ГОСТ IEC 60050-411-2015. Межгосударственный стандарт. Международный электротехнический словарь. Часть 411. Машины вращающиеся
Раздел 411-48 - Характеристические величины
411-48-01 нагружающий момент (load torque): Момент, требуемый для приложения нагрузки на конце вала двигателя, в любое заданное время, пока двигатель находится в состоянии покоя, пуска, работы или торможения.
411-48-02 тормозящий момент (break loose torque (of a load)): Момент, требуемый для приложения нагрузки на конце вала двигателя, как только управляемую машину запускают из состояния покоя.
411-48-03 пусковой момент нагрузки (load starting torque): Момент, требуемый для приложения нагрузки на конце вала двигателя во время периода запуска от состояния покоя до достижения частоты вращения под нагрузкой; т.е. до той частоты, когда прекращается ускорение.
411-48-04 полный нагружающий момент (load full torque): Момент, требуемый для приложения нагрузки на конце вала двигателя, когда этот момент управляемой машины достигает полной нагрузки.
411-48-05 номинальный вращающий момент (rated torque): Момент, который двигатель развивает на конце вала при номинальной выходной мощности и частоте вращения.
411-48-06 вращающий момент при заторможенном роторе (locked-rotor torque): Наименьший измеренный вращающий момент, который двигатель развивает на конце вала при заторможенном роторе, в угловом положении, при номинальном напряжении и частоте.
411-48-07 пусковой момент (starting torque): Электромагнитный вращающий момент, создаваемый двигателем минус вентиляционные и фрикционные моменты двигателя, за период пуска от нулевой частоты вращения до частоты вращения под нагрузкой при номинальном напряжении и частоте.
411-48-08 ускоряющий момент (accelerating torque): Разность между пусковым моментом и пусковым нагружающим моментом, доступным для ускорения двигателя, и механической нагрузкой.
411-48-09 номинальный входной вращающий момент (nominal pull-in torque): Момент, при котором синхронный двигатель способен работать как асинхронный, когда его частота вращения составляет 95% синхронной частоты вращения с номинальным напряжением, прилагаемым при номинальной частоте, на которой обмотка возбуждения не находится под напряжением, а его выводы соединены вместе либо напрямую либо через соответствующий резистор.
411-48-10 тормозной момент (braking torque): Момент, когда двигатель работает в любой заданный момент времени.
411-48-11 присущий тормозной момент (inherent braking torque): Момент, к которому стремится двигатель во время остановки от частоты вращения при полной нагрузке до нулевой частоты вращения, когда он отсоединен от системы питания и свободен от нагрузки, шкива или соединения и т.д.
411-48-12 электрический тормозной момент (electrical braking torque): Тормозной момент, который развивает двигатель на конце своего вала во время остановки от частоты вращения при нагрузке до нулевой частоты вращения как результат токов, подпитываемых некоторые его обмотки для этой цели.
411-48-13 механический тормозной момент (mechanical braking torque): Тормозной момент, который механическое тормозное устройство, добавленное к двигателю, вызывает на конце вала двигателя.
411-48-14 время ускорения блока (unit acceleration time): Время, которое может потребоваться для приведения вращающихся частей машины из состояния покоя к номинальной частоте вращения, если ускоряющий момент постоянный и равен отношению номинальной активной мощности к номинальной угловой скорости.
411-48-15 ток при заторможенном роторе (locked-rotor current): Наибольший эффективный установившийся ток из электрической цепи, когда двигатель находится в состоянии покоя, на всех угловых позициях его ротора, при номинальном напряжении и частоте.
411-48-16 ток при заторможенном роторе двигателя или пускового устройства (locked-rotor current of a motor and starter): Наибольший эффективный установившийся ток из электрической цепи при заторможенном роторе на всех угловых позициях ротора, с пусковым устройством в начальной стартовой позиции и при номинальном напряжении и частоте.
411-48-17 пусковой ток (starting current): Наибольший эффективный установившийся ток из электрической цепи за период пуска, от нулевой частоты вращения до вращения при нагрузке и при номинальном напряжении и частоте.
411-48-18 максимальный ток включения (peak-switching current): Наибольший максимальный неустановившийся ток, достигнутый после операции переключения на машине.
411-48-19 установившийся ток короткого замыкания (steady short-circuit current): Установившийся ток в обмотке якоря при коротком замыкании, частота вращения и возбуждение, если есть, поддерживаются на своих номинальных значениях.
411-48-20 начальный периодический ток короткого замыкания (initial periodic short-circuit current): Эффективное значение тока в обмотке якоря сразу же после внезапного короткого замыкания обмотки, апериодическая составляющая тока, если имеется, исключена.
411-48-21 начальная апериодическая составляющая тока короткого замыкания (initial aperiodic component of short-circuit current): Составляющая тока в обмотке якоря сразу же после ее внезапного короткого замыкания, все составляющие основной и повышенных частот исключены.
411-48-22 максимальная апериодическая составляющая тока короткого замыкания (maximum aperiodic short-circuit current): Максимальное значение, которого ток достигает в обмотке якоря в течение половины цикла после ее внезапного короткого замыкания, в условиях, когда начальное значение любой апериодической составляющей тока является максимальным.
411-48-23 неустановившийся ток (transient current): Ток, который при номинальном напряжении протекает через обмотку якоря, когда значение реактивного сопротивления равно переходному реактивному сопротивлению машины.
411-48-24 сверхпереходный ток (sub-transient current): Ток, который при номинальном напряжении протекает через обмотку якоря, когда значение реактивного сопротивления равно сверхпереходному реактивному сопротивлению машины.
