БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33146-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля

4. Методы контроля

 

4.1. Общие положения

4.1.1 Контроль дорожных водопропускных труб является обязательной и неотъемлемой частью комплекса мероприятий по поддержанию труб в работоспособном состоянии.

4.1.2 Контроль дорожных водопропускных труб должен осуществляться с целью своевременного выявления и устранения дефектов, способных ухудшить техническое состояние труб и их работоспособность.

4.1.3 Все основные характеристики дорожных водопропускных труб и данные об их техническом состоянии должны быть отражены в документации по техническому учету сооружения, а также в информационно-поисковой системе, являющейся автоматизированным банком данных о водопропускных трубах.

В техническую документацию включают исчерпывающую информацию о сооружении с соблюдением хронологической последовательности изложения данных о его состоянии, всех изменениях и ремонтах.

4.1.4 Эксплуатирующая организация обязана вести реестр всех водопропускных труб на вверенном ей участке по форме в соответствии с приложением А и своевременно вносить корректировки.

4.1.5 Все вновь вводимые, а также реконструируемые трубы должны соответствовать требованиям ГОСТ 32871 и иметь необходимую проектную и исполнительную документацию.

На все эксплуатируемые водопропускные трубы необходимо хранить проектную, исполнительную и другую документацию даже в том случае, если сооружение было реконструировано или заменено.

4.1.6 Контроль состояния дорожных водопропускных труб следует производить в виде:

- осмотра сооружений (визуального или с помощью дистанционно-управляемого оборудования для телевизионной инспекции);

- обследования сооружений;

- мониторинга технического состояния.

4.1.7 Виды и периодичность осмотров могут быть следующими:

- текущие осмотры (ежеквартальные, а для сооружений с ограниченно-работоспособным состоянием - ежемесячные);

- периодические осмотры (не реже одного раза в шесть месяцев);

- сезонные осмотры (как правило, после прохождения сезонных паводковых вод);

- внеочередные осмотры (после землетрясений силой более 5 баллов, наводнений и других стихийных бедствий).

4.1.8 Текущие осмотры должны проводиться специалистами организаций, эксплуатирующих водопропускные трубы. Выявленные дефекты следует фиксировать в журнале водопропускных труб в соответствии с приложением Б и в карточке (книге) искусственного сооружения в соответствии с приложением В с дальнейшим внесением в общую электронную базу.

4.1.9 Периодические, сезонные и внеочередные осмотры должны выполняться комиссиями, организуемыми в установленном порядке эксплуатирующими организациями. При невозможности визуального осмотра следует проводить телевизионную инспекцию водопропускных труб (по 4.4.2.9) с привлечением при необходимости специализированных организаций. По результатам периодического, сезонного и внеочередного осмотров должен быть составлен акт в соответствии с приложением Г.

4.1.10 При всех видах осмотров следует контролировать параметры, приведенные в 4.2.1 - 4.2.7. Результаты текущих, периодических, сезонных и внеочередных осмотров должны являться основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке труб к пропуску ледохода и паводка, определения необходимости обследования специализированными организациями, временного ограничения движения на участках расположения труб, организации охраны сооружения.

4.1.11 Обследования водопропускных труб назначаются по результатам осмотров, но не реже одного раза в 10 лет.

4.1.12 Обследование водопропускных труб должно состоять из следующих этапов:

- ознакомление с технической документацией (в соответствии с 4.3);

- предварительное (визуальное) обследование (в соответствии с 4.2);

- контрольные измерения и детальное (инструментальное) обследование (в соответствии с 4.4);

- анализ полученной информации и оценка технического состояния водопропускной трубы (в соответствии с 4.6);

- составление отчетной документации с предложениями по срокам устранения обнаруженных дефектов (в соответствии с 4.7).

4.1.13 В зависимости от технического состояния сооружения и поставленных задач на этапе детального (инструментального) обследования могут выполняться следующие работы:

- геодезический контроль (в соответствии с 4.4.1);

- контроль характеристик, качества материалов конструкций с помощью неразрушающих методов контроля (в соответствии с 4.4.2);

- изъятие образцов материалов из конструкций для выполнения лабораторных испытаний;

- инженерно-геологические, инженерно-гидрологические изыскания;

- местные вскрытия элементов труб (для уточнения их параметров и выявления состояния гидроизоляции);

- местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления состояния арматуры, а также подтверждения результатов, полученных посредством неразрушающих методов);

- другие работы, в том числе с участием привлеченных специализированных организаций.

