БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56830-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефтяная и газовая промышленность. Установки скважинных электроприводных лопастных насосов. Общие технические требования

7.2 Технические требования

7.2.1 Общие требования

7.2.1.1 Электродвигатели и гидрозащиты должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ IEC 60034-1, технических условий на конкретные типы изделий по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

7.2.2 Требования к параметрам и характеристикам

7.2.2.1 В технических условиях на электродвигатели должны быть указаны типы электродвигателей, коды ОКП и следующие значения основных параметров электродвигателей без гидрозащиты:

а) номинальная механическая мощность при номинальной (синхронной) частоте вращения, кВт;

б) номинальное междуфазное напряжение питания, В;

в) номинальный ток, А;

г) ток холостого хода, А;

д) потери холостого хода, Вт;

е) номинальная частота вращения, об/мин;

ж) рабочий диапазон частоты вращения электродвигателей, об/мин;

и) коэффициент полезного действия, %;

к) коэффициент мощности (для асинхронных электродвигателей);

л) скольжение (для асинхронных электродвигателей), %;

м) допустимое отношение начального пускового момента к номинальному (для асинхронных электродвигателей);

н) допустимое отношение максимального вращающего момента к номинальному;

п) омическое сопротивление фазы обмотки статора при постоянном токе в практически холодном состоянии, Ом (перекос омического сопротивления по фазам не более 2%);

р) на каждый габарит (диаметральный размер корпуса статора) нагрузочные кривые в относительных единицах (%):

1) для асинхронных электродвигателей - КПД, коэффициент мощности, ток, скольжение относительно процента нагрузки на двигатель и таблица параметров на других рабочих частотах с шагом не более 300 об/мин;

2) для вентильных электродвигателей - КПД, ток, напряжение относительно процента нагрузки на двигатель при номинальной частоте и таблица параметров на других рабочих частотах с шагом не более 300 об/мин.

с) минимальная скорость движения добываемой жидкости в зазоре между корпусом статора и обсадной колонной или кожухом, мм/с;

т) предельная длительно допускаемая температура обмотки статора, °C;

у) температура перегрева обмотки статора относительно температуры омываемой жидкости при заданной скорости ее движения, °C;

ф) время выбега (для асинхронных электродвигателей), с;

х) масса секций электродвигателей, заполненных маслом, кг;

ц) установочная и габаритная длина электродвигателя, м.

7.2.2.2 В технических условиях на гидрозащиты должны быть указаны типы гидрозащит, коды ОКП и следующие значения основных параметров:

1) максимальная мощность электродвигателя, с которым возможно использовать данную гидрозащиту, кВт;

2) общий объем масла, помещающийся в гидрозащите, л;

3) компенсационный объем масла гидрозащиты (объем масла, который в процессе работы системы может быть потерян из внутренней полости электродвигателя через торцовые уплотнения без потери работоспособности), л;

4) номинальная (синхронная) частота вращения, об/мин;

5) допустимая нагрузка на осевой подшипник при номинальной частоте вращения и в пределах рабочего диапазона вращения, кгс;

6) максимальная потребляемая мощность без нагрузки и при максимальной нагрузке на вал, Вт;

7) максимальная длительно допустимая температура добываемой жидкости, °C;

7.2.3 Требования к конструкции

7.2.3.1 Электродвигатели и гидрозащиты должны иметь форму конструктивного исполнения и способа монтажа 1М3631 по ГОСТ 2479.

7.2.3.2 Для заполнения электродвигателей и гидрозащит должно применяться диэлектрическое масло с пробивным напряжением не менее 30 кВ, испытанное в стандартном пробойнике-ячейке по ГОСТ 6581.

Пробивное напряжение диэлектрического масла по окончании приемо-сдаточных испытаний должно быть не менее 20 кВ.

Не допускается применять смеси диэлектрических масел.

Не допускается при испытаниях, хранении и эксплуатации использовать диэлектрические масла разного класса (минеральные или синтетические).

