ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
7. Основные технические решения
7.1 Основные технические решения, принимаемые при проектировании автомобильных дорог, зависят от категории автомобильной дороги, расчетной скорости, уровня обслуживания и загрузки движения, расчетных нагрузок и должны включать:
- геометрические параметры плана трассы автомобильной дороги;
- основные показатели продольного и поперечных профилей;
- конструкции земляного полотна и дорожных одежд;
- виды транспортных развязок, примыканий и пересечений с существующими автомобильными и железными дорогами;
- конструкции искусственных сооружений (водопропускных труб, мостов, эстакад, путепроводов, подпорных и удерживающих сооружений);
- водоотводные сооружения (кюветы, нагорные канавы, быстротоки);
- инженерные коммуникации переустраиваемые и вновь проектируемые;
- энергоснабжение и освещение;
- генпланы зданий и сооружений службы эксплуатации;
- схему организации дорожного движения по постоянной дислокации;
- схему организации движения в местах производства работ или в местах событий, вызвавших необходимость временного изменения организации дорожного движения;
- элементы обустройства автомобильной дороги (в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, автобусные остановки, площадки отдыха, пешеходные и велосипедные дорожки);
- воздействие автомобильной дороги на окружающую среду;
- продолжительность и очередность строительства (реконструкции);
- мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- стоимость строительства (реконструкции).
Геометрические параметры плана, поперечного и продольного профилей автомобильной дороги назначаются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов ГОСТ 33383, ГОСТ 33475.
7.2 Оценку воздействия проектируемой автомобильной дороги на окружающую среду необходимо выполнять в соответствии с законодательными актами стран Таможенного союза.
7.3 Материалы, обосновывающие технические решения, должны иметь пояснительную записку, графические материалы и документы согласований.
7.4 В пояснительную записку следует включать:
- исходные данные для проектирования и документы согласований;
- данные по технико-экономической характеристике района проектирования автомобильной дороги, интенсивность движения и ее перспективный рост;
- обоснование основных проектных решений, в том числе индивидуальных, на основе сравнения вариантов и соответствующих качеств;
- обоснование мероприятий по безопасности и организации движения, в том числе для маломобильных групп населения (МГН);
- природоохранные мероприятия;
- мероприятия по пожарной безопасности;
- организацию строительства с выделением, при необходимости, этапов, пусковых комплексов и назначением сроков строительства;
- обоснование изъятия земель (акт выбора) компенсационных затрат;
- сведения и обоснование использованных изобретений и внедрения современных материалов и технологий;
- перечень мероприятий по чрезвычайным ситуациям;
- данные по стоимости объекта и его отдельных сооружений.
7.5 В состав чертежей при проектировании автомобильных дорог необходимо включать:
- схему вариантов трассы;
- план дороги;
- продольный профиль (с учетом вариантов);
- поперечные профили земляного полотна;
- варианты конструкций дорожных одежд;
- поперечный профиль выбранной конструкции дорожной одежды;
- схему вариантов искусственных сооружений;
- основные решения по искусственным сооружениям;
- решения по укреплению откосов земляного полотна и водоотводных сооружений, ливневой канализации;
- решения по очистным сооружениям, шумозащитным экранам;
- решения по пешеходным и велосипедным дорожкам;
- решения по расположению площадок отдыха и площадок для стоянки автомобилей;
- сводный план инженерных сетей (переустраиваемых и проектируемых);
- чертежи по переустраиваемым и проектируемым инженерным сетям (освещению, энергоснабжению, связи и пр.) и другим вспомогательным сооружениям;
- принципиальные схемы и чертежи по автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД);
- основные решения по обустройству дороги и организации дорожного движения (в том числе на период нового строительства и реконструкции);
- решения по индивидуальным конструкциям земляного полотна и искусственных сооружений.
Категория автомобильной дороги
7.6 Основным правилом проектирования является обоснование категории автомобильной дороги как при новом строительстве, так и при реконструкции.
Категорию автомобильных дорог необходимо назначать в зависимости от функционального назначения дороги и наибольшей расчетной приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения (часовой или суточной).
Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю рекомендуется принимать для стран Таможенного союза по таблице 7.1.
