ГОСТ Р 56713-2015 (ISO/IEC/IEEE 15289:2011). Национальный стандарт Российской Федерации. Системная и программная инженерия. Содержание информационных продуктов процесса жизненного цикла систем и программного обеспечения (документация)
7. Универсальные типы информационных позиций
7.1 Общие положения
Использование универсальных типов упрощает применение непротиворечивой структуры, содержания и форматирования для аналогичных информационных позиций (записей и документов), обеспечивает поддержку удобства пользования. Настоящий стандарт определяет данные жизненного цикла ИСО/МЭК 12207:2008 и ИСО/МЭК 15288:2008 путем связи задач и операций к следующим универсальным типам информационных позиций:
a) описанию;
b) плану;
c) политике;
d) процедуре;
e) отчету;
f) запросу;
g) спецификации.
Примечание - Раздел 9 идентифицирует универсальное содержание записей данных.
Содержание универсальной информационной позиции должно быть включено в каждую применимую информационную позицию. Содержание универсальной информационной позиции (документа) соотнесено с идентифицированными позициями выходной информации, показанными в таблицах 1 - 3 (графа 3).
Списки содержания универсальных типов информационных позиций не указывают нормативную последовательность, структуру частей или список названий разделов.
7.2 Описание - универсальное содержание
Цель - представлять запланированный или фактический контекст использования, функций, дизайна, услуги или позиции.
Примечание - Описание чего-то, что является спецификацией.
Описание должно включать в себя:
a) дату выпуска и статус;
b) объем;
c) выпуск организации;
d) ссылки;
e) контекст;
f) примечание для описания;
g) организацию;
h) резюме;
i) глоссарий;
j) историю изменения идентифицированных информационных позиций:
- понятие операций,
- описание проектирования баз данных,
- описание интерфейса,
- предложение,
- сервисный каталог,
- описание архитектуры программного обеспечения,
- описание проектирования программного обеспечения,
- описание единицы программного обеспечения,
- описание системы архитектуры,
- описание системы элемента.
7.3 План - универсальное содержание
Цель - определить, когда, как и кем определенные процессы или операции должны быть выполнены.
План должен включать:
a) дату выпуска и статус;
b) объем;
c) выпуск организации;
d) ссылки (применимые политики, законы, стандарты, договоры, требования и другие планы и процедуры);
e) утверждение полномочий;
f) подход для технического и управленческого обзора и отчетности;
g) другие планы (планы или описания задач, на которых подробно останавливаются на подробных данных плана);
h) запланированные операции и задачи;
i) идентификацию инструментов и методов;
j) графики;
k) бюджеты и оценки затрат;
l) ресурсы и их распределение;
m) ответственность и власть, включая старшего ответственного владельца и непосредственного владельца процесса;
n) интерфейсы для участвующих сторон;
o) учет рисков и их определение, оценка и операции смягчения;
p) обеспечение качества и меры контроля;
q) среду, инфраструктуру, безопасность;
r) отчет об обучении;
s) глоссарий;
t) процедуры изменения и историю;
u) процесс завершения.
Идентифицированные информационные позиции:
- план принятия,
- план закупок,
- план управления активами,
- план аудита,
- полный план,
- план управления конфигурацией и политика,
- план развития,
- план размещения,
- план документации,
- план разработки области,
- план улучшения (план совершенствования процесса, сервисный план улучшения),
- план управления информацией,
- план информационной безопасности,
- инсталляционный план,
- план интеграции (план внедрения),
- план обслуживания,
- план измерения,
- план управления проектом,
- план управления качеством (план обеспечения качества),
- план выпуска,
- план повторного использования,
- политика в области управления рисками и план,
- сервисная доступность и план непрерывности,
- план управления службами,
- учебный план,
- план проверки.
7.4 Политика - универсальное содержание
Цель - установить высокоуровневое намерение организации и подход для достижения целей для обеспечения эффективного управления: услугой, процессом или системой управления.
Политика должна включать:
a) дату выпуска, дату вступления в силу и статус;
b) объем;
c) выпуск организации;
d) полномочия утверждения и идентификацию ответственных за приведение в исполнение политики;
e) авторитетные ссылки для соглашения или соответствия (такие как политики, законы и постановления, стандарты, договоры, требования и заявления о видении или заявления о миссии);
f) организацию, включая цели;
g) глоссарий;
h) историю изменения.
