ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
8. Реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог
8.1 При реконструкции автомобильных дорог обязательное условие - перевод дороги в более высокую категорию с соблюдением соответствующих этой новой категории норм проектирования плана трассы, проектной линии продольного профиля, ширины земляного полотна и проезжей части, а также увеличение требуемого модуля упругости дорожных одежд. При реконструкции автомобильных дорог I категории, как правило, увеличивается количество полос движения.
Выбор варианта реконструкции автомобильной дороги должен выполняться на основе сравнения с вариантом нового строительства.
Обязательным является комплекс мероприятий, повышающих транспортно-эксплуатационные качества, удобства и безопасность движения и обеспечивающих минимальное вредное воздействие автомобильной дороги на окружающую среду.
8.2 Изыскания следует проводить в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов, указанных в разделе "Нормативные ссылки" и п. 5.1 настоящего стандарта.
8.3 При исправлении плана и продольного профиля автомобильной дороги, подлежащей реконструкции, необходимо:
- исключить несоответствие существующих радиусов кривых в плане и продольном профиле, существующих продольных уклонов продольного профиля нормам проектирования категории, принятой при реконструкции;
- обеспечить требуемые расстояния видимости;
- устранить лишнюю извилистость в плане и продольном профиле;
- исключить участки с высокой аварийностью;
- усилить существующие защитные и удерживающие сооружения;
- улучшить условия пересечения водотоков, водоотвода, укрепительных сооружений;
- устроить обходы населенных пунктов, участков со сложными инженерно-геологическими условиями.
8.4 При реконструкции автомобильных дорог земляное полотно следует проектировать в двух вариантах:
- с односторонним уширением до параметров новой категории;
- с двухсторонним уширением.
На склонах в сильно пересеченной местности при переводе реконструируемой дороги в I категорию (во II категорию с 4 полосами движения) земляное полотно нового направления рекомендуется размещать самостоятельно по склону с использованием принципа раздельного трассирования.
Выбор вариантов определяется на основе технико-экономического сравнения.
8.5 При реконструкции дорожную одежду следует уширять по тому же принципу, как и земляное полотно.
При реконструкции автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями или с цементобетонными основаниями целесообразно использовать их как основание под новые слои покрытия.
Асфальтобетонные слои покрытия на существующей автомобильной дороге следует либо полностью разбирать, либо усиливать дополнительными слоями.
На участках уширения и на существующей автомобильной дороге следует проектировать равнопрочные конструкции дорожных одежд.
8.6 Необходимость реконструкции искусственных сооружений (водопропускные трубы, мосты, путепроводы и прочие водоотводные сооружения) следует устанавливать на основе проведенного детального обследования их состояния и возможности реконструкции.
8.7 Мероприятия по организации строительства при реконструкции см. п. 7.52 настоящего стандарта.
8.8 Разработку проектов по капитальному ремонту проводят на основании задания заказчика, материалов инженерно-геодезических, геологических изысканий, а также основных положений ведомостей дефектов, диагностики состояния земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений, водопропускных труб, быстротоков, водоотводных канав.
8.9 В составе проекта по капитальному ремонту в соответствии с заданием заказчика могут при необходимости изменяться параметры ремонтируемых участков автомобильных дорог до значений, соответствующих фактической категории без изменения границ полосы отвода, в том числе по всем конструктивным элементам автомобильной дороги.
8.10 Виды работ по капитальному ремонту определяются в соответствии с требованиями законодательных актов, действующих в странах Таможенного союза.