Примечания

1 При проведении контроля качества материалов неразрушающими методами, а также при изъятии образцов материалов для лабораторных исследований необходимо руководствоваться требованиями и указаниями действующих межгосударственных и национальных стандартов.

2 Изъятие образцов материалов может быть проведено только из второстепенных и ненапряженных частей и элементов трубы. Места в конструкции, где изъяты образцы, должны быть заделаны (перекрыты), а при необходимости усилены.

3 Для решения отдельных вопросов, возникающих при проведении обследования, заказчик по предложению исполнителя работ может привлекать организации, осуществляющие специальные виды работ (буровые партии, грунтовые лаборатории и др.), а также представителей Госавтоинспекции и других органов государственного надзора. Привлеченные организации должны работать под общим методическим руководством организации, выполняющей обследование по договору.

 

4.1.14 При обнаружении серьезных неисправностей, способных привести к аварийной ситуации, следует незамедлительно:

- известить, в том числе в письменном виде, собственника объекта, эксплуатирующую организацию, местные органы исполнительной власти и местные органы дорожной инспекции;

- принять меры временного характера, позволяющие устранить или замедлить развитие аварийной ситуации (установка подпорок и распорок, расчистка трубы или русла и т.п.).

4.1.15 Осмотры и обследование труб необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, возможно выполнение необходимых требований по безопасности выполнения работ.

Не следует проводить обследования в ненастную погоду, при температуре наружного воздуха ниже минус 30 °C, а также при наличии на конструкциях трубы снежного покрова, наледи.

4.1.16 При осмотре или обследовании труб следует применять систему обозначений и счета элементов сооружения, принятую в технической документации. Эту систему следует использовать как в полевых, так и в отчетных документах по обследованию.

4.1.17 Подготовительные работы, связанные с обеспечением доступа к трубе для проведения осмотра или обследования (удаление из трубы мусора, наносов, откачка воды, устройство временных подъездных дорог и площадок для выгрузки необходимого оборудования и др.), должны быть выполнены организацией, эксплуатирующей сооружение. Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая осмотры или обследования.

4.1.18 При проведении работ необходимо применять сертифицированные и аттестованные приборы, инструменты и средства измерений, включенные в Государственный реестр средств измерения. Применяемые приборы, инструменты и средства измерения должны пройти метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию, выполненную организациями, аккредитованными в области обеспечения единства измерений. Поверка, калибровка или аттестация приборов и инструментов должна быть проведена до начала работ.

По требованию заказчика исполнитель в течение двух рабочих дней после получения соответствующего письменного уведомления должен предоставить заказчику заверенные копии документов, подтверждающие поверку, калибровку или аттестацию приборов и инструментов.

4.1.19 На основе полученной при осмотрах, обследованиях, мониторинге информации должна быть проведена оценка технического состояния труб, разработаны рекомендации по устранению выявленных дефектов, сохранен или изменен режим дальнейшей эксплуатации сооружения.

4.1.20 Для водопропускных труб, по результатам обследования находящихся в ограниченно-работоспособном или аварийном состоянии, и для опытных конструкций должны быть установлены специальные длительные наблюдения (мониторинг технического состояния).

4.1.21 В зависимости от условий работы сооружения и поставленных задач мониторинг технического состояния может быть проведен следующими методами:

- путем периодических осмотров, измерений и инструментальной съемки (в соответствии с 4.5.2) (периодический инструментальный мониторинг);

- путем использования аэрокосмической съемки местности (в соответствии с 4.5.3.2);

- путем организации системы непрерывного мониторинга (в соответствии с 4.5.3.3).

4.1.22 Обследования и мониторинг технического состояния водопропускных труб должны выполняться специализированными организациями, прошедшими аттестацию в соответствующих государственных органах, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе соответствующих специалистов.

4.1.23 Обследования и мониторинг технического состояния сооружений следует проводить по заранее разработанным программам, составленным исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций и в соответствии с задачами, поставленными в техническом задании заказчиком.

В программах должны быть отражены основные задачи и общая цель предпринимаемых работ, приведены виды и объемы работ, определены виды и состав отчетных технических документов.

Программы следует составлять после проведения исполнителем предварительного обследования сооружения и ознакомления с имеющейся технической документацией.

Программы должны быть согласованы с заказчиком и утверждены руководителем организации, в подчинении которой находятся исполнители работ.