Примечание - Политики могут быть сообщены в различных средствах или включены в процедуры спецификации или другие документы. Политики реализованы через планы и процедуры. Политики могут быть определены для любого процесса жизненного цикла или сервисного процесса.
Идентифицированные информационные позиции:
- план управления конфигурацией и политика (политика управления изменениями, политика выпуска);
- политика улучшения;
- политика информационной безопасности;
- политика жизненного цикла и процедура;
- политика управления качеством и процедура;
- политика в области управления рисками и план.
7.5 Процедура - универсальное содержание
Ссылка: ИСО/МЭК 15288:2008 (Станд. ИИЭР 15288-2008), пункт 5.3.1
Цель - определить подробно, когда и как выполнить определенные операции или задачи, включая необходимые инструменты. Процедура должна включать следующие элементы:
a) дату выпуска и статус;
b) объем;
c) выпуск организации;
d) полномочия утверждения;
e) отношение к планам и другим процедурам;
f) авторитетные ссылки;
g) вводы и выводы;
h) заказанное описание шагов, которые будут выполнены каждым участником;
i) ошибки и разрешения проблем;
j) глоссарий;
k) историю изменений.
Идентифицированные информационные позиции:
- аудиторская процедура;
- процедура управления мощностями;
- процедура управления конфигурацией (процедура управления изменениями, управление процедурой выпуска);
- процедура рассмотрения жалобы;
- процедура внедрения;
- процедура управления инцидентами - политика жизненного цикла и процедура - правила технического обслуживания;
- операционная процедура тестирования;
- процедура управления проблемой - процедура оценки процесса;
- процедура испытаний качества;
- политика управления качеством;
- процедура тестирования единицы программного обеспечения;
- процедура управления поставщиками - процедура отбора поставщика;
- документация обучения - пользовательская документация.
7.6 Отчет - универсальное содержание
Цель - описать результаты операций, такие как расследования, оценки и тесты. Отчет сообщает решения.
Отчет должен включать в себя следующие элементы:
a) дату выпуска и статус;
b) объем;
c) организацию выпуска;
d) факторы;
e) резюме;
f) введение;
g) контекст (предположения);
h) организацию (включая методы получения результатов);
i) заключения и рекомендации;
j) ссылки;
k) библиографию;
l) глоссарий;
m) историю изменений.
Идентифицированные информационные позиции:
- приемочный контроль и проверяющий отчет;
- контрольный отчет о подтверждении;
- аудиторский отчет;
- отчет о статусе конфигурации;
- отчет об оценке;
- сообщение о происшествии;
- отчет об установке;
- интеграционный отчет и отчет о тесте;
- отчет о контроле и управлении;
- отчет о проблеме;
- отчет анализа совершенствования процесса;
- отчет об оценке потребности в продукте;
- отчет о ходе работ;
- отчет испытаний качества;
- обзор;
- сервисный отчет;
- отчет модельного тестирования программного обеспечения;
- уведомление пользователя;
- отчет о проверке правильности;
- отчете о проверке корректности.
7.7 Запрос - универсальное содержание
Цель - зафиксировать информацию, необходимую для требования ответа.
Запрос должен включать в себя:
a) дату инициирования;
b) объем;
c) предмет;
d) создателя запроса;
e) идентификацию требуемой позиции, услуги или ответа;
f) подробное описание требуемой позиции, услуги или ответа, включая дату оплаты;
g) обоснования.
Примечание - Идентификацией требуемой позиции может быть спецификация.
Идентифицированные информационные позиции:
- запрос на изменение;
- опрос удовлетворенности клиентов;
- запрос предложений (RFP);
- запрос ресурса;
- запрос действия риска.
7.8 Спецификация - универсальное содержание
Цель - обеспечить требования для необходимой услуги, продукта или процесса.
Спецификации должны использовать четко определенный синтаксис. Спецификации должны быть внутренне непротиворечивыми в терминологии, определениях и ограничениях. Уникальные спецификации должны быть определены один раз для предотвращения противоречивых обновлений. Каждое требование должно быть однозначно определено. Спецификация должна включать:
a) дату выпуска и статус;
b) объем;
c) выпуск организации;
d) ссылки;
e) полномочия утверждения;
f) организацию;
g) требования гарантии;
h) условия, ограничения и характеристики;
i) глоссарий;
j) историю изменений.
Идентифицированные информационные позиции:
- договор;
- соглашение об уровне обслуживания (SLA);
- спецификация требований к программному обеспечению;
- спецификация системных требований;
- спецификация теста.