БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 56569-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования к организациям авиационной, космической и оборонной промышленности. Поставляемое программное обеспечение

8.3. Управление несоответствующей продукцией

 

Организация должна обеспечивать идентификацию продукции, не соответствующей требованиям, и управление ею в целях предотвращения непреднамеренного использования или поставки такой продукции. Должна быть установлена документированная процедура для определения средств управления и соответствующей ответственности и полномочий для действий с несоответствующей продукцией.

Примечание 1 - Термин "несоответствующая продукция" включает в себя и несоответствующую продукцию, возвращенную потребителем.

 

Документированная процедура организации должна определить ответственность и полномочия персонала на проведение анализа и принятие решения по несоответствующей продукции и порядок действия персонала, принимающего такие решения.

Если применимо, организация должна предпринимать в отношении несоответствующей продукции следующие действия (одно или несколько):

a) устранение обнаруженного несоответствия;

b) санкционирование использования, выпуска или приемки продукции, если получено разрешение на отклонение от соответствующего полномочного лица или органа и, где это применимо, потребителя;

c) предотвращение ее первоначального предполагаемого использования или применения;

d) действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования.

Процесс управления несоответствующей продукцией организации должен обеспечивать своевременное информирование о поставке несоответствующей продукции.

Примечание 2 - Сторонами, требующими уведомления о несоответствующей продукции, могут быть поставщики, подразделения организации, потребители, дистрибьюторы и регулирующие органы;

 

e) принятие мер, необходимых для сдерживания влияния несоответствия на другие процессы или продукцию.

Решение об использовании несоответствующей продукции без изменений или с исправлениями должно быть принято только после одобрения уполномоченным представителем организации, ответственной за проект.

Примечание 3 - Уполномоченным представителем является лицо, имеющее делегированные полномочия от проектной организации.

 

Организация не имеет права принимать решение об использовании такой продукции без изменений или о проведении ремонта, если это прямо не санкционировано потребителем при условии, что несоответствие приводит к отклонению от контрактных требований.

Продукция, признанная браком, должна иметь заметную и неудаляемую маркировку или должна быть приведена в непригодность, очевидную при визуальном осмотре, если физическую маркировку применить невозможно.

После того как несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям.

Записи о характере несоответствий и любых последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, необходимо поддерживать в рабочем состоянии (см. 4.2.4).

[SAE AS9100:2009, пункт 8.3]

Организация должна разработать документированную процедуру по управлению и обращению с несоответствующим программным обеспечением, включающую в себя:

a) ведение записей о выявленных несоответствиях;

b) проведение анализа возможного воздействия на другие части программного обеспечения/системы;

c) оценку и ранжирование несоответствий;

d) уведомление ответственных сторон для обеспечения необходимой прослеживаемости при принятии решений;

e) методы верификации модификации продукции;

f) обеспечение записей в отношении причин и утверждения каждой из модификаций;

g) ведение записей по окончательным решениям, которые могут включать в себя:

- модификацию для обеспечения соответствия требованиям;

- согласие от потребителя в том случае, если принятое решение приводит к отклонениям от контрактных требований;

- использование в качестве соответствующей продукции после дополнения требований;

- изъятие продукции.

Информация о проблемах, выявленных с неразрабатываемым программным обеспечением, должна быть доведена до поставщика продукции, в зависимости от потенциального риска.