Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2016 № 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ"
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 20
Федерального закона "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в
связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СГИВ"
город Санкт-Петербург 30 марта 2016 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова,
Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова,
Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина,
О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой
статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47-1, 74, 86, 96,
97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке
конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ООО "СГИВ".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Российской Федерации оспариваемое заявителем законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Н.Кокотова, исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд
Российской Федерации
у с т а н о в и л:
1. Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от
22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции" в течение двух месяцев с момента
аннулирования лицензии на осуществление деятельности по
производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной
и спиртосодержащей продукции или прекращения действия
соответствующей лицензии, за исключением лицензии на розничную
продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение
остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков
алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на
закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей
продукции организации, которые осуществляются под контролем
лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция
подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного
Федерального закона.
1.1. Оспаривающее конституционность названного законоположения
ООО "СГИВ" имело лицензии на осуществление деятельности по
производству, хранению и поставке произведенных этилового спирта и
спиртосодержащей продукции сроком действия до 31 октября 2012 года.
В выдаче новых лицензий на осуществление той же деятельности
заявителю было отказано в связи с выявленными нарушениями
требований к соискателю лицензии.
16 июля 2013 года Межрегиональное управление Федеральной
службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому
федеральному округу возбудило в отношении ООО "СГИВ" дело об
административном правонарушении, выразившемся в хранении без
соответствующей лицензии произведенной им спиртосодержащей
продукции (коньячного дистиллята). В рамках проведенного
административного расследования на обнаруженный в помещениях ООО
"СГИВ" коньячный дистиллят 18 июля 2013 года был наложен арест и
тогда же составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (в
настоящее время - часть 3 той же статьи в редакции Федерального
закона от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ).
Арбитражный суд Республики Дагестан решением от 18 октября
2013 года (оставлено без изменения постановлением Шестнадцатого
арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2013 года) отказал в
привлечении ООО "СГИВ" к административной ответственности и снял
арест с коньячного дистиллята, находившегося с 18 июля 2013 года на
ответственном хранении его директора. При этом суд первой инстанции
посчитал, что общество приняло все зависящие от него меры по
соблюдению правил и норм производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции и что реальная возможность
реализовать остатки коньячного дистиллята в установленные законом
сроки, с тем чтобы не допустить их безлицензионного хранения, у
него отсутствовала.
Рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по
Северо-Кавказскому федеральному округу, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что принятие ООО "СГИВ"
мер для продления срока действия соответствующей лицензии и для
реализации остатков коньячного дистиллята не свидетельствует о
законности их хранения по истечении двух месяцев с момента
прекращения ее действия, и постановлением от 10 сентября 2014 года
оставил судебные акты, принятые арбитражными судами первой и
апелляционной инстанций, без изменения в части отказа в привлечении
ООО "СГИВ" к административной ответственности, в остальной же части
их отменил и направил дело в отмененной части на новое рассмотрение
в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19 ноября
2014 года возвращенный ООО "СГИВ" коньячный дистиллят после снятия
с него ареста был передан Межрегиональному управлению Федеральной
службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому
федеральному округу для решения вопроса о его переработке или
уничтожении в установленном для продукции, находящейся в незаконном
обороте, порядке. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановлением от 16 февраля 2015 года оставил данный судебный акт
без изменения. При этом он отказал ООО "СГИВ" в удовлетворении
ходатайства о приостановлении производства по делу и об обращении в
Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке
конституционности пункта 5 статьи 20 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции". Постановлением
Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2015 года
указанные судебные акты оставлены без изменения, а жалоба ООО
"СГИВ" - без удовлетворения. Законность и обоснованность данных
судебных актов подтверждена Верховным Судом Российской Федерации
(постановление от 26 октября 2015 года).
1.2. В соответствии со статьями 74, 96 и 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по
жалобе объединения граждан конституционность законоположений,
примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в
суде, и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение
которых ссылается заявитель, принимает постановление только по
предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта,
конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как
буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл,
придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся
правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе
правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями
и доводами, изложенными в жалобе.
