БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р МЭК 61131-3-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Контроллеры программируемые. Часть 3. Языки программирования

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 абсолютное время (absolute time): Комбинация времени суток и даты.

3.2 путь доступа (access path): Связь символического имени с переменной для реализации открытого взаимодействия.

3.3 действие (action): Логическая переменная или набор подлежащих выполнению операций вместе со связанной управляющей конструкцией.

3.4 блок действий (action block): Элемент графического языка, который использует входную логическую переменную для определения значения выходной логической переменной или разрешающее условие для действия в соответствии с предопределенной управляющей конструкцией.

3.5

 

агрегат (aggregate): Структурированная совокупность объектов данных, образующая тип данных.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.6

 

массив (array): Агрегат, состоящий из объектов данных с идентичными атрибутами, на каждый из объектов данных можно уникально ссылаться с помощью индекса.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.7

 

присваивание (assignment): Механизм для придания значения переменной или агрегату.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.8 базовый тип (base type): Тип данных, тип функционального блока или класс, из которых наследуются или производятся дальнейшие типы.

3.9 число с основанием (based number): Число, представленное с конкретным основанием, отличным от 10.

3.10 двоично-десятичный код (binary coded decimal; BCD): Код десятичного числа, в котором каждая цифра представлена ее двоичным значением.

3.11 бистабильный функциональный блок (bistable function block): Функциональный блок с двумя устойчивыми состояниями, управляемый одним или более входами.

3.12 битовая строка (bit string): Элемент данных, состоящий из одного или более битов.

3.13 битово-строковый литерал (bit string literal): Литерал, который прямо представляет значение битовой строки типов данных BOOL, BYTE, WORD, DWORD или LWORD.

3.14 тело (body): Набор операций программного компонента.

3.15 вызов (call): Языковая конструкция, вызывающая выполнение функции, функционального блока или метода.

3.16 строка символов (character string): Агрегат, состоящий из упорядоченной последовательности символов.

3.17 символьно-строковый литерал (character string literal): Литерал, прямо представляющий значение символа или строки символов типов данных CHAR, WCHAR, STRING или WSTRING.

3.18 класс (class): программный компонент, состоящий из:

- определения структуры данных;

- набора методов, выполняемых над структурой данных.

3.19

 

комментарий (comment): Языковая конструкция для включения текста, не влияющего на выполнение программы.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.20 конфигурация (configuration): Элемент языка, соответствующий системе программируемого контроллера.

3.21 константа (constant): Элемент языка, указывающий на элемент данных с фиксированным значением.

3.22 функциональный блок счетчика (counter function block): Функциональный блок, который накапливает значение числа изменений, определяемых на одном или более указанных выходов.

3.23

 

тип данных (data type): Набор значений вместе с набором допустимых операций.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.24 дата и время (date and time): Дата с годом и время суток, представленные как отдельный элемент данных.

3.25 объявление (declaration): Механизм для определения элемента языка.

3.26 разделитель (delimiter): Символ или комбинация символов, используемая для разделения элементов языка программирования.

3.27 производный класс (derived class): Класс, создаваемый наследованием из другого класса.

Примечание - Производный класс также называют расширенным классом или порожденным классом.

 

3.28 производный тип данных (derived data type): Тип данных, созданный с использованием другого типа данных.

3.29 производный тип функционального блока (derived function block type): Тип функционального блока, созданный наследованием из другого типа функционального блока.

3.30 прямое представление (direct representation): Средства представления переменной в программе программируемого контроллера, из которых может быть прямо определено физическое или логическое расположение переменной.

3.31 двойное слово (double word): Элемент данных, содержащий 32 бита.

3.32 динамическое связывание (dynamic binding): Ситуация, в которой экземпляр вызова метода возвращается во время выполнения в соответствии с фактическим типом экземпляра или интерфейса.

3.33 оценка (evaluation): Процесс установления значения выражения, функции, выходных переменных сети или экземпляра функционального блока во время выполнения программы.

3.34 элемент управления выполнением (execution control element): Элемент языка, контролирующий поток выполнения программы.

3.35 задний фронт (falling edge): Часть временной диаграммы сигнала, где происходит переход логической переменной из 1 в 0.

