ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 генеральные грузы (general cargoes): Различные штучные грузы: металлопродукция, подвижная техника [самоходные и буксируемые (прицепные) транспортные средства на колесном или гусеничном ходу], крупногабаритные и тяжеловесные грузы, железобетонные изделия и конструкции и иные строительные грузы, тарно-штучные грузы, в том числе опасные грузы в таре, грузы в транспортных пакетах, в том числе в мягких контейнерах, лесные грузы, грузовые транспортные единицы, в том числе грузовые контейнеры.
3.2 перевозка груза: Транспортирование груза с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка.
3.3 прямая смешанная (мультимодальная) перевозка (multimodal carriage): Перевозка груза с привлечением не менее двух видов транспорта по единому перевозочному документу.
3.4 тара (container): Изделие (емкость), в котором непосредственно размещена продукция.
3.5 транспортная тара: Изделие (емкость), в котором непосредственно размещена продукция, предназначенное для хранения и транспортирования и образующее самостоятельную грузовую единицу.
3.6 упаковка (packaging): Средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту тары с продукцией в процессе ее обращения.
Примечание - Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции.
3.7 транспортная упаковка (transport packaging): Изделие, предназначенное для защиты тары с продукцией в процессе ее хранения и транспортирования, образующее самостоятельную грузовую единицу.
3.8
грузовая единица, грузовое место (cargo unit): Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. [ГОСТ ИСО 10531, пункт 3.1] |
3.9
транспортный пакет (overpack): Укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких грузовых единиц с применением средств пакетирования, подготовленная для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. [ГОСТ ИСО 10531, пункт 3.2] |
3.10 грузовая транспортная единица; ГТЕ [cargo transport unit (CTU)]: Грузовой контейнер, автотранспортное средство, железнодорожный вагон, контрейлер, съемный кузов или иная подобная единица, используемая, в частности, для смешанных перевозок [1].
3.11 грузовой контейнер (freight container): Единица транспортного оборудования, имеющая:
- постоянные технические характеристики, обеспечивающие прочность для многократного применения (в течение установленного срока службы);
- специальную конструкцию, обеспечивающую перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта в прямом и смешанном сообщениях без промежуточной перегрузки грузов;
- приспособления, обеспечивающие механизированную перегрузку с одного вида транспорта на другой;
- конструкцию, позволяющую легко загружать и разгружать груз;
- внутренний объем, равный 1 м3 и более [1].
3.12 контрейлер (contrailer): Грузовой контейнер на полуприцепе.
3.13 контейнер мягкий: Контейнер, способный изменять форму и габаритные размеры в период его загрузки и разгрузки.
3.14 загрузка (packing): Размещение и крепление груза в ГТЕ [1].
3.15 разгрузка (unpacking): Освобождение ГТЕ от груза и средств крепления [1].
3.16 загрузчик (packer): Сторона, которая загружает, размещает и закрепляет груз в или на ГТЕ; загрузчик может быть нанят либо грузоотправителем, либо отправителем, экспедиторской компанией или перевозчиком; если грузоотправитель или отправитель загружают ГТЕ на своей территории, грузоотправитель или отправитель являются также загрузчиками [1].
3.17 погрузка (loading): Установка ГТЕ на транспортное средство [1].
3.18 выгрузка (unloading): Снятие ГТЕ с транспортного средства [1].
3.19 перевалка грузов: Совокупность технологических операций, связанных с погрузкой (выгрузкой) грузов с одного вида транспорта на другой, креплением грузов на транспортном средстве, технологическим накоплением грузов [2].
3.20 тяжеловесный, крупногабаритный, негабаритный и длинномерный груз: Груз, массогабаритные характеристики которого превышают установленные правилами перевозки грузов соответствующим видом транспорта.
Примечание - Критерии отнесения груза к каждой из этих категорий смотри в правилах перевозки грузов соответствующим видом транспорта.
3.21 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости транспортного средства [3].
3.22 сепарирование грузов: Отделение одной партии груза от другой на складе и на транспортном средстве.
3.23 ложемент (support assembly): Фигурная подставка на складе или транспортном средстве для груза со сложной формой опорной поверхности.
3.24 кильблок (keelblock): Опора для днища судна, стоящего на стапеле или в доке, или фигурная подставка для установки шлюпки, катера на палубе судна или на берегу.