БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ EN 15085-4-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 4. Требования к производству

5.2 Общие требования

5.2.1 Подготовка под сварку

1) Подготовка под сварку должна быть выполнена, как указано на чертеже или в других рабочих документах. Необходимо соблюдать требования EN 15085-3.

2) Поверхности реза динамически нагруженных компонентов должны удовлетворять требованиям класса точности реза 33 согласно EN ISO 9013:2002. Поверхности реза при механической резке или штамповке не должны иметь зазубрин и трещин. При необходимости такие дефекты должны быть вышлифованы.

3) Применение вводных и выводных планок должно соответствовать EN 15085-3:2007, пункт 7.3.11. При толщине более 8 мм они должны иметь такую же разделку кромок, что и реальный шов. Размеры вводных и выводных планок должны позволять начинать и заканчивать сварку вне пределов необходимой длины шва. Планки, которые составляют единое целое с конструкцией или вставлены в виде небольших пластин в свариваемые детали, должны быть однородны по основному металлу с металлом деталей конструктивных элементов. Подготовка этих планок должна быть такой же, как подготовка подлежащих соединению деталей. Они должны фиксироваться механическими или магнитными приспособлениями и могут быть приварены. После выполнения сварного соединения планки могут быть удалены механическим путем, газовой или плазменной резкой. После удаления планок следует провести продольное шлифование. Запрещаются любые повреждения, вызванные ударом.

4) Если необходима приварка временных деталей, она должна быть согласована с конструкторским отделом.

5) Поверхности кромок должны быть очищены от влаги и загрязнений, таких как грязь, ржавчина, окисная пленка, окалина, масло и краска.

При многопроходной сварке поверхность предыдущего валика должна быть подготовлена так, чтобы она удовлетворяла требованиям выполнения следующего прохода. Загрязнения, шлак и недопустимые дефекты необходимо удалять.

6) Для защиты от коррозии нахлесточных соединений и зон соединений, недоступных после сварки, возможно применение грунтовки или антикоррозионного покрытия, удовлетворяющих следующим условиям:

- грунтовка или покрытие разрешены к применению заказчиком, если требуется одобрение заказчика;

- требование включено в проект;

- WPQR при проведении аттестации учитывает применение антикоррозионного покрытия;

- соответствие требованиям EN ISO 17652-1 и EN ISO 17652-2 обеспечено.

7) Сварные соединения должны быть расположены в пределах видимости, и их доступность при выполнении должна быть оптимальной для сварщика (смотри 4.2.4).

8) До сварки необходимо сообщать координатору сварки о любых выявленных нарушениях, например, о неправильной сборке сварного шва, применении бракованных или неподходящих сварочных материалов или неподходящего сварочного оборудования.

5.2.2 Выполнение сварки

5.2.2.1 Дуговая сварка

1) Число проходов, направление и последовательность сварки проходов и слоев шва должны быть выбраны таким образом, чтобы сварка вызывала минимальные остаточные напряжения и деформации, достигались требуемое качество и заданные механические свойства сварного шва.

2) Прилегающие края косынок или элементов жесткости необходимо обваривать по периметру. Смотри также EN ISO 15085-3:2007, пункт 7.3.9.

3) Сварку следует проводить по возможности в нижнем положении и "в лодочку" (PA) или в нижнем тавровом положении (PB). По возможности должно использоваться поворотное оборудование.

4) Сварочный цех должен быть защищен от влияния на сварку неблагоприятных погодных условий (например, ветра, дождя, снега и сквозняка в цеху).

5) Обратный сварочный провод (зажим контакта) следует крепить непосредственно на свариваемой детали так, чтобы был удовлетворительный электрический контакт, обеспечивающий низкое сопротивление. Его рекомендуется располагать как можно ближе к месту сварки.

6) При проведении сварки железнодорожных транспортных средств обратный сварочный провод должен быть закреплен на транспортном средстве вблизи места выполнения сварки. Вследствие опасности повреждения подшипников током, проходящим через них, крепление обратного сварочного провода к рельсам запрещается.

7) При необходимости перед началом сварочных работ следует отсоединять батареи аккумуляторов и защищать электронные приборы железнодорожных транспортных средств, например их удалением или обесточиванием.