7.2.3.3 Заполненные маслом электродвигатели должны выдерживать избыточное давление 1,0 МПа (10 кгс/см2) в течение 10 мин.

7.2.3.4 Заполненная маслом гидрозащита должна выдерживать избыточное давление 0,1 МПа (1 кгс/см2) в течение 5 мин. Течь масла и запотевание в стыках корпусных деталей не допускается.

7.2.3.5 Присоединительные размеры электродвигателей приведены в приложении И, гидрозащит приведены в приложении К.

7.2.3.6 В головке электродвигателей, в верхней части секций электродвигателя и в головке гидрозащиты должны быть предусмотрены пазы для монтажных элеваторов.

7.2.3.7 Шлицевые соединения валов электродвигателей и гидрозащит должны быть выполнены с эвольвентным профилем зубьев по ГОСТ 6033 или ГОСТ 1139. Эвольвентные шлицы для валов диаметром до 30 мм должны иметь модуль 1, для валов диаметром более 30 мм должны иметь модуль 2 с центрированием по боковым поверхностям зубьев по посадке 9H/9g.

7.2.3.8 Во всех электродвигателях должен быть предусмотрен вывод нулевой точки обмотки статора в нижнюю часть электродвигателя в виде изолированного гибкого провода с медными многопроволочными жилами сечением от 0,75 до 1,5 мм2 для возможного подключения СПТ. Расстояние от торца фланца ЭД до конца нулевого провода - не менее 300 мм. Материал проводника нулевого провода - медь не ниже марки М1 по ГОСТ 859.

7.2.3.9 Требования к точности изготовления электродвигателей и гидрозащит в части присоединительных размеров:

- допуск на торцовое биение присоединительной поверхности электродвигателя относительно оси вращения вала не более 0,1 мм;

- допуск на радиальное биение шлицевого конца вала относительно центрирующей поверхности не более 0,16 мм;

7.2.3.10 Шлицевая муфта на шлицевой конец вала должна надеваться от руки при любом положении зубьев.

7.2.3.11 Уровень вибрации электродвигателя и гидрозащиты устанавливается в конструкторской документации в зависимости от конструкционных особенностей, в соответствии с [7], приложением Д, но не более 4 мм/с.

7.2.3.12 Скольжение асинхронных электродвигателей должно соответствовать значениям, указанным в таблице 21.

 

Таблица 21

 

Максимальный уровень скольжения

для асинхронного электродвигателя

 

Наружный диаметр корпуса электродвигателя, мм

Скольжение, %

96

6,0

103

6,0

117

5,2

123

5,0

130

5,0

 

Сопротивление изоляции заполненных маслом электродвигателей относительно корпуса в практически холодном и нагретом состоянии должно соответствовать значениям, указанным в таблице 22.

 

Таблица 22

 

Минимальные значения сопротивления изоляции

электродвигателей без СПТ

 

Конструктивное исполнение электродвигателя

Сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса, МОм не менее, при температуре

(20 +/- 10) °C

(115 + 15) °C

Одиночный электродвигатель

2000

200

Секционный электродвигатель в сборе

1000

100

 

Сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса электродвигателей, оснащенных погружным блоком телеметрии, должно быть указано в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

7.2.3.13 Индекс поляризации электродвигателя, заполненного маслом, при температуре (20 +/- 5) °C, при испытательном напряжении 5000 В должен быть больше или равен 2, при этом сопротивление изоляции через 10 мин R10, должно быть не менее 10000 МОм. Не допускается в процессе испытаний кратковременно падение изоляции.

7.2.3.14 Направление вращения вала (рабочее) электродвигателя и гидрозащиты должно быть по часовой стрелке со стороны головки токоввода электродвигателя и верхней головки гидрозащиты.

7.2.3.15 В нижней части электродвигателя должна быть изготовлена внутренняя резьба муфты трубы гладкой диаметром 60 ГОСТ 633.

7.2.3.16 Наружные поверхности электродвигателей и гидрозащит должны иметь лакокрасочные покрытия для предотвращения влияния атмосферных явлений на электродвигатель во время гарантийного срока хранения оборудования. По внешнему виду покрытие должно соответствовать VI классу по ГОСТ 9.032.

