ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC
4. Основы подхода концепции "Шесть сигм" в организации
4.1 Общие положения
Главной целью подхода концепции "Шесть сигм" при разработке проектов является поиск решения конкретной проблемы для достижения бизнес-целей организации. Проекты "Шесть сигм" следует предпринимать, только когда решение проблемы еще не найдено.
Установленные действия по проекту "Шесть сигм" включают:
a) сбор данных;
b) анализ данных для извлечения информации;
c) выработку решения;
d) обеспечение достижения желаемых результатов.
При выполнении этих действий следует отдавать предпочтение практическому подходу (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основы методологии "Шесть сигм"
Вопрос | Этап методологии "Шесть сигм" | Описание |
Какова проблема? | Определение | Определение направления работ |
На каком этапе сейчас находится процесс? | Измерение | Измерение текущих показателей процесса, которые необходимо улучшить |
Что является причиной проблемы? | Анализ | Анализ процесса для установления главной причины неудовлетворительной работы процесса |
Что можно сделать для устранения проблемы? | Улучшение | Улучшение процесса путем проверки и анализа возможных решений устойчивого улучшенного процесса |
Как сохранить процесс в данном состоянии? | Контроль | Контроль улучшенного процесса посредством создания стандартизованного процесса, способного функционировать и постоянно улучшаться для поддержания требуемых характеристик в течение длительного времени |
4.2 Обратная связь с потребителем
Обратная связь с потребителем должна действовать в течение всего проекта "Шесть сигм". Потребителем может быть спонсор проекта, внутренние или внешние потребители. Важно, чтобы каждый проект "Шесть сигм" начинался с определения потребностей и ожиданий потребителей. Впоследствии на каждом этапе при контроле результатов выполненных работ необходимо убедиться в отсутствии отклонений от первоначальных ожиданий потребителя.
4.3 Отчетность
Методология улучшения "Шесть сигм" должна быть направлена на повышение финансовой эффективности, но она также должна учитывать безопасность и удовлетворенность потребителя.
Во всех случаях в качестве первого шага должна быть внедрена учетная модель, позволяющая правильно оценивать финансовые показатели процесса. Это позволяет финансовому и производственному подразделениям использовать один и тот же набор данных и прогнозировать аналогичные результаты.
Показатели исследуемого проекта следует оценивать с точки зрения результативности и пригодности для потребителя или эффективности для бизнеса. Руководитель проекта должен регулярно анализировать показатели проекта.
4.4 Зрелость процессов в организации
Непрерывное улучшение охватывает набор действий, повышающих продуктивность работы организации. Концепция зрелости была введена для оценки разных уровней результативности деятельности организации и составления плана действий по непрерывному улучшению проектов. Обычно используют пять уровней зрелости:
- начальный (уровень 1): в организации отсутствует описание процессов;
- управляемый (уровень 2): процесс удовлетворения требований потребителя формальный;
- определенный (уровень 3): определены процессы во всей организации;
- управляемый на основе количественных данных (уровень 4): всеми процессами уровня 3 управляют и выполняют необходимые измерения;
- совершенствуемый (уровень 5): все процессы в организации постоянно улучшают.
В организации, применяющей методологию "Шесть сигм", уровни зрелости постепенно изменяются. Каждый этап развития обусловливает соответствующие план действий непрерывного улучшения и уровень зрелости организации. Уровни зрелости показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Непрерывное улучшение и уровни зрелости
процессов
4.5 Связь с ИСО 9001
Стандарты по менеджменту качества ИСО 9000 и ИСО 9001 основаны на следующих принципах: применение подхода к принятию решений, основанного на фактах; применение процессного подхода для достижения целей в области качества и внедрение методов постоянного улучшения.
Методы "Шесть сигм" являются мощным средством достижения высокой результативности в каждой из этих областей.
Качество является результатом работы системы менеджмента предприятия. Методы качества, такие как "Шесть сигм", работают более эффективно, когда они являются неотъемлемой частью действующей системы менеджмента качества и процессов организации маркетингового исследования с целью планирования качества и управления процессами жизненного цикла.
Организация, внедряющая "Шесть сигм", должна исследовать действующую систему менеджмента качества для определения существующих процессов, которые необходимо изменить. Внедрение ряда методов, основанных на использовании данных, и методов решения проблем (таких как DMAIC) может помочь улучшить действующую систему менеджмента качества организации и в дальнейшем непрерывно улучшать существующую систему менеджмента в соответствии с требованиями ИСО 9001. Организации, следующие по данному пути, имеют возможность повышения производительности, удовлетворенности потребителей и устойчивого конкурентного положения на рынке.
Сотрудники предприятия получают преимущества от обучения, изучения и применения методов "Шесть сигм". Это позволяет им повысить компетентность и осведомленность в области статистических методов, понимания изменчивости процесса и применения этих методов в системе менеджмента качества.
Еще одним важным преимуществом интеграции методов "Шесть сигм" в систему менеджмента качества организации является возможность сбора и хранения основных сведений по каждому проекту и процессу. Эти сведения (об удовлетворенности потребителей, проектировании, производстве, воспроизводимости процессов и данных о безотказной работе при эксплуатации) передают последующим командам по разработке проектов и таким образом включают в основные сведения организации, которые необходимы для обеспечения устойчивого развития организации в долгосрочной перспективе. При этом необходимо избегать потерь сведений в тех случаях, когда ключевые сотрудники покидают предприятие или уходят на пенсию.
Потребители и заинтересованные стороны являются основными получателями преимуществ интеграции методологии "Шесть сигм" в систему менеджмента качества, что позволяет достигнуть высокого качества продукции, стабильности процессов изготовления продукции и снижения затрат.