8) Должны быть предусмотрены необходимые меры пожарной безопасности.

9) Если элементы конструкции должны перемещаться до завершения их сварки (поворачиваться или транспортироваться), они должны выдерживать нагрузки без возникновения пластических деформаций.

10) При необходимости проведения предварительного и межслойного подогрева в зоне сварки температура должна быть указана в зависимости от основного материала, толщины и свариваемого элемента конструкции. Температура предварительного и межслойного подогрева должна выдерживаться в заданных пределах и контролироваться во время выполнения прихваток и сварки.

11) Если температура свариваемых деталей ниже 5 °C, необходим предварительный подогрев.

12) Если прихватки выполняют роль участков корня шва или являются частью сварного шва, к ним предъявляются те же требования, что и к шву.

13) Если прихватки не являются частью сварного шва, с ними следует поступать или вышеописанным образом или вышлифовывать до тех пор, пока их можно бездефектно переплавить при заполнении шва.

14) Если на чертеже указаны сварные швы классов эксплуатации CP A, CP B или CP C1 с полным проплавлением и подварочным швом, перед выполнением первого прохода на обратной стороне корень шва следует удалить шлифованием или другой механической обработкой. Иначе применяемая процедура должна быть аттестована путем проведения аттестационного испытания по EN ISO 15613 или EN ISO 15614 или выполнением производственного сварного образца.

15) Прихватки вне области сварного шва (например, на остающейся подкладке) допустимы, если только они предусмотрены конструкцией. К ним предъявляются те же требования, что и к сварному шву.

5.2.3 Качество сварного шва

1) Зажигание дуги на поверхности детали, прилегающей к сварному шву, не допускается. Если это произошло, следы зажигания дуги должны быть вышлифованы. Для сварных швов класса эксплуатации CP A, CP B или CP C1 должен проводиться контроль поверхности прилегающей зоны (контроль поверхности выявляет все дефекты повреждения поверхности, включая трещины).

2) Допустимость наличия сварочных брызг в зависимости от применяемого материала и причины их появления должна быть согласована между заказчиком и производителем.

3) Остающаяся подкладка допускается, если только она предусмотрена чертежом.

4) Увеличение числа временных фиксирующих приспособлений необходимо согласовать с конструктором. Для удаления этих приспособлений смотри EN 1011-1.

5) После удаления дефектов, вызванных чистовой обработкой (например, рисок и бороздок от шлифования), оставшаяся толщина стенки должна составлять не менее 95% номинальной толщины. При ослаблении стенки более чем на 5% необходим ремонт (удаление дефектов, сварка, шлифование, выявление трещин). Отклонения должны быть согласованы с заказчиком.

6) Если по конструктивным причинам чертежом предписана механическая обработка или шлифование выпуклости сварного шва, то остающиеся подрезы, кратеры и другие поверхностные дефекты допускаются, если только они находятся в пределах требований к качеству.

7) Если по требованиям прочности чертежами предписано удаление рисок шлифованием, оно должно проводиться в направлении действия нагрузки.

8) Для ремонта сварных швов следует применять только аттестованные процедуры, соответствующие классу эксплуатации сварного шва.

9) Если выявлено систематическое возникновение дефектов или отклонение от требований проекта, то должно быть проведено согласование с заказчиком. До исправления должна быть установлена причина возникновения дефектов или отклонения.

10) Сварка по трещинам не допускается.

11) Перед устранением трещин сваркой необходимо определить их точное местоположение. Если необходимо, концы трещины следует засверлить, затем трещина должна быть раскрыта механической обработкой и заварена. До и после сварки должен быть выполнен контроль прилегающей поверхности.

12) Для правки с применением пламени требуется учитывать следующие правила:

- правка с применением пламени может применяться, если только она допустима для соответствующего материала или элемента конструкции и не приводит к снижению прочности. Отклонения необходимо согласовать с заказчиком;

- при выполнении правки следует соблюдать специальные технические рекомендации;

- для высокопрочных материалов и алюминия не должна превышаться максимально допустимая температура, ее следует контролировать подходящими измерительными средствами. Недопустимо плавление материала.