ГОСТ 10692-2015. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные, чугунные и соединительные детали к ним. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
7. Транспортирование
7.1 Общие положения
7.1.1 Транспортирование изделий должно проводиться железнодорожным, автомобильным, авиационным или водным транспортом в соответствии с правилами перевозки и крепления грузов, условиями погрузки-разгрузки, действующими на транспорте данного вида.
7.1.2 Допускается погрузка воднотранспортное средство изделий партий при условии их надежного разделения, с указанием всех номеров партий в сопроводительной документации.
7.1.3 Транспортирование, включая погрузочно-разгрузочные операции, не должно допускать повреждения изделий.
7.1.4 При погрузке-разгрузке изделий необходимо:
- использовать соответствующие средства подъема, не сбрасывать изделия с высоты и не перемещать их волоком;
- использовать специальные грузозахватные приспособления, не допуская зацепления средств подъема непосредственно за изделия, увязанные в пакеты или связки;
- использовать специально подготовленные площадки, не допускать размещения изделий, не упакованных в ящики, контейнеры или поддоны на грунт;
- для изделий из коррозионно-стойкой стали использовать способы погрузки-разгрузки, исключающие соударения их между собой или с другими предметами, которые могут повлиять на стойкость изделий к коррозии;
- для изделий, имеющих наружное постоянное защитное покрытие, использовать способы погрузки-разгрузки, исключающие повреждение покрытия.
7.1.5 При транспортировании водным транспортом не допускается соприкосновение изделий с трюмной водой и забортной водной средой.
7.1.6 При транспортировании авиационным транспортом изделия должны перевозиться только в пакетах, ящиках или контейнерах с крышкой.
7.1.7 При транспортировании изделий любым видом транспорта рекомендуется:
- применять соответствующие средства крепления изделий, пакетов, связок изделий или тары внутри транспортного средства, предохраняющие их от перемещения, ударов между собой, о края ограждений, стены и борты;
- обеспечить отсутствие воздействия на изделия агрессивных сред;
- транспортировать изделия с нанесенным на наружную поверхность консервационным покрытием с целью предохранения их от атмосферной коррозии;
- укладывать изделия на ровное или выровненное с помощью специальных приспособлений дно транспортного средства;
- не допускать неравномерного размещения груза и перегрузки транспортного средства.
7.1.8 Условия транспортирования изделий в части воздействия климатических факторов должны учитывать положения ГОСТ 15150.
7.2 Транспортирование стальных и чугунных труб
7.2.1 При транспортировании стальных и чугунных труб должны соблюдаться следующие условия:
- при использовании грузоподъемных кранов для погрузки-разгрузки длинных труб применять широкозахватные траверсы со стропами, вакуумные траверсы или механические траверсы в соответствии с утвержденными схемами строповки;
- применять при укладке труб в штабели деревянные, полимерные (резино-композитные) или другие прокладки для обеспечения возможности захвата при разгрузке в случае укладки труб без грузозахватных хомутов;
- при транспортировании труб на платформах устанавливать боковые вертикальные деревянные или полимерные (резино-композитные) стойки, связанные поверх труб проволокой;
- не располагать прокладки под муфтами, раструбными или высаженными концами труб;
- при транспортировании труб железнодорожным транспортом укладывать их на подкладки, исключающие контакт труб с металлическими элементами дна транспортного средства.
7.2.2 Погрузка или разгрузка труб с резьбой должна осуществляться только с установленными резьбовыми предохранительными деталями.
При разгрузке труб с резьбой вручную необходимо использовать канатные петли и скатывать трубы по направляющим параллельно штабелю, не допуская повреждения резьбы и резьбовых предохранительных деталей.
7.3 Транспортирование соединительных деталей
Условия транспортирования соединительных деталей в части воздействия механических факторов должны соответствовать ГОСТ 23170.