По мнению ООО "СГИВ", оспариваемое им законоположение в части
установления двухмесячного срока с момента прекращения действия
ранее выданных организации лицензий на осуществление деятельности
по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, в рамках которого организация обязана
реализовать оставшуюся у нее продукцию, не соответствует
Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 17, 34, 35 и 55,
поскольку - при отсутствии в правовом регулировании возможности
продления данного срока, по истечении которого остатки законно
произведенной продукции безвозмездно изымаются для переработки или
уничтожения, - не позволяет организации получить за нее оплату,
соразмерную затратам на ее производство. При этом, как следует из
представленных заявителем материалов, спорная правовая ситуация в
его деле связана с коньячным дистиллятом, т.е. с винодельческой
продукцией (пункт 23 статьи 2 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции"), имеющей длительный
цикл производства, включая стадию выдержки (хранения в специальной
производственной таре до достижения свойств дистиллятов,
определенных техническими документами организации), который был
начат в период действия соответствующей лицензии и остался
незавершенным по истечении двух месяцев, предусмотренных
оспариваемой нормой для реализации ее остатков.
Таким образом, пункт 5 статьи 20 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" является предметом
рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по
настоящему делу постольку, поскольку содержащееся в нем положение,
ограничивая двумя месяцами срок, который с момента прекращения
действия лицензии на осуществление деятельности по производству,
хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной и
спиртосодержащей продукции дается юридическому лицу для реализации
имеющихся у него остатков такой продукции, позволяет признавать их
находящимися в незаконном обороте, а потому подлежащими изъятию и
уничтожению - применительно к винодельческой продукции, выдержка
которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных данным
положением, не достигает срока, необходимого для завершения ее
производства согласно требованиям технологического процесса, притом
что само производство было начато в период действия соответствующей
лицензии.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя в России
единство экономического пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности, а также признание и защиту равным
образом частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности (статья 8), относит к числу прав и свобод человека и
гражданина, признание, соблюдение и защита которых является
обязанностью государства (статья 2), право на свободное
использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (статья 34, часть 1), а также право частной
собственности, которое, согласно ее статье 35, охраняется законом
(часть 1), включает в себя право каждого иметь имущество в
собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), притом что
никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению
суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных
нужд может быть произведено только при условии предварительного и
равноценного возмещения (часть 3).
Как следует из приведенных положений Конституции Российской
Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18, 45 (часть 1) и 74
(часть 1), в России должны создаваться максимально благоприятные
условия для функционирования экономической системы в целом, что
предполагает необходимость стимулирования свободной рыночной
экономики, основанной на принципах самоорганизации хозяйственной
деятельности предпринимателей как ее основных субъектов, и принятия
государством специальных мер, направленных на защиту их прав и
законных интересов и тем самым - на достижение конституционной цели
оптимизации государственного регулирования экономических отношений
(постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
18 июля 2008 года N 10-П, от 24 июня 2009 года N 11-П и др.).
В государстве, выстраивающем экономические связи на рыночных
принципах, собственность, будучи материальной основой и
экономическим выражением свободы общества и личности, не только
является необходимым условием свободного осуществления
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, но и гарантирует как реализацию иных прав и свобод
человека и гражданина, так и исполнение обусловленных ею
обязанностей, а право частной собственности как элемент
конституционного статуса личности определяет, наряду с другими
непосредственно действующими правами и свободами человека и
гражданина, смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и
обеспечивается правосудием (постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 14 мая 2012 года N 11-П и от 24 марта
2015 года N 5-П).
Конституционные гарантии охраны частной собственности законом
и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда,
выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также
конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на
сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства
и личности в публично-правовой сфере; при этом - исходя из
фундаментальных принципов верховенства права и юридического
равенства - вмешательство государства в отношения собственности, в
том числе связанные с осуществлением не запрещенной законом
экономической деятельности, не должно быть произвольным и нарушать
равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми
условиями защиты основных прав, что предполагает разумную
соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью,
с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых
ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; во всяком
случае правовое регулирование в этой сфере не должно посягать на
само существо права или свободы и приводить к утрате их реального
содержания (постановления Конституционного Суда Российской
Федерации от 31 января 2011 года N 1-П, от 25 апреля 2011 года
N 6-П, от 10 декабря 2014 года N 31-П, от 22 декабря 2015 года
N 34-П и др.).
