ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию
Приложение H
(справочное)
СВАРКА ПРОФИЛЕЙ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА 6000-Й СЕРИИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОЕКТА ALJOIN ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СТОЙКОСТИ
К УДАРНЫМ НАГРУЗКАМ
Для термообработанных алюминиевых сплавов, используемых для кузовов вагонов сплавов 6000-й серии, характерно падение прочности в зоне термического влияния после сварки. Применение сварочных материалов не дает возможности достичь прочностных свойств основных металлов.
Эти эффекты следует учитывать особенно при проектировании на этапе расчетов по безопасности, чтобы избежать разрушения в зоне термического влияния и металле шва. В противном случае при экстремальных нагрузках могут возникнуть трещины по всей длине кузова вагона.
Рекомендуется:
- основные сварные швы, лежащие в плоскости прессованного профиля, по всей длине вагона должны обеспечить соответствие прочности металла шва и зоны термического влияния прочности основного металла. В общем случае требуется, чтобы сварной шов и зона термического влияния были толще, чем основной металл, смотри доклад о результатах исследований проекта Aljoin.
- там, где это невозможно, например в случае оконных стоек, для которых направление прессованного профиля перпендикулярно к направлению боковых профилей кузова вагона, минимальная прочность сварных соединений должна быть не меньше прочности примыкающего исходного профиля;
- этого можно добиться, например, используя косынки большего размера, увеличивающие длину сварного шва, или приваривая элементы усиления поперек шва.
Алюминиевые сплавы 6000-й серии могут свариваться сварочными присадками для сварки алюмо-магниевых сплавов 5-го типа (см. EN 1011-4) или сварочными присадками для сварки кремниево-алюминиевых сплавов 4-го типа.
Однако, в случае сварки в продольном направлении, в докладе о проекте Aljoin <1> сделан вывод, что сварочные присадки из магниево-алюминиевого сплава значительно более стойки к трещинам. Было установлено, что особенно важно, что эффекты геометрии, такие как, например, неполное заполнение шва, ограничивают хрупкость металла шва. Этот вывод был подтвержден в ходе дальнейших исследований в рамках проекта Aljoin <2>.
--------------------------------
<1> См. [5] в библиографии.
<2> См. [6] в библиографии.
Таким образом, исследовательский проект Aljoin рекомендует использование 5-го типа сварочных присадок для продольной сварки профилированных элементов кузовов, в которых используются штампованные алюминиевые сплавы 6000-й серии.
Примечание - pr EN 1090-3:2007 также содержит информацию о выборе сварочных присадок для листового металла.
В данном особом случае вид сварочной присадки должен быть указан на чертеже или в спецификации.
