ГОСТ 33146-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля
4.6. Оценка технического состояния водопропускных труб
4.6.1 Оценку технического состояния эксплуатируемых водопропускных труб следует производить с целью оптимизации работ по содержанию, выявления необходимости ремонта или реконструкции сооружения.
4.6.2 Оценку технического состояния следует проводить путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании или мониторинге, и давать по результатам комплексной оценки показателей основных свойств трубы: прочности, долговечности, безопасности эксплуатации.
4.6.3 Для правильной оценки технического состояния сооружения все имеющиеся дефекты должны быть классифицированы. При массовом характере дефектов однотипные дефекты могут объединяться и классифицироваться группами.
4.6.4 При классификации дефектов по категориям следует оценивать степень влияния дефекта на основные показатели сооружения, а также сложность его устранения, при этом следует учитывать:
- размеры дефекта;
- число (массовость) дефектов;
- время образования дефекта;
- причины возникновения дефекта;
- влияние дефекта на повреждение и развитие других дефектов в данном элементе или дефектов в других элементах или конструкциях;
- скорость развития дефекта;
- опасность дефекта;
- изменение степени влияния дефекта на основные параметры сооружения при дальнейшем развитии дефекта;
- техническую возможность или экономическую целесообразность ремонта элемента или конструкции, к которой относится дефект;
- возможные методы устранения дефекта.
Общие критерии для назначения категорий дефектов приведены в таблице 1. Классификация дефектов по категориям для водопропускных труб из различных материалов приведена в приложении Д, порядок установления категорий дефектов приведен в приложении Л.
Таблица 1
Общие критерии для назначения категорий дефектов
Показатели сооружения и буквенные индексы категорий дефектов | Цифровые индексы категорий дефектов по безопасности, долговечности и прочности | ||
1 (малозначительные дефекты) | 2 (значительные дефекты) | 3 (критические дефекты) | |
Безопасность (Б) | Дефекты, которые при данной степени развития не влияют на безопасность движения | Дефекты, оказывающие негативное влияние на безопасность движения и требующие, как правило, ограничения скорости движения | Дефекты, снижающие безопасность движения настолько, что эксплуатация сооружения недопустима |
Долговечность (Д) | Дефекты, которые влияют на долговечность конструкции несущественно. Их негативное влияние может сказаться в перспективе | Дефекты, в значительной степени влияющие на долговечность конструкции | Дефекты, при наличии которых остаточный ресурс можно считать исчерпанным |
Прочность (П) | Дефекты, незначительно снижающие прочность конструкции. При этом прочность сооружения в целом не ниже расчетной. Обеспечивается пропуск расчетных нагрузок | Дефекты, снижающие прочность до уровня, при котором необходимо вводить ограничение массы трехосных автомобилей | Дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов. Эксплуатация сооружения либо невозможна, либо требуется введение жестких ограничений |
Ремонтопригодность (Р) | Дефекты могут быть устранены при текущем содержании сооружения | Устранение дефектов требует выполнения ремонта сооружения или его элементов | Дефекты, требующие неотложной замены элементов или переустройства сооружения в целом |
Оценка состояния | Работоспособное (удовлетворительное) | Ограниченно-работоспособное (неудовлетворительное) | Предаварийное или аварийное |
4.6.5 Каждый дефект (или группу аналогичных дефектов, если они сосредоточены на одной конструкции и имеют одинаковую степень развития) следует характеризовать следующими параметрами:
- локализацией расположения, четко и однозначно указывающей конкретную конструкцию сооружения, элемент конструкции и местоположение на конструкции (элементе конструкции);
- наименованием дефекта, однозначно отражающим вид дефекта и при необходимости конкретизирующим его уточняющие признаки в привязке к конкретной конструкции (элементу конструкции).
Примечание - Наименование дефектов, как правило, формулируется в соответствии с каталогом дефектов, утвержденным в отрасли;
- степенью развития дефекта в форме ее количественного и (или) качественного проявления (размер, зона распространения, направление развития, превышение нормативных требований);
- степенью ремонтопригодности, отражающей вид ремонтного воздействия, которым данный дефект может быть устранен.
Примечание - Для дефектов, которые могут быть устранены традиционно применяемыми технологическими решениями без выполнения проектной разработки, следует рекомендовать конкретный вид и объем ремонтных работ.
4.6.6 Общая оценка технического состояния сооружения назначается в балльной системе, принятой в отрасли. В зависимости от принятой оценки технического состояния должен быть назначен соответствующий режим эксплуатации водопропускной трубы и (или) вид ремонта.
4.6.7 Особенности оценки состояния водопропускных труб из различных материалов приведены в приложении М.
