БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ EN 15085-3-2015. Межгосударственный стандарт. Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов. Часть 3. Требования к проектированию

4.6 Классы эксплуатации сварного шва

 

Классы эксплуатации сварного шва определяются на этапе проектирования в зависимости от категории безопасности и категории нагрузки. Ответственный координатор сварки должен определить возможность выполнения сварных соединений.

Сварные соединения железнодорожных транспортных средств подразделяются на шесть классов эксплуатации сварного шва (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

 

Классы эксплуатации сварного шва

 

Категория нагрузки

Категория безопасности

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

CP A <a>

CP B <c>

CP C2

Средняя

CP B <b>

CP C2

CP C3

Низкая

CP C1 <d>

CP C3

CP D

<a> Класс эксплуатации сварного шва CP A является специальным классом эксплуатации сварного шва, который действителен только для сварных швов с полным проплавлением и полностью доступных для проверки во время изготовления и ремонта.

<b> Класс эксплуатации сварного шва CP B:

CP B для требований категории безопасности "высокая", действителен только для сварных швов с полным проплавлением и полностью доступных для проверки во время изготовления и ремонта.

<c> CP B для требований категории безопасности "средняя" также допустим для сварных швов без возможности объемных испытаний; в этом случае на чертеже должно содержаться специальное замечание "средняя категория безопасности/необходим расширенный контроль поверхности", контроль должен проводиться в соответствии с EN 15085-5:2007, таблица 1.

<d> Класс эксплуатации сварного шва CP C1:

CP C1 также допустим для сварных швов без возможности объемных испытаний. В этом случае на чертеже должно содержаться специальное замечание "необходим контроль качества поверхности", контроль должен производиться согласно EN 15085-5:2007, таблица 1.

 

Соединения с классами эксплуатации сварного шва CP A, CP B и CP C1, которые подлежат контролю только в процессе изготовления, но не могут быть проконтролированы и отремонтированы во время технического обслуживания, должны быть отнесены к следующему более высокому классу контроля сварного шва согласно таблице 3, или категория нагрузки должна быть снижена.

Если невозможно выполнить требования класса эксплуатации сварного шва, то конструктор должен понизить категорию нагрузки или изменить конструкцию, см. приложения D и E.

Дополнительная обработка сварного шва дает возможность повысить допустимую усталостную нагрузку, что может привести к снижению класса эксплуатации сварного шва.

Классы эксплуатации сварного шва и классы контроля сварного шва должны быть указаны на чертежах или в другой документации, например в спецификации.