Требования к покрытию электродвигателей и гидрозащит в коррозионностойком исполнении определяется в ТУ на конкретные виды изделий.

7.2.3.17 При изготовлении электродвигателей и гидрозащит для эксплуатации в коррозионно-активных скважинах, в конструкции должны использоваться или коррозионно-стойкие покрытия, или коррозионно-стойкие стали.

7.2.3.18 Все (В)ЭД должны поставляться в исполнении, которое предусматривает возможность присоединения СПТП к нижнему фланцу. Размеры фланца для присоединения СПТП должны соответствовать указанным в приложении И.

7.2.3.19 Конструкция основания ЭД должна предусматривать возможность установления (крепления) термодатчика в районе нижней лобовой части (В)ЭД на удалении от крайнего листа статора не более 150 мм. Конструкция основания ЭД должна предусматривать возможность прохода через нее проводов от нулевой точки (В)ЭД и от термодатчика к СПТП.

7.2.3.20 Установка термодатчика в (В)ЭД потребителя предусматривает демонтаж основания электродвигателя без потери гарантий при обязательной проверке, после установки СПТП, герметичности всех стыков и сопротивления изоляции.

7.2.4 Комплектность поставки

Комплектность поставки должна быть приведена в технических условиях на конкретные типы электродвигателей и гидрозащит.

В минимальный комплект поставки электродвигателя должен входить электродвигатель и комплект монтажных частей со следующими сопроводительными документами:

- паспорт электродвигателя с приложением протокола приемо-сдаточных испытаний - 1 экз.;

- паспорта секций с приложением протокола приемо-сдаточных испытаний для секционного электродвигателя - 1 экз.;

- паспорт погружного блока телеметрии для электродвигателя, оснащенного погружным блоком телеметрии, - 1 экз.;

- ведомость на комплект монтажных частей согласно техническим условиям на конкретные типы электродвигателей - 1 экз.

В минимальный комплект поставки гидрозащиты должна входить гидрозащита и комплект монтажных частей со следующими сопровождающими документами:

- паспорт гидрозащиты с приложением протокола приемо-сдаточных испытаний - 1 экз.;

- ведомость на комплект монтажных частей (согласно техническим условиям на конкретные типы электродвигателей) - 1 экз.

7.2.5 Маркировка

7.2.5.1 Маркировка одиночного электродвигателя

Маркировка должна быть выполнена на табличке, а также на корпусе статора на расстоянии 350 мм от верхнего конца и содержать следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение электродвигателя;

- номер электродвигателя по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- номинальную мощность, кВт;

- номинальное напряжение, В;

- номинальный ток, А;

- код условий эксплуатации;

- массу электродвигателя, кг;

- дату выпуска (год, месяц);

- обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателя (только на табличке).

7.2.5.2 Маркировка верхней секции секционного электродвигателя

Маркировка должна быть выполнена на табличке, а также на корпусе статора на расстоянии 350 мм от верхнего конца и содержать следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение электродвигателя;

- номинальная мощность электродвигателя, кВт;

- номинальное напряжение электродвигателя, В;

- условное обозначение секции;

- номер секции по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- номинальную мощность секции, кВт;

- номинальное напряжение секции, В

- номинальный ток, А;

- код условий эксплуатации;

- массу секции, кг;

- дату выпуска (год, месяц);

- обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателя (только на табличке).

7.2.5.3 Маркировка средней и нижней секций секционного электродвигателя

Маркировка должна быть выполнена на табличке, а также на корпусе статора на расстоянии 350 мм от верхнего конца и содержать следующие данные:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- условное обозначение секции;

- номер секции по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- номинальную мощность секции, кВт;

- номинальное напряжение секции, В

- номинальный ток, А;

- код условий эксплуатации;

- массу секции, кг;

- дату выпуска (год, месяц);

- обозначение технических условий, по которым производится изготовление электродвигателя (только на табличке).

