БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию

Приложение F

(обязательное)

 

КОНТАКТНАЯ ТОЧЕЧНАЯ СВАРКА

 

F.1 Общие положения

В таблице F.1 приведены минимальные требования для определения расстояния между точками и расстояния от края в зависимости от толщины детали для контактной точечной сварки.

 

Таблица F.1

 

Расстояние между точками, расстояние от края

 

Толщина детали t1, мм

1

1,25

1,5

1,75

2

2,5

3

Расстояние между точками e1, мм

25

35

35

35

40

50

50

Расстояние от края v, мм

>= 10

>= 10

>= 10

>= 10

>= 15

>= 15

>= 15

 

Минимальные усилия на срез и диаметр сварной точки приведены в таблице F.4 и таблице F.5.

Если по конструктивным соображениям размеры имеют отклонения от этих значений, то должны быть проведены производственные испытания сварного соединения для подтверждения надежности конструкции.

 

Размеры в миллиметрах

 

"ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию"

 

x > 5 и x > r

 

x - боковое расстояние; dL - диаметр сварной точки;

d1,2 - диаметры электрода; r - радиус гибки; t1 - меньшая

толщина листа; t2 - большая толщина листа; et1 - верхняя

глубина вдавливания; et2 - нижняя глубина вдавливания;

r - радиус скругления электрода; b - нахлест; h - высота

полки; v1 - расстояние от края 1; v2 - расстояние от края 2

 

Рисунок F.1 - Контактная точечная

сварка угловых профилей и листового металла

 

 

 

"ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию"

 

e1 - расстояние между точками;

v - расстояние от края; t1 - меньшая толщина листа;

t2 - большая толщина листа; b - нахлест

 

Рисунок F.2 - Контактная точечная сварка

листового металла, однорядная

 

 

 

"ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию"

 

e1 - расстояние между точками; e2 - расстояние

между рядами точек; v - расстояние от края; t1 - меньшая

толщина листа; t2 - большая толщина листа; b - нахлест

 

Рисунок F.3 - Контактная точечная сварка

листового металла, двухрядная

 

 

 

"ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию"

 

e1 - расстояние между точками; e3 - расстояние

между точками (расположение в два ряда со смещением);

v - расстояние от края

 

Рисунок F.4 - Контактная точечная сварка

листового металла, двухрядная со смещением

 

В таблице F.2 приведены требования к качеству для соединений точечной, рельефной и роликовой сварки.

 

Таблица F.2

 

Требования к качеству

 

Номер

Порядковый номер согласно EN ISO 6520-2

Требование

Класс эксплуатации сварного шва CP C1 и CP C2

Класс эксплуатации сварного шва CP C3

Класс эксплуатации сварного шва CP D

 

 

Требования к качеству, общие:

 

 

 

1

 

классификация сварочных процессов согласно EN ISO 4063

21, 22

21, 22, 23

 

2

 

вид сварочного оборудования

Сварочное оборудование с управлением циклом работы и контролем процесса

Сварочное оборудование с управлением циклом работы

Требования действительны для CP C1, CP C2 и CP C3. Для 21 допускается использование оборудования, приводимого в действие нажатием кнопки или педали

3

 

область применения

Несущие элементы железнодорожных транспортных средств (боковые, фронтальные стенки, полы и расположенные снаружи детали типа приборных коробов, крышек, брызговиков, дверей)

Второстепенные детали (облицовки, кабель-каналы, вентиляционные решетки)

4

 

Требования к качеству, общие:

 

Требований нет

допустимое соотношение толщин металлических деталей

t2:t1 <= 3:1

Другие соотношения толщин деталей и сварка более чем двух листов должны быть согласованы с заказчиком

5

 

минимальное усилие на срез

Для 21 смотри таблицы F.4 и F.5.

Для 22 и 23 эти таблицы действительны в смысле соответствия зон контакта

75% от CP C1, CP C2 и CP C3

6

 

внешний вид поверхности деталей

Поверхности соединяемых деталей в месте сварки должны быть очищены от окалины, ржавчины, краски, пыли, жира и прочих загрязнений в месте сварного шва. Дополнительно могут быть использованы покрытия поверхности, ламинирование, нанесение средств от коррозии, герметики и клеи, если подтверждена их совместимость со сваркой

7

 

максимальные значения твердости для сталей

Следует применять общие требования EN ISO 15614-12. Значения твердости регламентируются согласно EN ISO 15614-1

Требований нет

 

 

Требования к качеству и внешнему виду:

 

9

P 100

трещины

Недопустимо

10

P 2011

P 2012

P 2013

поры

равномерно распределенная пористость

локальная пористость

Недопустимо

Допустимо при согласовании между сторонами договора

11

P 602

P 612

брызги металла выдавливание материала

Допустимо при согласовании между сторонами договора

Допустимо при согласовании между сторонами договора

12

P 526

Требования к качеству и внешнему виду:

 

 

поверхностные дефекты

Допустимы классы качества поверхности 2 и 3 согласно таблице F.3

Допустимы классы качества поверхности 2, 3 и 4 согласно таблице F.3

13

P 522

сквозное проплавление сварной точки

Недопустимо

Допустимо

14

P 5263

налипание материала электрода

Недопустимо

Допустимо при согласовании между сторонами договора

 

 

Требования к качеству, внутренние дефекты:

 

 

15

P 5216

недостаточная глубина проникновения сварной точки

Минимум 30%, максимум 90% толщины отдельных листов

Требований нет

16

P 100

трещины

Для 21 и 22 допустимо в средней половине диаметра сварной точки (максимальный полудиаметр)