Таблица 7.1
Коэффициенты приведения интенсивности движения различных
транспортных средств к легковому автомобилю (рекомендуемые)
Типы транспортных средств | Коэффициент приведения |
Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы | 1,0 |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: |
|
до 2 включительно | 1,3 |
св. 2 " 6 " | 1,4 |
" 6 " 8 " | 1,6 |
" 8 " 14 " | 1,8 |
" 14 | 2,0 |
Автопоезда грузоподъемностью, т: |
|
до 12 включительно | 1,8 |
св. 12 " 20 " | 2,2 |
" 20 " 30 " | 2,7 |
" 30 | 3,2 |
Автобусы малой вместимости | 1,4 |
То же, средней вместимости | 2,5 |
большой вместимости | 3,0 |
Автобусы сочлененные и троллейбусы | 4,6 |
Примечание - Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать, как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. |
7.7 За расчетную интенсивность движения в обоих направлениях следует принимать:
- среднегодовую суточную интенсивность движения, достигаемую в последний год перспективного 20-летнего периода;
- часовую приведенную интенсивность движения, достигаемую или превышаемую за последний год перспективного 20-летнего периода в течение 50 часов.
При наличии годовой неравномерности движения, когда суточная интенсивность наиболее напряженного месяца расчетного года более чем в 2 раза превышает среднегодовую, последнюю для назначения категории дороги надо увеличивать в 1,5 раза.
Категорию автомобильных дорог и количество полос движения при новом строительстве и реконструкции рекомендуется определять с учетом требуемого (рекомендуемого) уровня обслуживания движения и коэффициента загрузки автомобильной дороги, приведенных в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Уровни обслуживания движения и коэффициенты загрузки
Уровень обслуживания движения | Коэффициент загрузки | Экономическая эффективность работы дороги |
A | < 0,20 | неэффективная |
B | 0,20 - 0,45 | малоэффективная |
C | 0,45 - 0,70 | эффективная |
D | 0,70 - 0,90 | неэффективная |
E | 0,90 - 1,00 | неэффективная |
F | > 1,00 | неэффективная |
При проектировании новых дорог или реконструкции существующих дорог следует назначать, как правило, уровень обслуживания C. Если на существующей дороге уровень обслуживания D, E и F, то требуется их реконструкция.
При назначении категории автомобильной дороги необходимо соблюдать требования ГОСТ 33382.
План трассы
7.8 Выбор направления трассы необходимо решать на основе конкурирующих вариантов, сравнение которых производится по следующим показателям:
- приведенные затраты;
- стоимость строительства;
- транспортно-эксплуатационные расходы;
- уровень удобств и безопасность движения;
- степень загрязнения окружающей среды.
7.9 Общее направление трассы и ширина полосы варьирования устанавливаются на стадии предпроектной документации в соответствии со схемами развития и размещения сети автомобильных дорог, развития и размещения производственных сил региона, схемами районной планировки.
7.10 При проектировании вариантов трассы в пределах полосы варьирования следует соблюдать следующие правила:
- возможность проектирования дороги с соблюдением действующих норм;
- трассирование по кратчайшему направлению;
- учет природных условий региона, а именно климатических, геологических, гидрологических, ситуационных (пересечение крупных водотоков, сложных природных комплексов и т.п.);
- обеспечение удобств и безопасности движения по всей трассе;
- обеспечение требований пространственного и ландшафтного проектирования;
- увязка трассы при прохождении ее вблизи или по населенным пунктам с соответствующими градостроительными планами.
7.11 При проектировании плана трассы следует избегать:
- кривых малого радиуса в конце затяжных спусков;
- резких поворотов за переломами продольного профиля (особенно на 2-полосных дорогах);
- пересечений в одном уровне в условиях необеспеченной видимости;
- длинных прямых, сопрягаемых в конце кривыми в плане малого радиуса.
7.12 При разработке плана трассы необходимо максимально обеспечивать принципы ландшафтного проектирования, позволяющие согласовывать элементы трассы с ландшафтом. Трасса должна быть запроектирована как плавная линия с отсутствием резких изгибов и переломов на основе сочетания прямых, круговых и переходных кривых. Для дорог I и II категории не допускается сочетание продольных уклонов, кривых в плане и продольном профиле с такими величинами, при которых создается впечатление провалов.
7.13 Трасса дороги должна следовать крупным формам рельефа, не считаясь с малыми складками местности или извилин границ леса и других природных комплексов.