3.36 функция (function): Элемент языка, который во время выполнения обычно вырабатывает результат в виде одного элемента данных и, возможно, дополнительные выходные переменные.

3.37 экземпляр функционального блока (function block instance): Экземпляр типа функционального блока.

3.38 тип функционального блока (function block type): Элемент языка, состоящий из:

- определения структуры данных, разделенной на входные, выходные и внутренние переменные; и

- набора операций или набора методов, выполняемых над элементами структуры данных при вызове типа функционального блока.

3.39 функциональная блоковая диаграмма (function block diagram): Сеть, узлы которой являются экземплярами функциональных блоков, графически представленные функции или вызовы метода, переменные, литералы и метки.

3.40 родовой тип данных (generic data type): Тип данных, представляющий более одного типа данных.

3.41 глобальная переменная (global variable): Переменная с глобальной областью действия.

3.42 иерархическая адресация (hierarchical addressing): Прямое представление элемента данных как члена физической или логической иерархии.

Пример - Точка в модуле, который хранится на стеллаже, который, в свою очередь, помещен в стенд и т.д.

3.43 идентификатор (identifier): Комбинация букв, цифр и символов подчеркивания, которая начинается с буквы или символа подчеркивания и которая именует элемент языка.

3.44 реализация (implementation): Версия программируемого логического контроллера (PLC) или программного или отладочного инструмента, предоставленная разработчиком.

3.45 разработчик (Implementer): Изготовитель PLC или программного или отладочного инструмента, предоставленного пользователю для разработки приложений PLC.

3.46 наследование (inheritance): Создание нового класса, типа функционального блока или интерфейса на основе существующего класса, типа функционального блока или интерфейса, соответственно.

3.47 начальное значение (initial value): Значение, присвоенное переменной при запуске системе.

3.48 входная и выходная переменная (in-out variable): Переменная, используемая для передачи значения программному компоненту и, дополнительно, для возврата значения из программного компонента.

3.49 входная переменная (input variable): Переменная, используемая для передачи значения программному компоненту, отличному от класса.

3.50 экземпляр (instance): Отдельная, именованная копия структуры данных, связанная с типом функционального блока, классом или программным типом, которая сохраняет свои значения от одного вызова соответствующей операции до другого.

3.51 имя экземпляра (instance name): Идентификатор, связанный с конкретным экземпляром.

3.52 создание экземпляра (instantiation): Создание экземпляра.

3.53 целое число (integer): Целое число, которое может содержать положительные, нулевые или отрицательные значения.

3.54 целый литерал (integer literal): Литерал, прямо представляющий целое значение.

3.55 интерфейс (interface): Элемент языка в контексте объектно-ориентированного программирования, содержащий набор прототипов метода.

3.56 ключевое слово (keyword): Лексическая единица, которая характеризует элемент языка.

3.57 метка (label): Конструкция языка, именующая инструкцию, сеть или группу сетей, включая идентификатор.

3.58 элемент языка (language element): Любая единица, идентифицированная символом в левой части порождающего правила в формальной спецификации.

3.59

 

литерал (literal): Лексическая единица, которая прямо представляет значение.

[ИСТОЧНИК: ISO/AFNOR:1989]

3.60 логическое расположение (logical location): Расположение иерархически адресуемой переменной в схеме, которая может быть связана или может быть не связана с физической структурой входных и выходных переменных и памятью программируемого контроллера.

3.61 длинное действительное число (long real): Действительное число, представленное в двойном слове.

3.62 двойное слово (long word): 64-битовый элемент данных.

3.63 метод (method): Элемент языка, подобный функции, который может быть определен типом функционального блока и имеет неявный доступ к статическим переменным экземпляра функционального блока или экземпляра класса.

3.64 прототип метода (method prototype): Элемент языка, содержащий только сигнатуру метода.

3.65 именованный элемент (named element): Элемент структуры, именуемый своим связанным идентификатором.

3.66 сеть (network): Совокупность узлов и соединяющих ветвей.

3.67 числовой литерал (numeric literal): Литерал, прямо представляющий численное значение, то есть целый литерал или действительный литерал.

