БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля

8. Контроль приведенной акустической эффективности экрана,

установленного на местности

 

8.1 Определение приведенной акустической эффективности экрана в случае необходимости проводят на месте установки акустического экрана с целью контроля его акустической эффективности в течение гарантийного срока.

8.2 Экспериментальную оценку приведенной акустической эффективности экрана, установленного на местности, проводят в соответствии с требованиями национальных стандартов и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт <1>, с использованием прямого и непрямого методов при соблюдении следующих условий:

- измерения проводят с использованием реального источника шума - поезда;

- измерения проводят одновременно в контрольной (для определения акустической эффективности экрана) и опорной (для обеспечения подобия характеристик источника шума) точках при наличии акустического экрана и без акустического экрана;

- при проведении серий испытаний с акустическим экраном и без акустического экрана характеристики источника шума, влияющие на акустическую эффективность экрана [частотный спектр, направленность излучения, пространственные координаты, скорость движения, число и тип источников шума (при наличии нескольких путей)] должны быть идентичны (допускается изменение уровней звука в опорной точке при проведении серий испытаний с акустическим экраном и без него в пределах +/- 1,5 дБ).

--------------------------------

<1> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51943-2002 (раздел 5) "Экраны акустические для защиты от шума транспорта. Методы экспериментальной оценки эффективности".

 

8.3 Контрольную точку размещают в середине длины акустического экрана со стороны объекта защиты на высоте (1,5 +/- 0,1) м на расстоянии 25 м от акустического экрана.

8.4 Положение опорной точки выбирают на высоте (1,5 +/- 0,1) м от верхнего ребра акустического экрана; при отсутствии акустического экрана опорную точку располагают на высоте, равной (hэкр +/- 1,5) м, (hэкр - высота акустического экрана).

8.5 Контрольная и опорная точки должны быть расположены в одной плоскости, перпендикулярной к плоскости акустического экрана согласно рисунку 1.

 

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля

 

1 - акустический экран; 2 - опорная точка;

3 - контрольная точка в середине акустического экрана;

4 - железнодорожный путь

 

Рисунок 1 - Расположение точек измерения

 

8.6 Измерения уровней шума с акустическим экраном и без акустического экрана начинают в момент, когда мимо контрольной точки проходит локомотив поезда или головной вагон электропоезда, а заканчивают, когда мимо контрольной точки проходит последний вагон.

8.7 Минимальное число измерений - это число поездов, проходящих мимо контрольной точки:

- на однопутном участке минимальное число поездов, при прохождении которых должны быть проведены измерения, равно трем;

- на двухпутном участке минимальное число поездов, при прохождении которых должны быть проведены измерения, равно шести, при этом по каждому из путей предусматривается прохождение одинакового числа поездов в обоих направлениях.

Измерения должны быть проведены для каждой категории поезда по ГОСТ 33325, находящегося в движении на данном участке.

8.8 Влияние фонового шума на результаты измерений учитывают в соответствии с 7.2.8.

8.9 По результатам измерений при испытаниях с акустическим экраном и без акустического экрана вычисляют средние октавные уровни звукового давления ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля, дБ, или уровни звука ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля, дБА, в контрольной и опорной точках по формуле

 

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля (5)

 

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля (6)

 

где n - число измерений;

Li (LAi) - измеренные октавные уровни звукового давления, дБ, или уровни звука, дБА;

ki - коррекция на фоновый шум, определяется в дБ (дБА) по 7.2.8.

8.10 При использовании прямого метода измерений приведенную акустическую эффективность экрана ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля, дБ (дБА), рассчитывают по формуле

 

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля (7)

 

где ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля - средние октавные уровни звукового давления или уровни звука в опорной точке при испытаниях с акустическим экраном, дБ (дБА);

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля - средние октавные уровни звукового давления или уровни звука в опорной точке при испытаниях без акустического экрана, дБ (дБА);

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля - средние октавные уровни звукового давления или уровни звука в контрольной точке при испытаниях с акустическим экраном, дБ (дБА);

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля - средние октавные уровни звукового давления или уровни звука в контрольной точке при испытаниях без акустического экрана, дБ (дБА).

8.11 При использовании непрямого метода измерений приведенную акустическую эффективность экрана ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля, дБ (дБА), рассчитывают по формуле

 

ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля (8)

 

где CС/Э (CБ/Э) - коррекция, учитывающая расположение контрольной точки, дБ (дБА), с акустическим экраном и без акустического экрана, соответственно:

CС/Э (CБ/Э) = 0 дБ (дБА) для условий свободного звукового поля;

CС/Э (CБ/Э) = 3 дБ (дБА), если контрольная точка расположена вблизи объекта защиты, микрофон должен быть расположен в 2 м от ограждающих конструкций объекта защиты.

8.12 Результаты расчетов акустической эффективности экрана по формулам (7) и (8) округляют до ближайшего целого числа и сравнивают с заявленным в технической документации на акустический экран значением приведенной акустической эффективности ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля.

Если ГОСТ 33328-2015. Межгосударственный стандарт. Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля, определяют и устраняют причины недостаточной акустической эффективности экрана и испытания повторяют. Это обстоятельство должно быть отражено в протоколе испытаний.

8.13 Результаты измерений и расчетов оформляют протоколом, форма которого приводится в приложении Б.