ГОСТ Р 8.000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения
6. Состав ГСИ
6.1 Подсистема основных норм и правил по обеспечению единства измерений
6.1.1 Фундаментальная подсистема
- установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;
- организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц величин, методов измерений, испытаний, контроля.
6.1.2 Прикладная подсистема
- создание и обеспечение эффективного функционирования системы передачи единиц величин, обеспечивающей метрологическую прослеживаемость результатов измерений к государственным первичным эталонам, включая вопросы ее нормативно-методического обеспечения;
- создание экономически рациональной системы государственных эталонов, обеспечивающей функционирование системы передачи единиц величин на всей территории Российской Федерации и для всех заинтересованных организаций, вне зависимости от форм их собственности, а также граждан;
- установление основных понятий метрологии, систематизация соответствующих им терминов и определений;
- создание и внедрение в практику работы метрологических служб эталонов единиц величин, и иных технических средств, повышающих эффективность поверки и калибровки средств измерений и контроля, а также аттестацию испытательного оборудования;
- разработка способов нормирования и оценки свойств результатов измерений, испытаний, контроля с целью обеспечения приемлемого качества указанных результатов;
- разработка методов оценки эффективности внедрения измерений, испытаний, контроля в практику работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- создание более совершенных и точных методик измерений, испытаний, контроля и оборудования для их реализации;
- экспертиза и аттестация указанных методик;
- разработка методов организации метрологической деятельности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- разработка критериев и методов оценки компетентности метрологических служб, а также лабораторий и специалистов, осуществляющих деятельность, связанную с измерениями, испытаниями и контролем;
- разработка принципов и порядка осуществления международного сотрудничества в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения;
- разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных и негосударственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники.
6.2 Правовая подсистема
Правовая подсистема - комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов (в том числе, принятых федеральными органами исполнительной власти, в пределах их компетенции), объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к следующим взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению:
- совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений;
- терминологии в области метрологии;
- воспроизведению и передаче единиц величин и шкал измерений;
- способам и формам представления результатов измерений и их точностных характеристик;
- методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;
- порядку разработки и аттестации методик (методов) измерений;
- комплексам нормируемых метрологических характеристик средств измерений;
- методам установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов;
- порядку проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и стандартных образцов;
- порядку утверждения типа средств измерений, стандартных образцов;
- порядку проведения поверки и калибровки средств измерений;
- порядку осуществления федерального государственного метрологического контроля и надзора;
- порядку уведомления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о начале своей деятельности по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;
- правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц в области обеспечения единства измерений;
- порядку подтверждения компетентности метрологических служб и лабораторий измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля и т.д. по различным направлениям метрологической деятельности;
- порядку аккредитации и уполномочивания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений;
- терминам и определениям в области метрологии и обеспечения единства измерений;
- государственным поверочным схемам;
- методикам поверки средств измерений;
- первичным референтным методикам измерений, референтным методикам измерений и методикам измерений;
- формированию и ведению информационных ресурсов в области обеспечения единства измерений.
6.3 Организационная подсистема
6.3.1 Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:
а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору;
б) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;
в) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;
г) метрологическими службами, а также аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
6.3.2 Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому надзору, являются:
а) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;
б) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;
в) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;
г) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;
д) осуществление федерального государственного метрологического надзора и координация деятельности по его осуществлению.
6.3.3 Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому надзору, осуществляет Правительство Российской Федерации.
6.3.4 Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:
а) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;
б) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;
в) передача единиц величин и шкал измерений от государственных первичных эталонов единиц величин;
г) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;
д) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;
е) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;
ж) участие в международном сотрудничестве в области метрологии.
6.3.5 Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
6.3.6 Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации.
6.3.7 Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:
а) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин и шкал измерений, используемых для обеспечения прослеживаемости;
б) участие в предоставлении государственных услуг по обеспечению единства измерений в соответствии с областью аккредитации;
в) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;
г) передача единиц величин и шкал измерений от государственных эталонов единиц величин.
6.3.8 Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.
6.3.9 Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате.
6.3.10 Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
6.3.11 Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.
6.3.12 Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
6.3.13 Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в областях деятельности, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, создают в установленном порядке метрологические службы и (или) определяют должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
6.3.14 Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих федеральных органов исполнительной власти, создавших метрологические службы.
6.3.15 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.
6.3.16 Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.
6.4 Нормативно-методическая подсистема
Нормативно-методическую подсистему составляют документы всех видов (стандарты, рекомендации, инструкции и т.п.), принятые на любом из уровней: международные, межгосударственные, региональные и национальные, документы объединений, предприятий и общественных организаций. Указанные документы решают следующие задачи:
- установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;
- установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, испытаний, контроля, методикам поверки и калибровки средств измерений и средств контроля, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с контролируемыми свойствами;
- предоставление стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;
- установление целей, задач и методов организации метрологической деятельности;
- установление целей методов и организации проведения оценки состояния работ по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению, метрологической экспертизы правовых, организационных и технических документов;
- определение задач и порядка осуществления информационной поддержки работ по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению;
- определение порядка участия в международном сотрудничестве в области метрологии.
6.5 Техническая подсистема
Техническую подсистему ГСИ составляют:
- государственные эталоны и эталоны единиц величин и шкал измерений, принадлежащие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включая военные эталоны;
- стандартные образцы состава, структуры и свойств веществ и материалов, иные образцы, используемые для поверки, калибровки, градуировки и метрологической аттестации средств измерений, средств контроля и испытательного оборудования;
- средства измерений, средства контроля и испытательное оборудование, а также вспомогательное оборудование и иные технические средства, используемые при выполнении всех видов метрологических работ;
- специальные здания, сооружения, лаборатории, в том числе передвижные, измерительные и испытательные полигоны для проведения измерений, испытаний и контроля;
- совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (в том числе передвижных) и их оборудования.