ГОСТ Р 56875-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии системы безопасности комплексные и интегрированные. Типовые требования к архитектуре и технологиям интеллектуальных систем мониторинга для обеспечения безопасности предприятий и территорий
10. Требования к организации распределенной сети
региональных ситуационных и информационно-аналитических
центров мониторинга состояния целостности объектов
и безопасности территорий
Особая роль при разработке технологий создания РИСМО отводится формированию моделей обработки событий и процедур принятия решений в ситуационных центрах предприятий. Деятельность современных предприятий во многом определяется состоянием инфраструктур территорий, использованием ресурсов землепользования, энергоснабжения, транспорта, коммунальных служб города и другими процессами взаимодействия с внешним окружением и взаимовлиянием на состояние безопасности инженерной и социальной инфраструктуры региона, экологической, промышленной и общественной и иных видов безопасности. Пример обобщенной схемы взаимодействия ИИСМиОБП в регионе приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 - Обобщенная схема
взаимодействия ИИСМиОБП региона
В инфраструктуре регионов (городов и муниципальных образований) выделяются ряд специализированных организаций, ориентированных на решение задач мониторинга состояния безопасности закрепленных за ними группы объектов, в которых создаются соответствующие ситуационные и информационно-аналитические центры по отдельным направлениям (энергетика, транспорт, общественная безопасность, экология, ликвидация аварийных и чрезвычайных ситуаций и др.).
10.1. Организационные вопросы создания
10.1.1 Организация работ по созданию ИИСМиОБП должна включать в себя типовую схему проведения работ на стадиях жизненного цикла ИИСМиОБП (см. приложение А), соответствовать требованиям ГОСТ 34.601 и содержать необходимый и достаточный набор методических и инструментальных средств проектной компоновки заказных "индивидуальных" систем по открытым спецификациям требований для конкретных заказчиков, а также средства документирования проектов и правил взаимодействия участников проектов.
10.1.2 При организации сетевого взаимодействия участники сетевого обмена должны согласовать и принять соглашения по уровням и типам электрических сигналов, критическим размерам сообщений, методам контроля достоверности. Соглашения должны быть приняты по всем уровням взаимодействия, начиная от самого низкого - передача битов информации, и заканчивая самым высоким, реализующим обслуживание пользователей сети. Межведомственный обмен данными для подготовки и принятия решений по мероприятиям обеспечения безопасности стратегических и социально значимых объектов и территорий должен выполняться по согласованным регламентам, протоколам и форматам обмена данными в распределенной полицентрической сети ситуационных и информационно-аналитических центров Российской Федерации.
10.1.3 Организационно-технические решения по выбору среды реализации, оборудования ИКТ общего назначения в ситуационных центрах предприятий, муниципальных образований и регионов должны обеспечивать взаимодействие всех необходимых и достаточных подразделений и служб эксплуатации объектов мониторинга и восстановления целостности объектов в аварийных и критических ситуациях.
10.1.4 Отдельные ситуационные центры могут специализироваться на решении задач оценки состояния безопасности персонала и населения, общественной безопасности, экологической безопасности, радиационной и химической защиты, энергетики, транспорта, промышленных производств и технологий, коммунального хозяйства и др.
