ГОСТ Р 56646-2015/ISO/TR 19201:2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Руководство по выбору критериев оценки вибрационного состояния машин
8. Расчетный метод выбора стандарта для машины данного вида
8.1 Общие положения
В настоящем разделе рассматривается расчетный метод, используемый при выборе способа измерений вибрации, который основан на динамике машины данного вида, характеризуемой коэффициентом динамической жесткости . Этот коэффициент представляет собой отношение динамической жесткости подшипниковой опоры к динамической жесткости подшипника. Дополнительная информация приведена в приложениях A и B. Пример расчета приведен в приложении C. Алгоритм выбора способа измерений на основе коэффициента
показан на рисунке 1.
- динамическая жесткость подшипника;
- динамическая жесткость подшипниковой опоры;
- коэффициент динамической жесткости; A - диапазон
измерений относительной вибрации вала; B - диапазон
измерений абсолютной вибрации вала; C - диапазон
измерений вибрации подшипниковой опоры
Примечание - Полужирными стрелками отмечены диапазоны типичных значений для измерений данного вида, а тонкими стрелками - диапазоны
, когда данный вид измерений используют только в исключительных случаях.
Рисунок 1 - Определение метода измерения вибрации
на основе коэффициента динамической жесткости
Пример - Из рисунка 1 следует, что если , то измерению подлежит либо относительная (A), либо абсолютная (B) вибрация вала, в то время как вибрацию подшипниковой опоры (C) измеряют лишь в исключительных случаях.
Расчетный метод выбора соответствующего стандарта применим, в частности, при необходимости сделать выбор между стандартами серии ИСО 7919 и серии ИСО 10816. Руководство по применению расчетного метода показано на рисунке 2. Поскольку лицам, занимающимся обслуживанием машин в условиях их применения, значения жесткостей могут быть неизвестны, блок-схема, показанная на рисунке 2, предназначена, в первую очередь, специалистам, занимающимся проектированием и изготовлением машин.
Примечание - Возможны ситуации, когда измерения вибрации вала должны дополнять измерения на невращающихся частях (см. ИСО 13373-1).
Рисунок 2 - Блок-схема выбора
стандарта для измерений вибрации
8.2 Основные соотношения для вибрации вращающихся валов и опор
8.2.1 Основные конструктивные элементы
Основные элементы конструкции, рассматриваемые в модели "ротор-подшипник-опора" при моделировании вибрации, и упрощенная динамическая модель, в которые входят эти элементы, показаны на рисунке 3.
Примечание - Модель, изображенная на рисунке 3, описывается формулами (A.3) и (A.4) приложения A.
1 - дисбаланс; 2 - ротор; 3 - подшипник; 4 - подшипниковая
опора; C1 - демпфирование подшипника; C2 - демпфирование
подшипниковой опоры; k1 - жесткость подшипника;
k2 - жесткость подшипниковой опоры; kR - жесткость
ротора; mP - масса опоры; mR - масса ротора
Рисунок 3 - Динамическая модель системы
"ротор-подшипник-опора"
8.2.2 Расчет отклика по характеристикам конструктивных элементов
Отклик системы "ротор-подшипник-опора" определяют следующие характеристики:
a) гибкость ротора;
b) динамическая жесткость подшипника;
c) динамическая жесткость подшипниковой опоры.
При оценке вибрации системы необходимо учитывать следующие два основных момента:
- динамическую силу, передаваемую на подшипник;
- относительное перемещение, позволяющее рассчитать зазор между ротором и невращающейся частью машины.
Действующую на подшипник динамическую силу F, определяющую условия его эксплуатации и срок службы, можно измерить двумя косвенными методами.
Первый метод - по измерениям перемещения xP опоры подшипника с использованием формулы
(1)
где - динамическая жесткость подшипниковой опоры.
Соответствующие измерения проводят в соответствии со стандартами серии ИСО 10816.
Второй метод - по измерениям относительного перемещения вала xB с использованием формулы
(2)
где - динамическая жесткость подшипника.
Абсолютное перемещение вала xSA представляет собой сумму перемещения подшипниковой опоры xP и относительного перемещения вала xB:
(3)
где - общая динамическая жесткость.
Примечание - Общая динамическая жесткость более подробно рассмотрена в приложении D.
Перемещения, определяемые формулами (2) и (3), могут содержать погрешность, обусловленную смещением вала в плоскости измерений. Последнее включает в себя смещение вала относительно центра подшипника, связанное с изгибом вала, а также смещение центральной плоскости подшипника относительно плоскости измерений. В случае достаточно жестких роторов этой погрешностью можно пренебречь. Однако если ротор при своем вращении проявляет гибкие свойства, то в формулы (2) и (3) необходимо добавить слагаемое xf, описывающее влияние деформации вала (см. таблицу 1).
Таблица 1
Вибрации в подшипниковой системе
Вид вибрации | Учитываемое перемещение | |
Жесткий ротор | Гибкий ротор | |
Вибрация подшипниковой опоры | xP | xP |
Относительная вибрация вала | xB | xB + xf |
Абсолютная вибрация вала | xP + xB | xP + xB + xf |