или типа тестирования;
6) показатели качества, определенные в ИСО/МЭК 25010 "Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программного обеспечения";
7) план разработки программного обеспечения для получения информации, которая может повлиять на сроки или циклы тестирования временных шкал или циклов, такой как ожидаемые результаты и сроки разработки;
8) реестр рисков проекта для получения информации об идентифицированных рисках проекта и продукта;
9) план верификации и валидации.
b) Понимания контекста и требований тестирования программного обеспечения необходимо достигнуть, определив соответствующие заинтересованные стороны и взаимодействуя с ними.
c) Необходимо инициировать план обмена информацией и документировать способы связи.
Примечание - Деятельность "Уяснить контекст" будет продолжаться на протяжении жизни проекта. Задачи этого действия могут, в принципе, быть выполнены в любом порядке.
7.2.4.2 Организовать разработку Плана Тестирования (TP2)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо идентифицировать и запланировать на базе требований тестирования, идентифицированных в деятельности "Уяснить контекст" (TP1), те действия, которые нужно выполнить для завершения планирования тестирования.
b) Необходимо определить заинтересованные стороны, требуемые для участия в этих действиях.
c) Действия, график и участники должны быть утверждены соответствующими заинтересованными сторонами.
Пример - Менеджер проектов и/или менеджер тестирования проекта.
Примечание - Это может потребовать повторения задач a) и b).
d) Нужно организовать участие заинтересованной стороны.
Пример - Запросить менеджера проекта запланировать встречу для анализа стратегии тестирования.
7.2.4.3 Определить и изучить риски (TP3)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Все ранее выявленные риски должны быть изучены с целью идентификации тех из них, которые касаются и/или могут быть обработаны при тестировании программного обеспечения.
Пример - Риски, занесенные в реестр рисков проекта.
b) Необходимо идентифицировать дополнительные риски, которые касаются и/или могут быть обработаны при тестировании программного обеспечения.
Примечания
1 Информация о любых идентифицированных рисках, не связанных с тестированием программного обеспечения, должна быть передана соответствующим заинтересованным сторонам.
2 Это может быть выполнено путем анализа спецификации продукта и другой надлежащей документации, посредством рабочих совещаний, опросов или других подходящих средств.
c) Нужно классифицировать риски, используя надлежащую систему классификации, которая, как минимум, обеспечивает различие между рисками продукта и рисками проекта.
d) Каждому риску должен быть присвоен уровень воздействия (на основе анализа его влияния и вероятности).
e) Результаты такой оценки степени риска должны быть утверждены заинтересованными сторонами.
f) Результаты такой оценки степени риска должны быть документированы.
Пример - Реестр рисков проекта в плане тестирования.
7.2.4.4 Определить подходы к обработке рисков (TP4)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо на основе типа риска, классификации и уровня подверженности риску идентифицировать соответствующие средства обработки.
Примечание - В надлежащие средства могут входить фазы тестирования, типы тестирования, методы проектирования тестирования, критерии завершения тестирования и т.д. На практике можно рассматривать понятие критичности программного обеспечения, определенное в ИСО/МЭК 15026 или ИИЭР 1012:2012. В случаях если для тестирования известны ограничения (такие, как время и стоимость), обработка рисков с низкими уровнями воздействия, которые, как предполагается, не будут обработаны при таких ограничениях, будут идентифицироваться как выходящие за рамки применения по причине ограничений.
b) Результаты обработки рисков должны быть документированы.
Пример - В плане тестирования, в реестре риска проекта.
7.2.4.5 Разработать Стратегию Тестирования (TP5)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо произвести первоначальную оценку ресурсов, требуемых для реализации требований, определенных организационными спецификациями тестирования, такими как Организационная Стратегия Тестирования и Организационная Политика Тестирования. Должны быть учтены требования, предъявляемые стратегиями тестирования более высокого уровня относительно рассматриваемого проекта.
Примечание - Особое значение имеют оценки требуемых усилий и необходимого времени.
b) Необходимо произвести первоначальную оценку ресурсов, требуемых для выполнения отдельных действий по обработке, идентифицированных в действии "Определить подходы к обработке рисков" (TP4), начиная с тех, которые соответствуют рискам с самыми высокими уровнями воздействия, как это было определено в действии "Определить и изучить риски" (TP3).
Примечание - Из особого значения оценки усилия и требуемое прошедшее время.
c) С учетом базиса тестирования, рисков и ограничений организации, проекта и продукта нужно разработать стратегию тестирования (в том числе, выбрать фазу тестирования, тип тестирования, проверяемые функции, методы проектирования тестирования, критерии завершения тестирования и критерии приостановки и возобновления).