Вместе с тем право на осуществление предпринимательской и иной
не запрещенной законом экономической деятельности и право частной
собственности не являются абсолютными и в силу статьи 55 (часть 3)
Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным
законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при
обязательном соблюдении требований необходимости,
пропорциональности и соразмерности. Корреспондирующие приведенному
конституционному предписанию положения содержатся в
международно-правовых актах, являющихся составной частью правовой
системы Российской Федерации, в том числе в пункте 2 статьи 29
Всеобщей декларации прав человека, пункте 3 статьи 12
Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 4
Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах, а также статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, из которой следует, что каждое
физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей
собственности (и, соответственно, свободы пользования имуществом, в
том числе для осуществления предпринимательской деятельности), а
лишение имущества иначе как в интересах общества и на условиях,
предусмотренных законом и общими принципами международного права,
недопустимо, что, однако, не умаляет право государства обеспечивать
выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для
осуществления контроля за использованием собственности в
соответствии с общими интересами.
Таким образом, федеральный законодатель, осуществляя в рамках
предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных
полномочий регулирование права на осуществление предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права
частной собственности (статья 71, пункты "в", "ж", "о"), обязан
обеспечивать разумный баланс частных и публичных интересов в этой
сфере и соблюдать вытекающее из ее статьи 55 (часть 3) требование о
возможности ограничений прав и свобод человека и гражданина только
соразмерно конституционно значимым целям. Кроме того, при выборе
средств и способов правового воздействия на субъектов
предпринимательской деятельности федеральный законодатель должен
учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового
регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права -
публичного или частного, так и социальные, экономические и иные
факторы, определяющие объективные пределы его конституционных
полномочий (Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 18 июля 2008 года N 10-П).
3. Исходя из того что государственное регулирование
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции осуществляется в целях защиты
нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан,
экономических интересов Российской Федерации, обеспечения
безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также
в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в
регулируемой области, Федеральным законом "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" установлены правовые основы как
производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции в целях их продажи и получения прибыли, а также для
собственных нужд, так и оборота соответствующей продукции, а именно
закупки (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта),
хранения, перевозок и розничной продажи, на которые
распространяется действие данного Федерального закона (пункт 1
статьи 1, подпункты 15 и 16 статьи 2).
Закрепляя в числе требований к производству и обороту
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
обязательность их лицензирования, названный Федеральный закон
устанавливает порядок выдачи лицензий на осуществление
соответствующих видов деятельности, приостановления, возобновления,
прекращения их действия, аннулирования лицензий, а также порядок
обжалования решений лицензирующего органа (статьи 18-20 и 22). Так,
согласно его статье 20 действие лицензии на производство и оборот
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае
ликвидации лицензиата или в случае принятия лицензирующим органом
решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на
основании заявления лицензиата; лицензирующий орган в срок не более
чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии
осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и
полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также
пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения
производства и реализации этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции (пункт 2); в течение двух месяцев с
момента прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на
розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на
хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков
алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на
закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей
продукции организации, которые осуществляются под контролем
лицензирующего органа (пункт 5).
3.1. В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" этиловый спирт,
алкогольная и спиртосодержащая продукция в целях пресечения их
незаконных производства и (или) оборота подлежат изъятию из
незаконного оборота на основании решений уполномоченных в
соответствии с законодательством Российской Федерации органов и
должностных лиц, в частности, в случае, если их производство и
(или) оборот, включая хранение, осуществляются без соответствующей
лицензии. Данное предписание - по смыслу, придаваемому ему
правоприменительной практикой, - распространяется и на остатки
произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, которые не были реализованы лицензиатом по истечении
двух месяцев с момента прекращения действия лицензии.
Изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая
продукция, а также предметы, используемые для их незаконных
производства и (или) оборота, в том числе сырье, полуфабрикаты,
производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), в
силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" подлежат вывозу и хранению вне
места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации (абзац первый); порядок их уничтожения по решению суда
также определяется Правительством Российской Федерации (абзац
второй). Полномочие по определению порядка вывоза и хранения вне
мест изъятия изъятых или конфискованных этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции возложено на Правительство
Российской Федерации также частью 13 статьи 27.10 КоАП Российской
Федерации. Во исполнение этих предписаний Правительством Российской
Федерации издано постановление от 28 сентября 2015 года N 1027
"О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или)
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции". Способы уничтожения изъятых или конфискованных по
решению суда этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции утверждены приказом Федеральной службы по регулированию
алкогольного рынка от 14 декабря 2015 года N 424.