411-48-25 постоянная времени апериодической составляющей (aperiodic time constant): Постоянная времени апериодической составляющей, когда она практически является экспоненциалом, или постоянная времени экспоненциала, которая обходит его, когда показывает явную периодичность.
411-48-26 переходная постоянная времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря (direct-axis transient open-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для постепенного изменения составляющей напряжения, по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря, обусловленной осевым потоком, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-27 переходная постоянная времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (direct-axis transient short-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для постепенного изменения составляющей тока, по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-28 сверхпереходная постоянная времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря (direct-axis sub-transient open-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для быстрого изменения составляющей напряжения, присутствующей во время первых нескольких циклов, по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря, обусловленной осевым потоком, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-29 сверхпереходная постоянная времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (direct-axis sub-transient short-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для быстрого изменения составляющей тока, присутствующей во время первых нескольких циклов, по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-30 постоянная времени обмотки якоря, замкнутой накоротко (short-circuit time constant of armature winding): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для быстрого изменения постоянной составляющей тока, при замкнутой накоротко обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-31 переходная постоянная времени по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря (quadrature-axis transient open-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для постепенного изменения составляющей напряжения, по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-32 переходная постоянная времени по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (quadrature-axis transient short-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для постепенного изменения составляющей тока, по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-33 сверхпереходная постоянная времени по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря (quadrature-axis sub-transient open-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для быстрого изменения составляющей напряжения, по поперечной оси при разомкнутой обмотке якоря, обусловленной осевым потоком, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-34 сверхпереходная постоянная времени по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря (quadrature-axis sub-transient short-circuit time constant): Время после внезапного изменения рабочих условий, необходимое для быстрого изменения составляющей тока, присутствующей во время первых нескольких циклов, по поперечной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря, для уменьшения до 1/e, равного 0,368 от начального значения, машина работает при номинальной частоте вращения.
411-48-35 критическое сопротивление в цепи возбуждения (critical build-up resistance): Наибольшее сопротивление в цепи параллельной обмотки, обеспечиваемое обмоткой якоря, при котором напряжение машины увеличивается в заданных условиях.
411-48-36 критическая скорость нарастания возбуждения (critical build-up speed): Наименьшая скорость, при которой напряжение машины увеличивается в заданных условиях.
411-48-37 потолочное напряжение (ceiling voltage): Максимальное напряжение, которое в рабочих условиях генератор способен подавать с выводов в течение ограниченного времени.
411-48-38 угловое смещение в синхронных генераторах (angular displacement in synchronous generators): Угловое смещение оси полюса от положения при нагрузке до положения без нагрузки, выражаемое как мера электрического угла, частота остается постоянной.
411-48-39 критическая вихревая частота вращения (critical whirling speeds): Частота вращения, при которой амплитуды вибраций ротора машины вследствие вибрации при изгибе вала, достигают своих максимальных значений.
411-48-40 критическая торсионная частота вращения (critical torsional speeds): Частота вращения, при которой амплитуды вибраций ротора машины вследствие торсионной вибрации, достигают своих максимальных значений.
411-48-41 крутящий момент (двигателя переменного тока) (pull-up torque (of an a.c. motor)): Наименьший вращающий момент асинхронного двигателя в установившемся режиме, развиваемый им на интервале времени от нулевой скорости до скорости, которая соответствует тормозному моменту при номинальных значениях напряжения и частоты.
Примечания
1. Это определение не касается тех асинхронных двигателей, крутящий момент которых непрерывно уменьшается с увеличением скорости вращения.
2. При определенных скоростях в дополнение к асинхронным моментам установившегося состояния появляются еще и синхронные вращающие моменты от высших гармоник, являющиеся функциями от нагрузочного угла синхронной машины.
411-48-42 опрокидывающий крутящий момент (двигателя переменного тока) (breakdown torque (of an a.c. motor)): Максимальный вращающий момент асинхронного двигателя в установившемся режиме, развиваемый им при отсутствии резкого падения скорости при номинальных значениях питающего напряжения и частоты.
Примечание - Это определение не касается тех асинхронных двигателей, крутящий момент которых непрерывно уменьшается с увеличением скорости вращения.
411-48-43 максимальный длительный крутящий момент (синхронного двигателя) (pull-out torque (of a synchronous motor)): Максимальный вращающий момент, развиваемый синхронным двигателем, который вращается на синхронной скорости при номинальных значениях питающего напряжения, частоты и тока возбуждения.
411-48-44 синхронный момент в асинхронном двигателе (cogging torque): Циклический вращающий момент в обесточенном двигателе с постоянными магнитами, возникающий по причине тенденции ротора и статора к самовыравниванию в состоянии минимального магнитного сопротивления.
411-48-45 стопорное положение (detent position): Положение, в котором ротор двигателя с постоянными магнитами или гибридного шагового двигателя приходит в состояние покоя при его обесточивании и снятии нагрузки.
411-48-46 стопорный момент (detent torque): Максимальный вращающий момент в установившемся состоянии, который может быть приложен к валу обесточенного двигателя с постоянными магнитами или гибридного шагового двигателя без приведения его в постоянное вращение.
411-48-47 разрешающая способность (resolution): Величина, обратная числу шагов шагового двигателя на один оборот вала.
411-48-48 кажущаяся мощность заторможенного ротора (locked rotor apparent power): Кажущаяся потребляемая мощность при удержании двигателя в состоянии покоя при номинальном напряжении питания и номинальной частоте.
