ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC
10. Методология DMAIC проекта "Шесть сигм"
10.1 Введение
Проект "Шесть сигм" обычно выполняют в соответствии с методологией DMAIC, показанной на рисунке 8.
Рисунок 8 - Пример цикла DMAIC при выполнении проекта
Методология включает пять этапов: определение, измерение, анализ, улучшение и контроль. Однако, после того как данные собраны и проанализированы, проект должен быть пересмотрен и, при необходимости, повторены этапы определения, измерения и анализа. Первые три этапа следует повторять до тех пор, пока определение проекта не будет согласовано с информацией, полученной из данных. Методология должна продвигаться к конечным двум этапам только после четкого определения проекта.
На всех этапах спонсор проекта должен регулярно получать отчеты (см. раздел 12). На каждом этапе процесса DMAIC спонсор проекта должен проводить регулярный анализ результатов выполнения проекта в контрольных точках.
Дополнительная информация о методах, описываемых в последующих подпунктах, приведена в ИСО 13053-2.
10.2 Этап определения
Выходом этого этапа является положение о проекте, в котором перечислены основные проблемы проекта. Положение о проекте содержит описание проблемы и включает в себя данные о масштабе проблемы и ее влиянии на прибыль. Область применения проекта вместе с целями, которые должны быть реализованы к концу проекта, должны быть четко определены как в отношении производства (включая вопросы безопасности, если это существенно), так и в отношении финансов.
Выходы этого этапа в зависимости от ситуации могут включать в себя:
a) положение о проекте, включая анализ риска (см. пример в ИСО 13053-2);
b) показатели процесса;
c) диаграмму SIPOC (поставщик, исходные данные, процесс, выходные данные, потребитель);
d) карту процесса;
e) диаграммы Парето;
f) перечень характеристик, критичных для качества CTQC;
g) финансовые результаты затрат (оценка прибыли);
h) анализ проекта.
10.3 Этап измерения
Целями этапа измерений являются разработка плана сбора данных, анализ оценок показателей процесса, которые в дальнейшем будут служить основой для проверки эффективности внедренных решений.
На этапе измерений необходимо собрать все данные о переменных величинах, которые, как предполагается, влияют на проблему. Однако перед началом сбора данных следует провести анализ эффективности процессов измерений, от которых зависит проект. Все используемые измерительные системы должны обеспечивать получение результатов измерений с необходимой точностью и повторяемостью, в том числе процессы измерений, результатом которых являются альтернативные данные. Следует помнить, что статистический анализ на основе недостоверных данных может дать ошибочные результаты.
Результаты, полученные при выполнении этапа измерений, включают в себя:
a) анализ измерительных систем всех процессов, используемых в проекте, в том числе для альтернативных данных, где это необходимо, и всех количественных характеристик, критичных для качества;
b) план сбора данных;
c) определение объема выборки;
d) число дефектов на миллион возможных дефектов (DPMO);
e) критерии выбора распределения вероятностей;
f) карты тренда;
g) контрольные карты;
h) гистограммы;
i) анализ воспроизводимости и/или пригодности рассматриваемых процессов;
j) анализ результатов проекта.
10.4 Этап анализа
Целью этапа анализа является определение соответствия основных характеристик процесса установленным требованиям, выявление источников отклонений и определение приоритетности возможных действий по улучшению процесса.
Данные, полученные на этапе измерений, должны быть детально исследованы с учетом конкретной ситуации для идентификации, обеспечения и проверки входных параметров процесса (KPIV).
Результаты, полученные на этапе анализа (см. 10.1), могут изменить понимание проблемы и привести к необходимости переопределения проекта.
Первые два этапа необходимо повторять до тех пор, пока определение проекта не станет стабильным.
Результаты, полученные при выполнении данного этапа в зависимости от ситуации, должны включать в себя:
a) диаграммы причинно-следственных связей;
b) результаты FMEA процесса;
c) результаты FTA процесса;
d) результаты анализа "5-почему";
e) данные дополнительного MSA;
f) определение объема выборки;
g) результаты применения критериев согласия к распределениям вероятностей;
h) результаты проверки гипотез;
i) данные ANOVA;
j) результаты регрессионного и корреляционного анализа;
k) результаты планирования экспериментов;
l) перечень важных входных параметров;
m) анализ добавленной/недобавленной стоимости/определение потерь;
n) анализ проекта.
10.5 Этап улучшения
Целью этапа является установление устойчивого улучшения процесса. Рассматриваемые работы охватывают действия от внедрения операций, защищенных от ошибок, до использования методов оптимизации и создания процессов, устойчивых к случайным факторам, на основе использования методов планирования экспериментов. На этом этапе необходимо определить все препятствия, мешающие применению выбранного решения, а также способы их преодоления. Способы преодоления потенциальных препятствий должны быть определены до внедрения изменений процесса.
В тех ситуациях, где существует более одного решения, а выбор является неясным, необходимо использовать такие методы, как "матрица выбора решения".
Результаты выполнения этапа в зависимости от ситуации должны включать в себя:
a) матрицу выбора решения;
b) обеспечение защиты от ошибок;
c) определение объема выборки;
d) планы экспериментов для поверхности отклика;
e) планы экспериментов для параметров проекта;
f) результаты FMEA обновленного процесса;
g) индексы воспроизводимости и пригодности исследуемого процесса (начальные);
h) карту процесса в том виде, в котором процесс должен быть сейчас;
i) обновленный перечень характеристик, критичных для качества (CTQC);
j) показатели "Шесть сигм";
k) анализ проекта.
10.6 Этап контроля
Результативность решения должна быть подтверждена анализом актуальных данных. Следует подготовить план непрерывного "контроля" процесса для использования в подразделениях, работающих с процессом.
После того как подтверждены улучшения процесса, процесс сдают спонсору проекта и подразделениям, применяющим процесс. Приблизительно через шесть месяцев после окончания проекта следует провести аудит процесса и проанализировать его результаты. Дата аудита процесса определяется до даты "сдачи" процесса.
Все детали, факты или другая информация, полученная во время реализации проекта, должны быть записаны и переданы другим подразделениям, в которых они могут быть применены.
Специалист "черного пояса" документирует все вопросы, оставшиеся нерешенными при выполнении проекта, или разрабатывает перспективные планы, которые владелец процесса и другие заинтересованные лица должны использовать для полного внедрения улучшенного процесса. Такой план переходных действий проекта должен включать и запланированную дату проведения аудита процесса.
Для заинтересованных сторон следует подготовить и направить заключительный отчет. Отчет следует хранить таким образом, чтобы к нему был обеспечен легкий доступ. Все отчеты следует отформатировать по определенному стандарту и иметь алфавитный указатель по ключевым словам. Отчет должен отражать полученный опыт, который в дальнейшем будут использовать команды проектов "Шесть сигм".
Результаты выполнения этапа в зависимости от ситуации должны включать:
a) планы управления процессом;
b) обновленный перечень характеристик, критичных для качества;
c) дополнительный MSA;
d) контрольные карты;
e) существующую воспроизводимость процесса;
f) результаты 5S;
g) результаты полной производственной поддержки;
h) калькуляцию финансовых результатов (фактических по сравнению с ожидаемыми);
i) итоги, анализ проекта, анализ общих выгод, которые должны соответствовать согласованным целям, установленным в положении о проекте.