Изъятие остатков этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот, включая
хранение, которых осуществляются без соответствующей лицензии,
производится, в частности, в рамках применения такой меры
обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях, как изъятие вещей (статья 27.1 КоАП Российской
Федерации), в данном случае - по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП
Российской Федерации (производство или оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей
лицензии), совершение которого влечет административную
ответственность в виде административного штрафа в размере от
двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции,
оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных
предметов, использованных для производства и оборота
соответствующей продукции, либо без таковой.
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в
постановлении по делу об административном правонарушении должны
быть решены вопросы об изъятых вещах, если в отношении них не
применено или не может быть применено административное наказание в
виде конфискации. Поскольку при отказе в привлечении лица к
административной ответственности, в частности по мотиву пропуска
срока давности привлечения к административной ответственности,
административное наказание в виде конфискации предмета
административного правонарушения применено быть не может, суд,
установив, что вещи, изъятые в рамках применения мер обеспечения
производства по делу об административном правонарушении, изъяты из
оборота или находились в незаконном обороте, в том числе этиловый
спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, в резолютивной
части своего решения указывает, что такие вещи возврату не
подлежат, и определяет дальнейшие действия с ними; например, в
отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей
продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции" (постановление Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10).
В судебной практике данное Высшим Арбитражным Судом Российской
Федерации разъяснение, в соответствии с которым при вынесении
постановления о прекращении дела об административном правонарушении
суд решает вопрос о судьбе изъятых вещей, распространяется как на
этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию,
производство и оборот которых осуществлялись без соответствующей
лицензии, так и на продукцию, произведенную (либо находящуюся в
процессе производства) в период действия лицензии, но не
реализованную в двухмесячный срок с момента истечения срока ее
действия.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования
положение, содержащееся в пункте 5 статьи 20 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции", означает, что по
истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной
юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по
производству, хранению и поставке этилового спирта либо алкогольной
и спиртосодержащей продукции остатки соответствующей продукции
подлежат на основании решений уполномоченных органов и должностных
лиц обязательному (при необходимости - принудительному)
безвозмездному изъятию с последующим уничтожением по решению суда.
Такой порядок, исключающий возмещение их стоимости бывшим
собственникам, - при формальном соблюдении конституционного
требования о прекращении права собственности только по судебному
решению - влечет для юридического лица прекращение права
собственности на принадлежащее ему имущество, которое в данном
случае не является санкцией за совершение им административного
правонарушения и по своему содержанию сопоставимо с
гражданско-правовым институтом принудительного изъятия имущества,
которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
3.2. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации
принудительное изъятие у собственника имущества не допускается,
кроме указанных в законе случаев, в том числе когда производится
отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать
данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 235); если по основаниям,
допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество,
которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество
должно быть отчуждено собственником в течение года с момента
возникновения права собственности на имущество, если законом не
установлен иной срок (пункт 1 статьи 238); в случаях, когда
имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1
статьи 238 данного Кодекса, такое имущество, с учетом его характера
и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению
государственного органа или органа местного самоуправления,
подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику
вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную
собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости
имущества, определенной судом; при этом вычитаются затраты на
отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238).
Из приведенных положений гражданского законодательства
следует, что прекращение права собственности лица на имущество,
которое в силу закона не может ему принадлежать, но оборот которого
возможен, по общему правилу, должно быть возмездным. Пункт 5 статьи
20 Федерального закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции", рассматриваемый как основание для
безвозмездного изъятия остатков этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции с последующим их уничтожением по решению
суда, во всяком случае не вступает в коллизию с этими
законоположениями применительно к остаткам соответствующей
продукции, которая произведена (введена в оборот) юридическим лицом
без соответствующей лицензии (при наличии лицензии, действие
которой приостановлено в установленном порядке), т.е. которая, если
из закона не вытекает иное, не обладает необходимыми признаками
объекта права собственности (статьи 128, 129, 136 и 218 ГК
Российской Федерации), что подлежит установлению в судебном
порядке.