7.2.5.4 На нижней головке каждой гидрозащиты или на корпусе должны быть нанесены следующие данные:

- товарный знак предприятия изготовителя;

- условное обозначение гидрозащиты;

- номер гидрозащиты по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- код условий эксплуатации;

- дата выпуска (год, месяц).

7.2.5.5 На табличке гидрозащиты должны быть нанесены следующие данные:

- товарный знак предприятия изготовителя;

- условное обозначение гидрозащиты;

- номер гидрозащиты по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- код условий эксплуатации;

- дата выпуска (год, месяц).

- обозначение технических условий, по которым производится изготовление гидрозащиты.

7.2.5.6 Способ нанесения маркировки должен быть указан в конструкторской документации.

7.2.6 Транспортная маркировка

7.2.6.1 Транспортная маркировка по ГОСТ 14192, должна содержать основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки, соответствующие надписям:

- "Место строповки" - для тары электродвигателей (секций), инструмента и принадлежностей.

- "Верх" - для тары запасных частей.

Надписи должны быть сделаны водостойкой краской непосредственно на транспортной таре.

7.2.6.2 Дополнительно на боковых стенках упаковки электродвигателя (секции) должна быть следующая маркировка:

- условное обозначение электродвигателя (секции);

- номер электродвигателя (секции) по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- надпись "Головка" со стороны расположения головки электродвигателя (секции).

7.2.6.3 Условное обозначение электродвигателя (секции) следует маркировать на обеих торцевых стенках упаковки.

7.2.6.4 Дополнительно на боковой стенке упаковки запасных частей электродвигателя должна быть следующая маркировка:

- условное обозначение электродвигателя;

- надпись "Запасные части";

- дата изготовления (год, месяц).

7.2.6.5 Дополнительно на боковых стенках упаковки гидрозащиты должна быть следующая маркировка:

- условное обозначение гидрозащиты;

- номер гидрозащиты по системе нумерации предприятия-изготовителя.

7.2.6.6 На торцевых поверхностях тары должна быть маркировка типа гидрозащиты.

7.2.6.7 Дополнительно на боковой стенке ящика для упаковки запасных частей гидрозащиты должна быть следующая маркировка:

- условное обозначение гидрозащиты;

- надпись "Запасные части";

- дата изготовления (год, месяц).

7.2.6.8 Дополнительно на боковой поверхности упаковки инструмента и принадлежности должна быть следующая маркировка:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- надпись "Инструмент и принадлежности";

- дата изготовления (год, месяц).

7.2.7 Упаковка и консервация

7.2.7.1 Консервация запасных частей, инструмента и принадлежностей по ГОСТ 23216. Срок действия консервации - 1 г.

7.2.7.2 Перед упаковкой электродвигатели должны быть заполнены маслом того же типа, с которым проводились испытания и будет проходить эксплуатация. Присоединительные торцы электродвигателя, а также отверстие токоввода должны быть герметично закрыты транспортировочными крышками.

7.2.7.3 Перед упаковкой гидрозащита должна быть заправлена маслом того же типа, с которым проводились испытания и будет проходить эксплуатация.

7.2.7.4 Тара для упаковки электродвигателей (секций) и гидрозащит должна обеспечивать целостность изделия при транспортировке автомобильным, железнодорожным транспортом и хранении на открытых складах.

7.2.7.5 Каждый электродвигатель и гидрозащита должны быть уложены на специальные опоры для предотвращения их поперечного перемещения в таре. Расстояние от конца изделия до крайней опоры должно составлять одну четверть длины. Продольное перемещение должно быть устранено распорками.

7.2.7.6 Запасные части и принадлежности должны быть упакованы в соответствии с конструкторской документацией предприятия-изготовителя.

7.2.7.7 Эксплуатационные документы должны быть герметично запаяны в конверты из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354 и вложены в тару с изделием.

7.2.8 Требования по устойчивости к внешним воздействующим факторам

7.2.8.1 Номинальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации - по ГОСТ 15150 для исполнения В.

7.2.8.2 Номинальные рабочие значения механических воздействующих факторов - по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М18.

TOC