ГОСТ Р 56569-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования к организациям авиационной, космической и оборонной промышленности. Поставляемое программное обеспечение
7.2. Процессы, связанные с потребителями
7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
Организация должна определить: a) требования, установленные потребителями, включая требования к поставке и деятельности после поставки; b) требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования, когда оно известно; c) законодательные и другие обязательные требования, применимые к продукции; d) любые дополнительные требования, рассматриваемые организацией как необходимые. Примечание 1 - Требования, относящиеся к продукции, могут включать в себя специальные требования. Примечание 2 - Деятельность после поставки может включать в себя действия по гарантийному обеспечению, контрактным обязательствам, таким как услуги по техническому обслуживанию, и дополнительные услуги, такие как утилизация или полное уничтожение.
[SAE AS9100:2009, пункт 7.2.1] |
Где применимо, организация должна планировать метод извлечения требований от прототипов и демонстрационных программ (например, для определения требований к программному обеспечению может использоваться графический интерфейс пользователя).
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
Организация должна анализировать требования, относящиеся к продукции. Этот анализ должен проводиться до принятия организацией обязательства поставлять продукцию потребителю (например, участия в тендерах, принятия контрактов или заказов, принятие изменений к контрактам или заказам) и обеспечивать: a) определение требований к продукции; b) согласование требований контракта или заказа, отличающихся от ранее сформулированных; c) способность организации выполнять определенные требования; d) определение специальных требований к продукции; e) идентификацию рисков (например, новые технологии, сжатые сроки поставки). f) Записи результатов анализа и последующих действий, вытекающих из анализа, должны поддерживаться в рабочем состоянии (см. 4.2.4). Если потребители не выдвигают документированных требований, организация должна их подтвердить у потребителя до принятия к исполнению. Если требования к продукции изменены, организация должна обеспечить, чтобы соответствующие документы были исправлены, а заинтересованный персонал был поставлен в известность об изменившихся требованиях. Примечание - В некоторых ситуациях, таких как продажи, осуществляемые через Интернет, практически нецелесообразно проводить официальный анализ каждого заказа. Вместо этого анализ может распространяться на соответствующую информацию о продукции, такую как каталоги или другие рекламные материалы.
[SAE AS9100:2009, пункт 7.2.2] |
Процесс анализа требований в организации должен включать в себя:
a) взаимодействие с заинтересованными сторонами;
b) методы согласования требований и уровней прослеживаемости;
c) методы допуска изменений в требования, относящиеся к программному обеспечению.
7.2.3 Связь с потребителями
Организация должна определять и осуществлять эффективные меры по поддержанию связи с потребителями, касающиеся: a) информации о продукции; b) прохождения запросов, контракта или заказа, включая поправки; c) обратной связи от потребителей, включая жалобы потребителей. [SAE AS9100:2009, пункт 7.2.3] |
Необходимо применять требования SAE AS9100. Дополнительных требований к программному обеспечению нет.