Что касается этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции, произведенных юридическим лицом в соответствии с
действующим законодательством и при наличии необходимой лицензии,
срок действия которой истек позднее, отвечающих обязательным
требованиям в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, то на эти специфические
объекты гражданского оборота, в отношении которых установлено
специальное правовое регулирование, обусловленное необходимостью
защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан,
экономических интересов Российской Федерации, обеспечения
безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, также
могут не в полной мере распространяться правила о возмездном
изъятии у лица имущества, которое в силу закона не может ему
принадлежать, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 и
статьей 238 ГК Российской Федерации. Баланс интересов общества и
государства в данном случае обеспечивается предоставлением
юридическому лицу на основании специальных норм Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" двухмесячного (с
момента прекращения действия лицензии) срока на реализацию остатков
произведенной продукции, который - имея в виду его обязанность
адекватно планировать свою хозяйственную деятельность в пределах
действия ранее полученной лицензии и необходимость соблюдения
лицензионных требований в целях получения новой, а также при
должном соотношении цены и качества произведенной продукции -
является разумным и достаточным для реализации остатков такой
продукции, полный цикл производства которой не выходит за рамки
этого срока.
Однако данный вывод не может быть автоматически распространен
на продукцию, производство и оборот которой осуществляются в
соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции" и технологический процесс производства
которой предполагает стадию выдержки, т.е., согласно подпункту 15-1
его статьи 2, хранение в специальной производственной таре до
достижения свойств дистиллятов, определенных техническими
документами организации. Реализация такого рода продукции до
достижения готовности - притом что ее вкусовые качества, как
правило, имеют выраженный индивидуальный характер, обусловленный
первичными свойствами сырья, в том числе связанными с местом его
происхождения, а также особенностями специальной производственной
тары и иными нюансами, - крайне затруднительна, тем более что
приобрести ее могут только лица, имеющие соответствующую лицензию.
Как показывает правоприменительная практика, изъятые в рамках
применения мер обеспечения производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП
Российской Федерации, не реализованные в течение двух месяцев с
момента прекращения действия лицензии остатки этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной лицензиатом
в период действия лицензии на их производство, хранение и поставку,
но не прошедшей полный цикл производства, передаются по решению
суда (как это имело место в деле ООО "СГИВ") уполномоченным в
соответствии с законодательством Российской Федерации органам для
решения вопроса об их уничтожении в порядке, установленном для
продукции, находящейся в незаконном обороте, хотя такой их режим из
статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)
алкогольной продукции" прямо не вытекает (они не были произведены
без лицензии, проходят стадию выдержки, т.е. производственного
хранения, в соответствии с государственными стандартами и
техническими условиями и под контролем уполномоченного органа, а
потому не находятся в незаконном обороте).
Следовательно, при отказе в предоставлении на новый срок
лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции производители продукции, полный цикл
производства которой включает стадию выдержки, - тем более что
согласно названному Федеральному закону этот срок может составлять
более пяти лет (подпункт 10-1 статьи 2) и тем самым превышать
максимальный (пятилетний) срок, на который выдается лицензия (абзац
первый пункта 17 статьи 19), - фактически обрекаются на потерю
принадлежащего им имущества. Вместе с тем производители такой
продукции - учитывая их обязанность как субъектов
предпринимательской деятельности действовать разумно и
добросовестно и соблюдать лицензионные требования - сами в
состоянии прогнозировать, возможно ли получение ими лицензии на
новый срок. Поэтому, если, начиная новый цикл производства,
лицензиат действовал неосмотрительно, именно он и должен нести
риски наступления неблагоприятных последствий своего
производственного решения, тем более что оно принимается в сфере,
подлежащей специальному государственному регулированию. В случае
же, когда лицензиат к моменту начала нового цикла производства
продукции, включающего стадию выдержки, срок которой явно выходит
за пределы действующей лицензии, не знал и не мог знать (в силу не
зависящих от него обстоятельств, например изменения требований,
предъявляемых к соискателю лицензии) о возможных проблемах с
получением лицензии на производство данной продукции на новый срок,
безвозмездное изъятие такой продукции - притом что ее производство
осуществляется в соответствии с обязательными требованиями - и
последующее ее уничтожение по решению суда не могут рассматриваться
как имеющие разумное обоснование.
