ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин
Приложение A
(справочное)
ДИНАМИКА ПОДШИПНИКА
A.1 Обозначения
Ниже приведены обозначения величин, используемые при аналитическом описании динамики подшипника.
x, y - относительные перемещения шейки вала в подшипнике;
,
- относительные скорости шейки вала в подшипнике;
,
- относительные ускорения шейки вала в подшипнике;
Fx - сила, действующая на подшипник в направлении x;
Fy - сила, действующая на подшипник в направлении y;
mxx, mxy, myx, myy - приведенные массы масляной пленки в подшипнике;
cxx, cxy, cyx, cyy - коэффициенты демпфирования масляной пленки в подшипнике;
kxx, kxy, kyx, kyy - коэффициенты жесткости масляной пленки в подшипнике;
- комплексная динамическая жесткость подшипника и опоры.
В общем случае динамическое поведение подшипника можно описать формулой
(A.1)
За исключением подшипников с жидкой смазкой (например, гидродинамических) влиянием приведенной массы смазки можно пренебречь. Это позволяет упростить модель до вида
(A.2)
За исключением случая подшипников скольжения с цельным вкладышем перекрестными членами матриц также можно пренебречь, что позволяет еще более упростить модель:
(A.3)
Но даже для подшипников скольжения с цельным вкладышем формула (A.3) может быть использована для описания некоторых эффектов, например для описания отклика системы на дисбаланс.
Аналогичным образом может быть представлена динамика подшипниковой опоры. Ее упрощенный анализ проводят с использованием формулы
(A.4)
A.2 Динамическая жесткость подшипника
Динамическая жесткость подшипника зависит от его типа. Для оценки динамической жесткости следует знать две характеристики, одна из которых зависит от частоты вращения ротора, а вторая - от частоты возбуждения при данной частоте вращения ротора. Ниже приведен анализ динамической жесткости подшипников разных типов.
a) Подшипник качения
Для данного типа подшипников характерна высокая жесткость, зависящая от нагрузки, и низкое значение коэффициента демпфирования. Обе эти характеристики практически не зависят от частоты вращения ротора и частоты возбуждения, что показано прямыми линиями на рисунках A.1 и A.2.
- динамическая жесткость подшипника (модуль);
n - скорость вращения ротора; 1 - подшипник скольжения
с сегментным вкладышем; 2 - подшипник качения
Рисунок A.1 - Изменение динамической жесткости
подшипника в зависимости от частоты вращения
- динамическая жесткость подшипника (модуль);
fex - частота возбуждения; frot - частота вращения ротора;
1 - подшипник скольжения с сегментным вкладышем;
2 - подшипник качения; 3 - подшипник скольжения с цельным
вкладышем в стабильном режиме работы; 4 - подшипник
скольжения с цельным вкладышем в нестабильном режиме работы
Рисунок A.2 - Изменение динамической жесткости
подшипника в зависимости от частоты возбуждения
b) Подшипник скольжения с сегментным вкладышем
Частота вращения и нагрузка влияют на жесткость данного подшипника, а зависимость от частоты возбуждения имеет вид гладкой функции, как показано на рисунках A.1 и A.2.
Подшипники данного типа обладают стабильными характеристиками и умеренно хорошими демпфирующими свойствами.
c) Подшипник скольжения с цельным вкладышем
Данный подшипник обладает сложными характеристиками. Его зависимость от нагрузки и частоты вращения подобна тем, что наблюдают для подшипника с сегментным вкладышем. Однако зависимость динамической жесткости от частоты возбуждения на заданной частоте вращения менее гладкая, чем для других типов подшипников, особенно вблизи границы зоны устойчивости. Из рисунка 2 можно видеть, что динамическая жесткость такого подшипника становится очень низкой, если частота возбуждения составляет приблизительно половину частоты вращения ротора.
Подводя итог, можно сказать, что подшипники качения обладают высокой жесткостью и очень низким демпфированием, не зависящими от скорости вращения ротора. Подшипники скольжения с сегментным вкладышем имеют средние характеристики жесткости и демпфирования. Подшипники скольжения с цельным вкладышем также обладают средними характеристиками жесткости и демпфирования на частоте вращения, но изменяющимися по сложному закону в зависимости от частоты возбуждения.
По мере убывания значений соответствующих характеристик подшипники разных типов можно упорядочить следующим образом:
- жесткость: максимальная у подшипников качения, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальная у подшипников скольжения с цельным вкладышем;
- демпфирование: максимальное у подшипников скольжения с цельным вкладышем, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальное у подшипников качения;
- комплексная жесткость на половине частоты вращения ротора: максимальная у подшипников качения, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальная (почти равная нулю на границе зоны устойчивости) у подшипников скольжения с цельным вкладышем.