БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

4. Основы подхода концепции "Шесть сигм" в организации

 

4.1 Общие положения

Главной целью подхода концепции "Шесть сигм" при разработке проектов является поиск решения конкретной проблемы для достижения бизнес-целей организации. Проекты "Шесть сигм" следует предпринимать, только когда решение проблемы еще не найдено.

Установленные действия по проекту "Шесть сигм" включают:

a) сбор данных;

b) анализ данных для извлечения информации;

c) выработку решения;

d) обеспечение достижения желаемых результатов.

При выполнении этих действий следует отдавать предпочтение практическому подходу (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

 

Основы методологии "Шесть сигм"

 

Вопрос

Этап методологии "Шесть сигм"

Описание

Какова проблема?

Определение

Определение направления работ

На каком этапе сейчас находится процесс?

Измерение

Измерение текущих показателей процесса, которые необходимо улучшить

Что является причиной проблемы?

Анализ

Анализ процесса для установления главной причины неудовлетворительной работы процесса

Что можно сделать для устранения проблемы?

Улучшение

Улучшение процесса путем проверки и анализа возможных решений устойчивого улучшенного процесса

Как сохранить процесс в данном состоянии?

Контроль

Контроль улучшенного процесса посредством создания стандартизованного процесса, способного функционировать и постоянно улучшаться для поддержания требуемых характеристик в течение длительного времени

 

4.2 Обратная связь с потребителем

Обратная связь с потребителем должна действовать в течение всего проекта "Шесть сигм". Потребителем может быть спонсор проекта, внутренние или внешние потребители. Важно, чтобы каждый проект "Шесть сигм" начинался с определения потребностей и ожиданий потребителей. Впоследствии на каждом этапе при контроле результатов выполненных работ необходимо убедиться в отсутствии отклонений от первоначальных ожиданий потребителя.

4.3 Отчетность

Методология улучшения "Шесть сигм" должна быть направлена на повышение финансовой эффективности, но она также должна учитывать безопасность и удовлетворенность потребителя.

Во всех случаях в качестве первого шага должна быть внедрена учетная модель, позволяющая правильно оценивать финансовые показатели процесса. Это позволяет финансовому и производственному подразделениям использовать один и тот же набор данных и прогнозировать аналогичные результаты.

Показатели исследуемого проекта следует оценивать с точки зрения результативности и пригодности для потребителя или эффективности для бизнеса. Руководитель проекта должен регулярно анализировать показатели проекта.

4.4 Зрелость процессов в организации

Непрерывное улучшение охватывает набор действий, повышающих продуктивность работы организации. Концепция зрелости была введена для оценки разных уровней результативности деятельности организации и составления плана действий по непрерывному улучшению проектов. Обычно используют пять уровней зрелости:

- начальный (уровень 1): в организации отсутствует описание процессов;

- управляемый (уровень 2): процесс удовлетворения требований потребителя формальный;

- определенный (уровень 3): определены процессы во всей организации;

- управляемый на основе количественных данных (уровень 4): всеми процессами уровня 3 управляют и выполняют необходимые измерения;

- совершенствуемый (уровень 5): все процессы в организации постоянно улучшают.

В организации, применяющей методологию "Шесть сигм", уровни зрелости постепенно изменяются. Каждый этап развития обусловливает соответствующие план действий непрерывного улучшения и уровень зрелости организации. Уровни зрелости показаны на рисунке 1.

 

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC

 

Рисунок 1 - Непрерывное улучшение и уровни зрелости

процессов

 

4.5 Связь с ИСО 9001

Стандарты по менеджменту качества ИСО 9000 и ИСО 9001 основаны на следующих принципах: применение подхода к принятию решений, основанного на фактах; применение процессного подхода для достижения целей в области качества и внедрение методов постоянного улучшения.

Методы "Шесть сигм" являются мощным средством достижения высокой результативности в каждой из этих областей.

Качество является результатом работы системы менеджмента предприятия. Методы качества, такие как "Шесть сигм", работают более эффективно, когда они являются неотъемлемой частью действующей системы менеджмента качества и процессов организации маркетингового исследования с целью планирования качества и управления процессами жизненного цикла.

Организация, внедряющая "Шесть сигм", должна исследовать действующую систему менеджмента качества для определения существующих процессов, которые необходимо изменить. Внедрение ряда методов, основанных на использовании данных, и методов решения проблем (таких как DMAIC) может помочь улучшить действующую систему менеджмента качества организации и в дальнейшем непрерывно улучшать существующую систему менеджмента в соответствии с требованиями ИСО 9001. Организации, следующие по данному пути, имеют возможность повышения производительности, удовлетворенности потребителей и устойчивого конкурентного положения на рынке.

Сотрудники предприятия получают преимущества от обучения, изучения и применения методов "Шесть сигм". Это позволяет им повысить компетентность и осведомленность в области статистических методов, понимания изменчивости процесса и применения этих методов в системе менеджмента качества.

Еще одним важным преимуществом интеграции методов "Шесть сигм" в систему менеджмента качества организации является возможность сбора и хранения основных сведений по каждому проекту и процессу. Эти сведения (об удовлетворенности потребителей, проектировании, производстве, воспроизводимости процессов и данных о безотказной работе при эксплуатации) передают последующим командам по разработке проектов и таким образом включают в основные сведения организации, которые необходимы для обеспечения устойчивого развития организации в долгосрочной перспективе. При этом необходимо избегать потерь сведений в тех случаях, когда ключевые сотрудники покидают предприятие или уходят на пенсию.

Потребители и заинтересованные стороны являются основными получателями преимуществ интеграции методологии "Шесть сигм" в систему менеджмента качества, что позволяет достигнуть высокого качества продукции, стабильности процессов изготовления продукции и снижения затрат.