Таким образом, положение пункта 5 статьи 20 Федерального
закона "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", будучи
распространенным на винодельческую продукцию, выдержка которой на
момент истечения двух месяцев, предусмотренных данным
законоположением для реализации остатков этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции, не достигает срока,
необходимого для завершения полного цикла ее производства, притом
что само производство было начато в период действия лицензии,
осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в
соответствии с действующим законодательством и с соблюдением
обязательных требований, - по смыслу, придаваемому данному
законоположению правоприменительной практикой при создающем
неопределенность в действующем правовом регулировании этих
отношений отсутствии специальных механизмов решения судом вопросов
о правовой судьбе такой продукции по завершении двух месяцев с
момента истечения срока действия лицензии на ее производство,
хранение и поставку, - несоразмерно ограничивает гарантированные
статьями 34 (часть 1) и 35 (части 1-3) Конституции Российской
Федерации право на осуществление предпринимательской деятельности и
право частной собственности тех производителей, которые действовали
разумно и осмотрительно и, начиная ее производство, не могли
предполагать, что лицензия на новый срок не будет ими получена.
Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований
Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на ее
положениях правовых позиций Конституционного Суда Российской
Федерации - внести в правовое регулирование производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления,
касающиеся винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих
изменений для решения вопроса относительно правовой судьбы
винодельческой продукции с длительными сроками выдержки должна
применяться модель, предусмотренная статьей 238 ГК Российской
Федерации применительно к прекращению права собственности лица на
имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать: остатки
такой продукции, не реализованные производителем в течение двух
месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и
продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо
передаче в государственную или муниципальную собственность с
возмещением бывшему собственнику их стоимости, определенной судом,
за вычетом затрат на их хранение и реализацию; при этом сам
производитель не лишается возможности подыскивать потенциального
покупателя; как только затраты на хранение нереализованной
продукции превысят ее стоимость, она может быть уничтожена в
установленном порядке.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47-1, 71, 72,
74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
1. Признать пункт 5 статьи 20 Федерального закона
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции" не соответствующим
Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34
(часть 1) и 35 (части 1-3), в той мере, в какой содержащееся в нем
положение в системе действующего правового регулирования допускает
по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной
юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по
производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное изъятие с
целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему
винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух
месяцев, предусмотренных для ее реализации, не достигает
необходимого в соответствии с требованиями технологического
процесса срока, притом что само производство было начато в период
действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии
производственного процесса) в соответствии с действующим
законодательством и с соблюдением обязательных требований и что,
начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый
срок не будет им получена.
2. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований
Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на ее
положениях правовых позиций Конституционного Суда Российской
Федерации - внести в правовое регулирование производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления,
касающиеся винодельческой продукции с длительными сроками выдержки.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих
изменений для решения вопроса относительно правовой судьбы
винодельческой продукции с длительными сроками выдержки должна
применяться модель, предусмотренная статьей 238 ГК Российской
Федерации применительно к прекращению права собственности лица на
имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать: остатки
такой продукции, не реализованные производителем в течение двух
месяцев с момента прекращения действия лицензии, подлежат изъятию и
продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо
передаче в государственную или муниципальную собственность с
возмещением бывшему собственнику их стоимости, определенной судом,
за вычетом затрат на их хранение и реализацию; при этом сам
производитель не лишается возможности подыскивать потенциального
покупателя; как только затраты на хранение нереализованной
продукции превысят ее стоимость, она может быть уничтожена в
установленном порядке.
3. Правоприменительные решения по делу общества с ограниченной
ответственностью "СГИВ", основанные на положении пункта 5 статьи 20
Федерального закона "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в
той мере, в какой оно признано настоящим Постановлением не
соответствующим Конституции Российской Федерации, подлежат
пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных
препятствий.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит
обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими
органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному
опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства
Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой
информации" (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть
опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 9-П