Для 22 недопустимо

17

P 2011

P 300

поры твердые включения

Для 21 и 23 допустимо в средней половине диаметра сварной точки

18

P 2012

P 2013

равномерно распределенная пористость локализованная пористость

Для 22: A <= 2% d <= 0,4t1 <a>

Для 22:

A <= 4%

d <= 0,5t1

19

P 400

P 401

несплавление отсутствие сварки

Недопустимо

 

 

Требования к качеству, внутренние дефекты:

 

 

20

P 525

чрезмерный зазор листов

Ближайший к сварной точке:

h <= 0,1(t1 + t2)

Допустимо

21

 

Испытания и документация:

 

визуальный контроль <b>

100%

упрощенный производственный сварной образец для испытаний (SWPT) <c>

ежедневно перед началом работы;

при смене WPS;

при изменении инструмента

23

 

нормальный производственный сварной образец для испытаний (NWPT) <d>

для подтверждения WPS;

для контроля качества сварки регулярно в зависимости от объемов сварочных работ, сварочного оборудования и класса эксплуатации сварного шва

Не требуется

24

 

документация

NWPT 100%

Контроль технологического процесса 100%

NWPT необходимо

Не требуется

<a> A - площадь дефекта, d - размеры отдельных дефектов (например, длина, ширина, диаметр).

<b> Контроль полноты выполнения сварочных работ и внешний осмотр без оптических приборов.

<c> SWPT: контроль поверхности контактных роликов, испытание на отрыв согласно ISO 10447 или упрощенное испытание на скручивание (производственного сварного) согласно EN ISO 17653.

<d> NWPT: для 21 и 23: испытание на растяжение согласно EN ISO 15614-12 с оценкой макрошлифа. Для 22: испытание на растяжение согласно EN ISO 15641-12 с оценкой макрошлифа.

 

В таблице F.3 определены классы качества поверхности для соединений точечной, рельефной и роликовой сварки.

 

Таблица F.3

 

Классы качества поверхности

 

Класс качества поверхности

Требование

Применение

1

Должны быть согласованы между производителем и заказчиком

Должны быть согласованы между производителем и заказчиком

2

Поверхности, для которых следы от сварки (вмятины от электродов, кольцевые наплывы, неровности вследствие тепловой деформации и т.д.) не превышают 10% толщины листа.

Примечание - Если требуется, вмятины могут быть зашпаклеваны

Поверхности, к внешнему виду которых предъявляются особые требования (боковые и фронтальные стенки и крыши пассажирских вагонов)

3

Поверхности, где следы от сварки не превышают 25% толщины листа. В этих зонах допустимы прочно налипшие сварочные брызги, если на чертеже нет указаний по отсутствию заусенцев и брызг

Поверхности, к внешнему виду которых не предъявляются особые требования (для грузовых вагонов, транспортных контейнеров, защитное покрытие пола)

4

Требования к качеству отсутствуют

Простые второстепенные конструкции, к внешнему виду которых не предъявляются особые требования

 

F.2 Минимальные усилия на срез

В таблице F.4 и таблице F.5 приведены значения минимального усилия на срез для соединений контактной точечной сварки в зависимости от толщины металла для классов эксплуатации сварного шва CP C1, CP C2 и CP C3, испытание на растяжение:

- сталь: таблица F.4;

- алюминий и алюминиевые сплавы: таблица F.5.

Приведенные значения являются минимальными средними значениями для серии испытаний, проведенной для пяти точечных сварных швов.

Более высокие усилия на срез должны быть согласованы между сторонами - участниками договора и подтверждены испытаниями производственного сварного образца.

 

Таблица F.4

 

Минимальные усилия на срез для соединений контактной

точечной сварки сталей для классов эксплуатации

сварного шва CP C1, CP C2 и CP C3

 

t1,

мм

dL,

мм

Прочность на разрыв Rm для основного металла, МПа

<= 360

> 360 до < 510

510 до < 620

Минимальное усилие на срез в точке, кН

0,8

4,5

3,5

4,5

6,0

1,0

5,0

4,7

6,0

8,0

1,25

5,5

5,9

7,5

10,0

1,5

6,0

7,1

9,0

12,0

1,75

6,5

8,5

10,9

14,5

2,0

7,0

10,0

12,8

17,0

2,5

8,0

12,9

16,5

22,0

3,0

8,5

16,5

21,0

28,0

 

Эти значения действительны для легированных и нелегированных сплавов, а также для их комбинации. Для комбинации различных основных металлов с разной прочностью на разрыв необходимо выбирать материал с меньшим значением.

 

Таблица F.5

 

Минимальные усилия на срез для соединений контактной

точечной сварки алюминия и алюминиевых сплавов для классов

эксплуатации сварного шва CP C1, CP C2 и CP C3

 

t1,

мм

dL,

мм

Прочность на разрыв Rm для основного металла, МПа

<= 240

> 240 до < 300

> 300 до < 350

Минимальное усилие на срез в точке, кН

0,8

4,5

1,1

1,3

1,5

1,0

5,0

1,5

1,8

2,1

1,25

5,5

2,0

2,3

2,8

1,5

6,0

2,5

2,9

3,5

2,0

7,0

3,5

4,1

4,8

2,5

8,0

4,5

5,3

6,2

3,0

8,5

5,5

6,4

7,6

 

Для комбинации различных основных металлов с разной прочностью на разрыв необходимо выбирать материал с меньшим значением.