3.68 операция (operation): Элемент языка, который представляет элементарную функциональность, присущую программному компоненту или методу.

3.69 операнд (operand): Элемент языка, на котором выполняется операция.

3.70 оператор (operator): Символ, представляющий действие, выполняемое в операции.

3.71 переопределение (override): Ключевое слово override, использованное с методом или типом функционального блока для метода с такой же сигнатурой, как метод базового класса или тип функционального блока, использующие новое тело метода.

3.72 выходная переменная (output variable): Переменная, используемая для возврата значения из программного компонента, отличного от класса.

3.73 параметр (parameter): Переменная, которая используется для предоставления значения программному компоненту (как входной или входной-выходной параметр), или переменная, которая используется для возврата значения из программного компонента (как выходной или входной-выходной параметр).

3.74 ссылка (reference): Определяемые пользователем данные, содержащие адрес размещения переменной или экземпляра функционального блока заданного типа.

3.75 поток энергии (power flow): Символический поток электроэнергии в релейно-контактной схеме, используемый для указания продвижения логического решающего алгоритма.

3.76 прагма (pragma): Конструкция языка для включения в программный компонент текста, который может влиять на подготовку программы к выполнению.

3.77 программа (program): Разработка, написание и тестирование программ пользователя.

3.78 программный компонент (program organization unit): Функция, функциональный блок, класс или программа.

3.79 действительный литерал (real literal): Литерал, прямо представляющий значения типа REAL или LREAL.

3.80 ресурс (resource): Элемент языка, соответствующий "функции обработки сигналов" и ее "человеко-машинному интерфейсу" и "функциям интерфейса с датчиками и исполнительными механизмами", при наличии таковых.

3.81 результат (result): Значение, возвращаемое как результат выполнения программного компонента.

3.82 возврат (return): Конструкция языка в программном компоненте, обозначающая конец последовательности выполнения в компоненте.

3.83 передний фронт (rising edge): Часть временной диаграммы сигнала, где происходит переход логической переменной из 0 в 1.

3.84 область видимости (scope): Набор программных компонент, в которых применяется объявление или метка.

3.85 семантика (semantics): Отношения между символическими элементами языка программирования и их значениями, интерпретацией и использованием.

3.86 полуграфическое представление (semigraphic representation): Представление графической информации с использованием ограниченного набора символов.

3.87 сигнатура (signature): Набор информации, однозначно определяющий идентичность интерфейса параметров МЕТОДА, состоящий из его имени и имен, типов и порядка всех его параметров (то есть входных, выходных и входных-выходных переменных и типа результата).

3.88 одноэлементная переменная (single-element variable): Переменная, представляющая единственный элемент данных.

3.89 статическая переменная (static variable): Переменная, значение которой сохраняется от одного вызова до другого.

3.90 шаг (step): Ситуация, в которой поведение программного компонента в отношении его входных и выходных переменных следует набору правил, определенных связанными действиями шага.

3.91 структурированный тип данных (structured data type): Агрегированный тип данных, который был определен, используя определение STRUCT или FUNCTION_BLOCK.

3.92 индексирование (subscripting): Механизм для ссылки к элементу массива посредством ссылки на массив и одного или более выражений, которые, после их вычисления, определяют положение элемента.

3.93 задача (task): Элемент контроля выполнения, обеспечивающий периодическое или управляемое выполнение группы связанных программных компонентов.

3.94 литерал дат и времени (time literal): Литерал, представляющий данные типов TIME, DATE, TIME_OF_DAY или DATE_AND_TIME.

3.95 переход (transition): Условие, посредством которого управление переходит от одного или более предшествующих шагов к одному или более последующих шагов по направленной связи.

3.96 целое число без знака (unsigned integer): Целое число, которое может содержать положительные и нулевые значения.

3.97 литерал целого числа без знака (unsigned integer literal): Целый литерал, не содержащий спереди знака (+) или минус (-).

3.98 пользовательский тип данных (user-defined data type): Тип данных, определенный пользователем.

Пример - Перечисление, массив или структура.

3.99 переменная (variable): Объект программного обеспечения, который может принимать различные значения, в каждый момент времени только одно значение.

TOC