Примечания
1 При этом для определения приоритетов действий тестирования во внимание принимается уровень подверженности риску, начальные оценки тестирования, необходимые для выполнения действий ресурсы (например, навыки, инструменты поддержки и требования среды) и ограничения организации, проекта и продукта, такие как:
a) нормативные стандарты;
b) требования Организационной Политики Тестирования, Организационной Стратегии Тестирования и Плана Тестирования Проекта (при разработке стратегии тестирования более низкого уровня);
c) договорные требования;
d) ограничения сроков и стоимости проекта;
e) готовность соответственно квалифицированных тестеров;
f) готовность инструментов и сред;
g) технические ограничения системы или продукта.
Если невозможно разработать стратегию тестирования, которая реализует все требования Организационной Стратегии Тестирования и рекомендации по обработке всех идентифицированных рисков, а кроме того и удовлетворяет ограничениям проекта и продукта, то необходимо выбрать такую стратегию тестирования, которая лучше всего удовлетворяет эти конфликтные требования. То, как этот компромисс будет достигнут, зависит от проекта и от организации и может потребовать ослабления ограничений. В этом случае действие "Определить подходы к обработке рисков" и задачи от a) до c) будут повторяться до тех пор, пока не будет достигнута приемлемая стратегия тестирования. Все решения по отклонениям от Организационной Стратегии Тестирования должны быть отражены в стратегии тестирования.
2 Стратегия тестирования обычно направлена как на статическое тестирование (например, проверка, контроль, статический анализ), так и на динамическое тестирование.
d) Необходимо определить метрики, которые будут использоваться для Мониторинга и Управления Тестированием (см. действия от TMC1 до TMC4).
e) Должны быть определены тестовые данные.
Пример - Факторы, которые необходимо учесть при определении тестовых данных, включают в себя инструкции по конфиденциальности данных (это может потребовать маскирования или шифрования данных), объем требуемых данных и очистку данных после завершения.
f) Должны быть идентифицированы требования к тестовой среде и требования к инструментам тестирования.
g) Должны быть определены результаты тестирования, документированы степень их формальности и частота обмена информацией.
h) Должна быть произведена первоначальная оценка ресурсов, необходимых для выполнения полного набора действий, описанных в стратегии тестирования.
Примечание - Начальная оценка тестирования, которая производится на этом шаге, завершается в действии "Оформить План Тестирования" (TP7).
i) Стратегия тестирования должна быть документирована.
Примечание - Обычно стратегия тестирования будет разделом плана тестирования, но в отдельных случаях она может быть оформлена в виде отдельного документа.
j) Стратегия тестирования должна быть утверждена заинтересованными сторонами.
Примечание - Это может потребовать повторного выполнения предыдущих задач этой деятельности.
7.2.4.6 Определить персонал и график (TP6)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо идентифицировать роли и навыки персонала, требуемые для выполнения тестирования, определенного в стратегии тестирования.
Примечание - Это может потребовать определения подбора персонала и/или потребностей обучения.
b) Каждое необходимое действие тестирования Стратегии Тестирования должно быть спланировано на основе оценок, зависимостей и готовности персонала.
c) Персонал и график должны быть утверждены заинтересованными сторонами.
Примечание - Это может потребовать повторения задач a) и b), а если стратегия тестирования должна быть пересмотрена, то нужно повторить действие "Разработать Стратегию Тестирования" (TP5).
7.2.4.7 Оформить План Тестирования (TP7)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) На основе стратегии тестирования, разработанной в действии "Разработать Стратегию Тестирования" (TP5), персонала и графика, полученных в действии "Определить персонал и график" (TP6), необходимо рассчитать окончательные оценки тестирования.
Примечание - В случае если они не противоречат предыдущим первоначальным оценкам, может возникнуть необходимость повторить действие "Определить персонал и график" (TP6) и/или действие "Разработать Стратегию Тестирования" (TP5).
b) В план тестирования необходимо включить стратегию тестирования, разработанную в действии "Разработать Стратегию Тестирования" (TP5), персонал и график, полученные в действии "Определить персонал и график" (TP6), а также окончательные оценки, рассчитанные в предыдущей задаче.
7.2.4.8 Согласовать План Тестирования (TP8)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо собрать мнения заинтересованных сторон о плане тестирования.
Примечание - Это может быть выполнено посредством рабочих совещаний, опросов или других подходящих средств.
b) Необходимо разрешить конфликты плана тестирования с мнениями заинтересованных сторон.
c) План тестирования должен быть обновлен с учетом обратной связи от заинтересованных сторон.
Примечание - Это может потребовать повторения более ранних действий Процесса Планирования Тестирования.
d) План тестирования должен быть утвержден заинтересованными сторонами.
Примечание - Это может потребовать повторения задач от a) до c).
7.2.4.9 Разослать и сделать доступным План Тестирования (TP9)
Эта деятельность состоит из следующих задач:
a) Необходимо обеспечить доступность Плана Тестирования.
b) О готовности Плана Тестирования необходимо сообщить заинтересованным сторонам.
Примечание - Это может потребовать повторения задач от a) до c).
7.2.5 Информационные элементы
В результате выполнения этого процесса должен быть произведен следующий информационный элемент:
a) План Тестирования.