ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию
Приложение B
(справочное)
ПОДГОТОВКА СОЕДИНЕНИЙ
В таблице B.1 представлена рекомендуемая подготовка соединений и расчет толщины сварных швов железнодорожных транспортных средств для сварочных процессов 111, 114, 131, 135, 136, 137, 141, 15 и 311 в соответствии с EN ISO 4063. Иная подготовка соединений может использоваться в случае подтверждения EN 15085-4:2007.
Условные обозначения сварных соединений смотри в EN 22553, подготовка соединений смотри в EN ISO 9692.
Таблица B.1
Подготовка соединений и толщины сварных швов
Обозначение | Наименование | Изображение | Символ | Подготовка соединения | Условное обозначение | Толщина детали t, мм | Угол разделки a | Зазор b, мм | Притупление c, мм | Высота скока кромки h, мм | Проектная толщина шва aR, мм | |||||
Al <a> | Сталь | Al <a> | Сталь | Al <a> | Сталь | Al <a> | Сталь | Al <a> | Сталь | |||||||
1a | I-шов односторонний | <= 4 | <= 4 | - | - | 0 - 2 | 0 - 3 | - | - | - | - | aR = t | ||||
1b | I-шов на подкладке <a>, <b> | <= 6 | <= 6 | - | - | 0 - 3 | 0 - 3 | - | - | - | - | aR = t | ||||
1c | I-шов двухсторонний | 3 - 6 | 3 - 6 | - | - | 0 - 2 | 0 - 3 | - | - | - | - | aR = t | ||||
2a | V-шов | 3 - 15 | 3 - 15 | 60 - 70 | 50 - 60 | 0 - 2 | 0 - 3 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = t | ||||
2b | V-шов на подкладке <b> | 3 - 15 | 3 - 15 | 60 - 70 | 50 - 60 | 0 - 4 | 2 - 4 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = t | ||||
2c | V-шов с подварочным швом <c> | 3 - 15 | 3 - 15 | 60 - 70 | 50 - 60 | 0 - 2 | 0 - 2 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = t | ||||
2d | V-шов с малым углом разделки кромок на подкладке <b> | 8 - 20 | 12 - 30 | 30 - 40 | 20 - 40 | 4 - 10 | 6 - 15 | - | - | - | - | aR = t | ||||
3a | HV-шов <d> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 40 - 60 | 0 - 2 | 1 - 3 | 1 - 2 | 1 - 2 | - | - | aR = t | ||||
3b | HV-шов на подкладке <b> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 40 - 60 | 0 - 4 | 2 - 4 | 1 - 2 | 1 - 2 | - | - | aR = t | ||||
3c | HV-шов с подварочным швом <c> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 40 - 60 | 0 - 2 | 0 - 2 | 1 - 2 | 1 - 2 | - | - | aR = t | ||||
3d | Половинный V-шов с малым углом разделки кромки на подкладке <b> | 8 - 20 | 12 - 30 | 30 - 40 | 20 - 40 | 4 - 10 | 6 - 15 | - | - | - | - | aR = t | ||||
4a | Y-шов | 3 - 15 | 3 - 15 | 60 - 70 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,8t | >= 0,8t | aR <= t - c | ||||
4b | Y-шов с подварочным швом <e> | 3 - 15 | 3 - 15 | 60 - 70 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,8t | >= 0,8t | aR <= t - c | ||||
5a | HY-шов | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 40 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,8t | >= 0,8t | aR <= t - c | ||||
5b | HY-шов с подварочным швом | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 40 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,8t | >= 0,8t | aR <= t - c | ||||
6 | DV-шов (X-шов) <c> | >= 12 | >= 12 | 60 - 70 | 50 - 60 | 0 - 3 | 0 - 3 | 1 - 2 | 1 - 2 | h1/2 1/3t - 1/2t | aR = t | |||||
7 | DHV-шов (двойной HV-шов) <c> | >= 12 | >= 12 | 50 - 60 | 40 - 60 | 0 - 2 | 1 - 3 | 1 - 2 | 1 - 2 | h1/2 1/3t - 1/2t | aR = t | |||||
8 | DY-шов (двойной Y-шов) | >= 12 | >= 12 | 60 - 70 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,4t | >= 0,4t | aR <= t - c | ||||
9 | DHY-шов (двойной HY-шов) | >= 12 | >= 12 | 50 - 60 | 40 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | >= 0,4t | >= 0,4t | aR <= t - c | ||||
10a | HV-шов <d> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | 1 - 3 | 1 - 3 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = tl | ||||
10b | HV-шов с угловым швом в качестве подварочного шва <c> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | 0 - 3 | 0 - 3 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = tl | ||||
10c | HV-шов с дополнительным угловым швом <d> |
| 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | 0 - 3 | 0 - 3 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = tl | |||
10d | HV-шов с подварочным швом <c> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | 0 - 3 | 0 - 3 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = tl | ||||
10e | HV-шов на подкладке <b>, <d> | 3 - 20 | 3 - 20 | 50 - 60 | 50 - 60 | 0 - 5 | 0 - 5 | 0 - 2 | 0 - 2 | - | - | aR = tl | ||||
11a | HY-шов | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | - | - | aR <= tl - c | ||||
11b | HY-шов с угловым швом в качестве подварочного шва <e> | 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | - | - | aR <= h + a <= tl | ||||
11c | HY-шов с дополнительным угловым швом |
| 3 - 15 | 3 - 15 | 50 - 60 | 50 - 60 | - | - | <= 0,2t | <= 0,2t | - | - | aR <= h <= tl В особых случаях: aR <= h + a <= tl | |||
12 | Шов для соединения трех листов (V-шов с малым углом разделки кромок) | t2 4 - 20 | t2 4 - 20 | 30 - 40 | 20 - 40 | 4 - 10 | 4 - 10 | - | - | - | - | aR = b <f> aR = t2 <g> | ||||
13a | Угловой шов | Al: amin 3 мм, amax 12 мм Сталь: amin 2 мм, amax 12 мм | aR = a <= 0.7 x tmin | |||||||||||||
13b | Двойной угловой шов | Al: amin 3 мм, amax 12 мм Сталь: amin 2 мм, amax 12 мм | aR = al + a2 <= tmin amax <= 0,7 x tmin | |||||||||||||
13c | Угловой шов | t1 >= 1 | t1 >= 1 | - | - | - | - | - | - | - | - | aR = a <= 0,7 x t1 t2 <= t1 | ||||
13d | Угловой шов | t2 >= 3 | t2 >= 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | aR = al + a2 <= t2 a1 <= 0,7 x t2 t2 <= t1 | ||||
13e | Шов внахлестку | t2 >= 1,5 t1 >= 3 | t2 >= 1,5 t1 >= 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | aR = a <= 0,7 x t2 t2 <= t1 | ||||
Возможно отклонение от подготовки соединения, если применяются специальные сварочные процессы (например, механизированные сварочные процессы) и требуемая толщина шва была подтверждена рабочим образцом.
<a> Алюминий и алюминиевые сплавы. <b> M или MR (смотри EN 22553). <c> Перед выполнением подварочного шва необходимо обработать и выбрать шлифованием корень шва. <d> Для HV-швов без подварочного шва на этапах конструирования, изготовления и контроля должны быть приняты меры для обеспечения полного проплавления корня шва (испытания образцов). <e> Подварочный шов служит для защиты от коррозии. <f> Передача силового воздействия от t1 к t2 и t3; толщины t2 и t3, а также зазор b необходимо учитывать при расчете. <g> Передача силового воздействия от t2 к t3. |