7.14 В холмистом (пересеченном) рельефе рекомендуется осуществлять трассирование в виде кривых преимущественно большого радиуса с вписыванием их в элементы ситуации и рельефа. При этом целесообразно использование сопрягающихся кривых с введением переходных кривых большой длины и с большими параметрами типа клотоид и сплайнов.
7.15 В горной местности необходимо обеспечивать вписывание трассы автомобильной дороги в элементы рельефа с отклонением от них на минимальные расстояния (укладка трассы с максимально допустимым продольным уклоном).
В горной и сильно пересеченной местности рекомендуется раздельное трассирование многополосных автомобильных дорог на косогорных участках.
7.16 Наибольшая плавность трассы достигается при совпадении вертикальных (в продольном профиле) и горизонтальных кривых. Несовпадение вершин кривых допустимо не более чем на 1/4 длины наименьшей из них.
7.17 Вогнутые вертикальные кривые продольного профиля допускаются на кривых в плане при условии, что их радиусы не менее чем в 6 раз превышают соответствующие радиусы горизонтальных кривых.
Запрещается сопрягать концы кривых в плане с началом выпуклых или вогнутых вертикальных кривых, расположенных на последующих прямых участках.
Продольный профиль
7.18 Проектирование продольного профиля должно соответствовать следующим общим требованиям:
- учитывать особенности рельефа, инженерно-геологических, гидрологических условий;
- соблюдение технических норм проектирования (допустимые продольные уклоны, минимальные радиусы вертикальных вогнутых и выпуклых кривых, минимальные расстояния видимости) в соответствии с нормативными документами стран Таможенного союза;
- обеспечение рационального распределения земляных масс;
- ограничение длин участков с предельными допустимыми уклонами;
- учет контрольных точек (пересекаемые дороги и инженерные коммуникации, возвышение поверхности покрытия над уровнем поверхностных, паводковых и грунтовых вод, снегонезаносимость и другие);
- обеспечение зрительной плавности автомобильной дороги, повышающей безопасность движения транспорта (пп. 7.11 - 7.18).
7.19 Проектирование продольного профиля, особенно в рамках САПР-АД, необходимо предусматривать вариантные решения и обязательное использование компьютерных оптимизационных программ.
Земляное полотно
7.20 Основным правилом проектирования земляного полотна является обеспечение его прочности, устойчивости и недопущение каких-либо деформаций, способных нарушить безопасные условия эксплуатации дороги в течение срока ее службы.
Для обеспечения прочности и устойчивости земляного полотна необходимо предусматривать следующее:
- выбор грунтов для насыпей и обеспечение требуемой степени уплотнения;
- укрепление откосов, устройство дренажных и водоотводящих конструкций и гидроизоляции для защиты насыпей и выемок от источников увлажнения поверхностными и грунтовыми водами;
- защиту от опасных геологических процессов, воздействия паводковых вод с применением различных защитных, удерживающих и регуляционных сооружений;
- укрепление оснований (при необходимости) земляного полотна;
- назначение крутизны откосов поперечного профиля земляного полотна в зависимости от применяемых грунтов;
- поперечный профиль дороги должен способствовать незаносимости автомобильной дороги снегом или песком (в пустынях);
- высоты насыпей и глубины выемок следует определять при проектировании оптимального продольного профиля дороги с учетом ее незаносимости снегом, песком (в пустынях), гидрологических, геологических, гидрогеологических и метеорологических условий местности.
7.21 При проектировании необходимо применять либо типовые конструкции земляного полотна, либо индивидуальные (на основании соответствующих геотехнических расчетов). В ряде случаев возможно применение типовых конструкций с индивидуальной привязкой, при которой уточняются некоторые параметры (например, осадка основания насыпи).
Дорожная одежда
7.22 При проектировании дорожной одежды ее конструкция и вид покрытия следует принимать на основе технико-экономического сравнения, исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава движения, климатических и грунтово-гидрологических условий, а также обеспеченности района строительства автомобильной дороги местными строительными материалами.
7.23 По условиям работы при сопротивлении нагрузкам от автотранспорта в проекте должны разрабатываться варианты как жестких, так и нежестких типов дорожной одежды.
