БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

5. Количественные показатели в методологии "Шесть сигм"

 

5.1 Цель

Целью введения количественных показателей является определение количественных характеристик функционирования процесса. Они дают возможность сравнения, анализа и понимания причин нежелательных отклонений показателей процесса. Для количественного описания проблемы, на разрешение которой направлен один или несколько проектов "Шесть сигм", могут быть использованы различные количественные показатели. Для количественного описания проблемы при реализации проекта "Шесть сигм" может быть использовано несколько показателей. Выбор показателей зависит от особенностей проекта. Чаще всего используют следующие три показателя: "доля возвратов продукции", "количество отчетов о проблемах" и "своевременная поставка". Постоянный контроль этих характеристик позволяет определить, насколько необходимо их улучшить. Еще одним важным показателем являются затраты на низкое качество.

5.2 Число дефектов (несоответствий) на миллион возможных дефектов

Значение YDPMO вычисляют по следующей формуле:

 

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

 

где nunits - количество проверенных единиц продукции;

c - количество выявленных дефектов (несоответствий);

nCTQC - количество возможных дефектов (несоответствий) в единице продукции.

Далее значение может быть использовано для определения количества сигм (Zvalue). См. таблицу 2.

 

Таблица 2

 

Количество сигм

 

Вычисленное значение YDPMO

Количество сигм (стандартных отклонений случайной величины) Zvalue

308538,0

 

2

66807,0

 

3

6210,0

 

4

233,0

 

5

3,4

 

6

Примечание 1 - Полная таблица количества сигм приведена в приложении A.

Примечание 2 - Расчеты основываются на сдвиге в 1,5 стандартного отклонения от математического ожидания.

 

Ориентиром, используемым для ранжирования качества или функционирования процесса, является количество сигм. Количество сигм, равное шести, стало синонимом качества мирового уровня, который означает такой уровень функционирования процесса, при котором на каждый миллион единиц продукции приходится 3 - 4 дефекта (несоответствия). Таким образом, непрерывный процесс с количеством сигм, равным шести, имеет границу допустимых значений, отстоящую на 4 - 5 стандартных отклонений от математического ожидания.

В качестве иллюстрации применения приведенных расчетов рассмотрим продукцию с 1000 характеристиками, критичными для качества. Если для всех характеристик установлено требование 3, 4 дефекта на миллион возможных дефектов, то вероятность того, что единица продукции не имеет дефектов, составляет (1 - (0,0000034)1000) = 0,996606. Если должна быть изготовлена партия из 150 единиц продукции, вероятность того, что в партии не будет дефектов, составляет 0,996606105 = 0,60. Другими словами, даже если для каждой характеристики количество сигм составляет 6, вероятность того, что появится хотя бы один дефект в партии из 150 таких единиц, равна 0,40. Таким образом, для сложной продукции уровень дефектов на миллион возможных дефектов должен быть намного выше, чем 6 сигм. То есть 6 сигм является самым начальным пороговым уровнем.

5.3 Количество сигм

Количество сигм выведено из нормального распределения со сдвигом на ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC от математического ожидания на основе экспериментальных данных. См. рисунок 2. Смещение на ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC (= 6 - 4,5) обычно называют сдвигом.

Примечание - Сдвиг на ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC позволяет исследовать изменение при переходе от краткосрочных изменений процесса к долгосрочным.

 

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

 

Рисунок 2 - Определение количества сигм

 

Шестисигмовый уровень качества фактически обеспечивает сдвиг на 4,5 стандартного отклонения от математического ожидания. Таким образом, для определения доли, остающейся в хвосте кривой распределения, z берут равной 4,5 при использовании стандартного нормального распределения. Таким способом получена таблица 2. Последующие значения можно найти в таблице A.1, которая была получена таким же способом.

Следует помнить, что нормальное распределение не всегда может быть использовано.

5.4 Штучный сквозной выход

Штучный сквозной выход представляет собой вероятность того, что отдельная единица продукции может пройти все этапы процесса без дефектов.

В случае многоэтапных процессов YRTY рассчитывают как произведение вероятностей отсутствия дефектов (выхода бездефектной единицы продукции) на каждом этапе процесса. При этом из рассмотрения исключают единицы продукции, прошедшие переделку, дополнительный ремонт, дополнительную настройку и т.д. Этот показатель также называют "нерегулируемая интенсивность", или "сквозная интенсивность". См. пример на рисунке 3.

 

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

 

Рисунок 3 - Пример штучного сквозного выхода

 

Расчет YRTY является более подходящим и лучше характеризует функционирование процесса, чем расчет после операции 30, когда 485 делят на 500 (485/500 = 0,970). Этот показатель имеет более высокое значение, чем YRTY, равный, как видно из расчетов, 0,897.

Примечание - При расчете YRTY предполагается, что этапы процесса являются независимыми.

 

5.5 Доля возвратов

Доля возвратов представляет собой количество возвращенных единиц продукции (или заявлений о возврате) за конкретный период (например, за месяц), деленное на количество отгруженных единиц продукции. Количество отгруженной продукции определяют за тот же период, что и количество возвращенных единиц продукции (например, за тот же месяц), или может быть "нормированной" величиной, такой как среднее количество отгруженной продукции за месяц в течение года.

5.6 Количество отчетов о проблемах

Количество отчетов о проблемах представляет собой количество отчетов о проблемах, исходящих от потребителей в течение конкретного периода времени, например в течение месяца, причем отчеты касаются качества продукции. Продукцией может быть аппаратное обеспечение, готовое программное обеспечение, система, установленная у потребителя, или услуга, оказанная потребителю.

Иногда отчеты делят на три категории в соответствии с их тяжестью: критические, значительные и незначительные. В таких случаях для определения количества отчетов о проблемах вводят три разных количественных показателя, по одному на каждый уровень тяжести.

5.7 Своевременная поставка

Данный показатель определяет своевременность поставки потребителям. Он представляет собой процент заказов, поставляемых потребителям в соответствии с графиком за конкретный период времени.

5.8 Затраты на низкое качество

Традиционно затраты на обеспечение качества отражают затраты по всей организации и включают: затраты на предупреждающие действия, затраты на проверки, внутренние и внешние потери. Часто большая часть затрат на обеспечение качества связана с затратами на низкое качество, которые появляются при производстве и устранении дефектов, приводящих к внутренним или внешним отказам. Эти затраты включают в себя все затраты на отгрузку продукции с дефектом, ее замену, диагностику главной причины дефектов, ремонт продукции с дефектами или ее списание, повторное испытание, переупаковку новой продукции и т.д. Они не включают убытки потребителя или затраты, понесенные из-за недостаточной удовлетворенности потребителя продукцией.