БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин

Приложение A

(справочное)

 

ДИНАМИКА ПОДШИПНИКА

 

A.1 Обозначения

Ниже приведены обозначения величин, используемые при аналитическом описании динамики подшипника.

x, y - относительные перемещения шейки вала в подшипнике;

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин, ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин - относительные скорости шейки вала в подшипнике;

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин, ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин - относительные ускорения шейки вала в подшипнике;

Fx - сила, действующая на подшипник в направлении x;

Fy - сила, действующая на подшипник в направлении y;

mxx, mxy, myx, myy - приведенные массы масляной пленки в подшипнике;

cxx, cxy, cyx, cyy - коэффициенты демпфирования масляной пленки в подшипнике;

kxx, kxy, kyx, kyy - коэффициенты жесткости масляной пленки в подшипнике;

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин - комплексная динамическая жесткость подшипника и опоры.

В общем случае динамическое поведение подшипника можно описать формулой

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин (A.1)

 

За исключением подшипников с жидкой смазкой (например, гидродинамических) влиянием приведенной массы смазки можно пренебречь. Это позволяет упростить модель до вида

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин (A.2)

 

За исключением случая подшипников скольжения с цельным вкладышем перекрестными членами матриц также можно пренебречь, что позволяет еще более упростить модель:

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин (A.3)

 

Но даже для подшипников скольжения с цельным вкладышем формула (A.3) может быть использована для описания некоторых эффектов, например для описания отклика системы на дисбаланс.

Аналогичным образом может быть представлена динамика подшипниковой опоры. Ее упрощенный анализ проводят с использованием формулы

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин (A.4)

 

A.2 Динамическая жесткость подшипника

Динамическая жесткость подшипника зависит от его типа. Для оценки динамической жесткости следует знать две характеристики, одна из которых зависит от частоты вращения ротора, а вторая - от частоты возбуждения при данной частоте вращения ротора. Ниже приведен анализ динамической жесткости подшипников разных типов.

a) Подшипник качения

Для данного типа подшипников характерна высокая жесткость, зависящая от нагрузки, и низкое значение коэффициента демпфирования. Обе эти характеристики практически не зависят от частоты вращения ротора и частоты возбуждения, что показано прямыми линиями на рисунках A.1 и A.2.

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин - динамическая жесткость подшипника (модуль);

n - скорость вращения ротора; 1 - подшипник скольжения

с сегментным вкладышем; 2 - подшипник качения

 

Рисунок A.1 - Изменение динамической жесткости

подшипника в зависимости от частоты вращения

 

 

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин

 

ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин - динамическая жесткость подшипника (модуль);

fex - частота возбуждения; frot - частота вращения ротора;

1 - подшипник скольжения с сегментным вкладышем;

2 - подшипник качения; 3 - подшипник скольжения с цельным

вкладышем в стабильном режиме работы; 4 - подшипник

скольжения с цельным вкладышем в нестабильном режиме работы

 

Рисунок A.2 - Изменение динамической жесткости

подшипника в зависимости от частоты возбуждения

 

b) Подшипник скольжения с сегментным вкладышем

Частота вращения и нагрузка влияют на жесткость данного подшипника, а зависимость от частоты возбуждения имеет вид гладкой функции, как показано на рисунках A.1 и A.2.

Подшипники данного типа обладают стабильными характеристиками и умеренно хорошими демпфирующими свойствами.

c) Подшипник скольжения с цельным вкладышем

Данный подшипник обладает сложными характеристиками. Его зависимость от нагрузки и частоты вращения подобна тем, что наблюдают для подшипника с сегментным вкладышем. Однако зависимость динамической жесткости от частоты возбуждения на заданной частоте вращения менее гладкая, чем для других типов подшипников, особенно вблизи границы зоны устойчивости. Из рисунка 2 можно видеть, что динамическая жесткость такого подшипника становится очень низкой, если частота возбуждения составляет приблизительно половину частоты вращения ротора.

Подводя итог, можно сказать, что подшипники качения обладают высокой жесткостью и очень низким демпфированием, не зависящими от скорости вращения ротора. Подшипники скольжения с сегментным вкладышем имеют средние характеристики жесткости и демпфирования. Подшипники скольжения с цельным вкладышем также обладают средними характеристиками жесткости и демпфирования на частоте вращения, но изменяющимися по сложному закону в зависимости от частоты возбуждения.

По мере убывания значений соответствующих характеристик подшипники разных типов можно упорядочить следующим образом:

- жесткость: максимальная у подшипников качения, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальная у подшипников скольжения с цельным вкладышем;

- демпфирование: максимальное у подшипников скольжения с цельным вкладышем, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальное у подшипников качения;

- комплексная жесткость на половине частоты вращения ротора: максимальная у подшипников качения, меньше у подшипников скольжения с сегментным вкладышем и минимальная (почти равная нулю на границе зоны устойчивости) у подшипников скольжения с цельным вкладышем.

 

 

 

 

TOC