ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
6. Проектирование велосипедных дорожек
6.1 Велосипедные дорожки располагают на отдельном земляном полотне, у подошвы насыпей и за пределами выемок или на специально устраиваемых бермах.
На подходах к искусственным сооружениям велосипедные дорожки допустимо размещать на обочине с отделением их от проезжей части ограждениями или разделительными полосами.
Однополосные велосипедные дорожки располагают с наветренной стороны от дороги (в расчете на господствующие ветры в летний период), двухполосные - при возможности по обеим сторонам дороги.
6.2 Велосипедные и велопешеходные дорожки следует, как правило, устраивать за пределами проезжей части дорог при соотношениях интенсивностей движения автомобилей и велосипедистов, указанных в таблице 3. Полосы для велосипедистов на проезжей части допускается устраивать на обычных автомобильных дорогах с интенсивностью движения менее 2000 авт./сут (до 150 авт./ч).
Таблица 3
Фактическая интенсивность движения автомобилей (суммарная в двух направлениях), авт./ч | До 400 | 600 | 800 | 1000 | 1200 |
Расчетная интенсивность движения велосипедистов, вел./ч | 70 | 50 | 30 | 20 | 15 |
6.3 Геометрические параметры велосипедных дорожек представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные геометрические параметры велосипедной дорожки
Нормируемый параметр | Минимальные значения | |
при новом строительстве | в стесненных условиях | |
Расчетная скорость движения, км/ч | 25 | 15 |
Ширина проезжей части для движения, м, не менее: |
|
|
однополосного одностороннего | 1,0 - 1,5 | 0,75 - 1,0 |
двухполосного одностороннего | 1,75 - 2,5 | 1,50 |
двухполосного со встречным движением | 2,50 - 3,6 | 2,00 |
Ширина велосипедной и пешеходной дорожки с разделением движения дорожной разметкой, м | 1,5 - 6,0 <1> | 1,5 - 3,25 <2> |
Ширина велопешеходной дорожки, м | 1,5 - 3,0 <3> | 1,5 - 2,0 <4> |
Ширина полосы для велосипедистов, м | 1,20 | 0,90 |
Ширина обочин велосипедной дорожки, м | 0,5 | 0,5 |
Наименьший радиус кривых в плане, м: |
|
|
при отсутствии виража | 30 - 50 | 15 |
при устройстве виража | 20 | 10 |
Наименьший радиус вертикальных кривых, м: |
|
|
выпуклых | 500 | 400 |
вогнутых | 150 | 100 |
Наибольший продольный уклон, |
|
|
в равнинной местности | 40 - 60 | 50 - 70 |
в горной местности | - | 100 |
Поперечный уклон проезжей части, | 15 - 20 | 20 |
Уклон виража, |
|
|
5 - 10 м | более 30 | 30 |
10 - 20 м | более 20 | 20 |
20 - 50 м | более 15 | 15 - 20 |
50 - 100 м | 20 |
|
Габарит по высоте, м | 2,50 | 2,25 |
Минимальное расстояние до бокового препятствия, м | 0,50 | 0,50 |
<1> Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 2,5 м. <2> Ширина пешеходной дорожки 1,5 м, велосипедной - 1,75 м. <3> При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 15 пеш./ч. <4> При интенсивности движения не более 30 вел./ч и 50 пеш./ч. |
6.4 Велосипедные дорожки следует проектировать как для двустороннего движения (при интенсивности движения до 70 вел./ч), так и для одностороннего (при интенсивности движения более 70 вел./ч).
Наименьшее расстояние от края велосипедной дорожки должно составлять: до кромки проезжей части дорог, деревьев - 0,75 м; до тротуаров - 0,5 м; до стоянок автомобилей и остановок общественного транспорта - 1,5 м.
6.5 Длину велосипедных дорожек на подходах к населенным пунктам следует определять численностью жителей и принимать в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Численность населения, тыс. чел. | Св. 500 | 500 - 250 | 250 - 100 | 100 - 50 | 50 - 25 | 25 - 10 |
Длина велосипедной дорожки, км | 15 | 15 - 10 | 10 - 8 | 8 - 6 | 6 - 3 | 3 - 1 |
6.6 Ширина разделительной полосы между проезжей частью автомобильной дороги и параллельной или свободно трассируемой велосипедной дорожкой должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается разделительная полоса шириной 1,0 м, возвышающаяся над проезжей частью не менее чем на 0,15 м, с окаймлением бордюром или установкой барьерного или парапетного ограждения.
6.7 При устройстве пересечения автомобильных дорог и велосипедных дорожек требуется обеспечить безопасное расстояние видимости (таблица 6). При расчетных скоростях автотранспортных средств более 80 км/ч и при интенсивности велосипедного движения не менее 50 вел./ч устройство пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне возможно только при устройстве светофорного регулирования.
Таблица 6
Безопасное расстояние видимости
Ширина проезжей части, м | Расстояние видимости приближающегося автомобиля, м, при различных скоростях движения автомобилей, км/ч | |||
50 | 60 | 70 | 80 | |
7,0 | 130 | 150 | 180 | 200 |
10,5 | 170 | 200 | 230 | 270 |
14,0 | 210 | 250 | 290 | 330 |
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах I категории устройство пересечений автомобильных дорог с велосипедными дорожками в виде разрывов на разделительной полосе дорожных ограждений при интенсивности движения более 250 авт./ч не допускается.
6.8 Велосипедные дорожки в зоне пересечений с автомобильной дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м.
6.9 Места пересечений велосипедных дорожек с автомобильными дорогами в одном уровне должны оборудоваться соответствующими дорожными знаками и разметкой.
При необходимости устройства велосипедного или пешеходного путепровода или тоннеля при пересечении велосипедных и пешеходных дорожек с транспортными развязками необходимо разрабатывать технико-экономические обоснования целесообразности строительства путепровода или тоннеля для них.
6.10 Покрытия велосипедных дорожек следует устраивать из асфальтобетона, цементобетона и каменных материалов, обработанных вяжущими, а при проектировании велопешеходных дорожек для выделения полос движения для велосипедистов - с применением цветных покрытий противоскольжения в соответствии с требованиями ГОСТ 32753.
6.11 При обустройстве дождеприемных решеток, перекрывающих водоотводящие лотки, ребра решеток не должны быть расположены вдоль направления велосипедного движения и должны иметь ширину отверстий между ребрами не более 15 мм.
6.12 Открытые велосипедные стоянки следует сооружать и оборудовать стойками или другими устройствами для кратковременного хранения велосипедов у предприятий общественного питания, мест кратковременного отдыха, магазинов и других общественных центров.
6.13 Велопарковки следует устраивать для длительного хранения велосипедов в зоне объектов дорожного сервиса (гостиницы, мотели и др.).
По степени закрытости велопарковки, как правило, разделяются на: открытые, открытые с навесом, закрытые.
Чтобы обеспечить удобство пользования велопарковками и исключить помехи для пешеходов, следует соблюдать необходимые расстояния между стойками и другими объектами (рисунок 1).
Рисунок 1 - Минимальные необходимые расстояния
для создания велопарковки
