ГОСТ Р 56713-2015 (ISO/IEC/IEEE 15289:2011). Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Содержание информационных продуктов процесса жизненного цикла систем и программного обеспечения (документация)
6. Данные жизненного цикла и информационные единицы
6.1 Характеристики данных жизненного цикла
Настоящий стандарт указывает, как управляют данными жизненного цикла в информационных единицах. Требуемые данные жизненного цикла или сервисного процесса должны быть организованы в записи и представлены в одной или более информационных позициях и должны соответствовать информационной позиции универсального типа. Информационная позиция должна включать свое универсальное информационное содержание позиции (раздел 7).
Каждый набор записей и информационная единица, произведенная как документ, описанный в настоящем стандарте, должны поддерживать характеристики данных жизненного цикла:
a) однозначность,
b) полнота,
c) проверяемость,
d) непротиворечивость,
e) модифицируемость,
f) отслеживаемость,
g) презентабельность.
6.2 Записи по сравнению с информационными единицами (документами)
Запись - это специальный тип информации, содержащей ряд структурированных данных, обрабатываемых как единица. Таблица 4 идентифицирует записи. Цель записи состоит в том, чтобы указать достигнутые результаты или предоставить доказательства операций, выполненных организационной единицей (ИСО 9000). Фактически ИСО/МЭК 20000-1:2005 определяет запись как "документ, указывающий результаты, достигнутые или предоставляющие доказательства выполненных операций, и полагает, что любой документ или информационная позиция есть запись. Однако настоящий стандарт различает записи данных и документы (информационные позиции).
Записи данных получают свои значения от объединения с другими записями в наборе, обычно включением в структурированные базы данных, реестры или репозитории, где отдельные записи доступны для поиска и анализа. Записи содержат фактические данные (доказательства) других универсальных информационных типов. Единственная запись, набор записей или полное перечисление содержания репозитория не подходят для выпуска в качестве полного коммуникационного продукта, как то информационные позиции (документы), такие как план или процедура. Информационные позиции (документы) произведены и сообщены для использования человеком и содержат формальные элементы (такие как цель, объем и резюме), предназначенные для создания их пригодными для целевой аудитории.
6.3 Управление данными жизненного цикла (записи)
Данные жизненного цикла следуют из процесса выполнения или сервисных операций и задач стандарта. Многие пункты в ИСО/МЭК 15288:2008 и ИСО/МЭК 12207:2008 требуют, чтобы данные жизненного цикла были произведены или зарегистрированы. Однако пункты ИСО/МЭК 15288:2008 и ИСО/МЭК 12207:2008 не диктуют содержание, расположение, формат или среду, которую следует использовать для записи и поддержки данных. При выборе надлежащих данных, которые будут зарегистрированы, пользователи должны также определить, где в организации или системах ведения записей проекта должны быть зарегистрированы данные. Записи могут сохраняться в базах данных, реестрах, репозиториях, архивах или других системах управления данными. Проекты должны установить политику сохранения записей с учетом системного жизненного цикла и организационного управления или потребностей служб управления данными. Раздел 9 определяет содержание универсальных записей и рекомендует содержание для определенных записей.
Примечание - Требования и руководство для управления делопроизводством найдены в ИСО/МЭК 16175:2010.
6.4 Управление информационными единицами (документы)
Управление информационными позициями должно быть выполнено путем применения процесса управления информацией ИСО/МЭК 12207:2008 и ИСО/МЭК 15288:2008 и управления документацией и управления процессом документации программного обеспечения ИСО/МЭК 12207:2008, включая операции управления знаниями ИСО/МЭК 15288:2008 (пункт 6.2.4). Процесс управления информацией должен поддерживать потребности проекта и связанного продукта или услуги. Это должно включать в себя процедуры для подготовки, сбора, идентификации, классификации, распределения, хранения, обновления, архивации и восстановления информации.
Приложение A обеспечивает суммарное производство для идентификации и планирования информационных позиций и их содержания. Информационные позиции должны быть определены, чтобы быть применимыми к многократным связанным процессам, используемым проектом или организацией, или к связанным услугам (таким как инцидент и проблемное управление). Информационные позиции могут быть объединены или подразделены в соответствии с адаптированными системными процессами, фазами и потребностям заинтересованной стороны.
Процесс управления документацией должен включать следующие операции:
a) идентификацию документов, которые будут произведены организацией, услугой, процессом или проектом;
b) указание содержания и цели всех документов, план и график их производства;
c) идентификацию стандартов, которые будут применены для развития документов;
d) разработку и опубликование всех документов в соответствии с идентифицированными стандартами и с назначенными планами;
e) поддержку всех документов в соответствии с указанными критериями.
Примечание - Приложение A обеспечивает процедуру для идентификации информационных позиций и их содержания во время планирования документации и управления информацией.
6.4.1 Разработка плана документации
Задачи, которые будут выполнены в процессе управления документацией, должны быть идентифицированы в плане документации. При разработке плана документации внимание должно быть уделено политикам и процедурам аквизитора и поставщика. Процесс управления документацией для каждого проекта нужно рассмотреть как часть повторимого процесса для аквизитора и поставщика.
Примечание - План документации может быть создан для всей организации, или для многократных проектов и услуг это содержание документа повторного использования.
6.4.2 Управление и контроль информационных позиций
Проекты, организации и услуги могут включать свои описания и адаптированные информационные описания позиций в словаре данных или структуре перечня работ по операциям. Эта практика помогает управлению документооборотом, разработке и техническому обслуживанию. Установленная иерархия информационных позиций должна быть предписана, и должен быть разработан механизм для решения конфликтов между позициями. Например, должен быть один главный график для всего комплекта планов, касающихся единственного проекта, и информация о графике, данная в определенных планах, должна касаться этого главного графика.
Коммерческие или другие существующие информационные позиции могут быть заменены для всех или части информационных позиций, если они содержат желаемую информацию, встречают применимые показатели качества и на них должным образом ссылаются, когда существующие информационные позиции легкодоступны пользователям относительно обеспечения ссылок на эти информационные позиции, вместо того чтобы цитировать их.