7.24 Дорожные одежды следует проектировать с требуемым уровнем надежности, установленным в задании на проектирование.
7.25 Конструктивные элементы дорожных одежд жесткого типа (толщина, расстояния между швами и другие) следует назначать на основании расчетов:
- по прочности и трещиностойкости покрытия и конструктивных слоев, способных сопротивляться растяжению при изгибе;
- по прочности дорожной одежды в целом;
- по продольной устойчивости покрытия.
7.26 Расчет нежесткой одежды необходимо выполнять по трем критериям: упругому прогибу, сопротивлению сдвигу в грунте и слабосвязных слоях одежды, растяжению при изгибе монолитных слоев покрытия. Конструкции дорожной одежды на проезжей части и на краевой полосе обочины должны быть равнопрочными. Конструкции дорожной одежды на остановочных полосах следует проверять на воздействие статической нагрузки.
Дополнительно конструкции дорожной одежды жесткого и нежесткого типов рассчитывают на морозоустойчивость и осушение.
7.27 Расчет дорожных одежд на прочность следует выполнять на принятую расчетную нагрузку, исходя из перспективной интенсивности движения и состава транспортного потока на момент завершения межремонтного срока службы дорожной одежды в соответствии с ГОСТ 32960.
7.28 Выбор оптимальной конструкции дорожной одежды необходимо производить на основе вариантного сравнения с обязательным использованием оптимизационных компьютерных программ, обеспечивающих получение проектных решений с оптимальным соотношением толщин конструктивных слоев.
Дорожный водоотвод
7.29 Система дорожного водоотвода - ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге.
7.30 Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия:
- боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории;
- водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов;
- нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места;
- испарительные бассейны;
- прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории;
- водопропускные сооружения (мосты и трубы) в местах пересечения автомобильными дорогами водотоков, суходолов и оврагов;
- сооружения подземного водоотвода: дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи и т.д. обеспечивают перехват и отвод грунтовых вод, снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции.
Пересечения и примыкания автомобильных дорог
7.31 Транспортные узлы в одном и разных уровнях следует проектировать исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. При проектировании необходимо учитывать возможность стадийного развития транспортного узла по мере увеличения интенсивности дорожного движения.
Обязательным условием является вариантная проработка по выбору схем пересечений и примыканий в зоне транспортного узла на основе технико-экономического сравнения.
7.32 При размещении и устройстве пересечений и примыканий на вновь проектируемых и реконструируемых дорогах необходимо руководствоваться следующими требованиями, обеспечивающими безопасность движения:
- устанавливать возможные места пересечений с максимальным использованием параллельных местных дорог;
- главную и второстепенную дорогу;
- при проектировании плана и продольного профиля автомобильной дороги на пересечениях в одном уровне должно обеспечиваться расчетное расстояние видимости. Продольный профиль второстепенной дороги должен быть подчинен поперечному уклону проезжей части главной дороги;
- в пределах пересечений не допускать использование предельных значений продольных и поперечных уклонов, кривых в плане и продольном профиле минимальных радиусов.
7.33 Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне следует проектировать в виде:
- простых пресечений и примыканий;
- канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности;
- кольцевых пересечений.
7.34 Пересечения и примыкания в одном уровне независимо от схемы пересечения необходимо выполнять под прямым углом или острым углом (до 600). Если транспортные потоки не пересекаются, а разветвляются или сливаются, допускается устройство пересечения под любым углом с учетом обеспечения требуемого расстояния видимости.
7.35 Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) должны проектироваться в соответствии с основными положениями пп. 7.31 - 7.32 настоящего стандарта. Транспортные развязки проектируют с условием, чтобы на дорогах I и II категорий не было левых поворотов, при которых пересекались бы в одном уровне потоки основных направлений движения.
7.36 Транспортные развязки в разных уровнях на автомобильных дорогах должны обеспечивать непрерывное, безопасное движение транспортных потоков, за счет создания двух, трех и более уровней движения на основе технико-экономического сравнения вариантов.
7.37 Виды развязок, количество уровней пересечений определяется величинами и направлениями транспортных потоков на главном и второстепенном направлениях.
При выборе развязок необходимо руководствоваться следующими данными:
- категориями пересекающихся дорог;
- картограммой интенсивностей и составом движения на перспективу;
- топографическим планом прилегающей территории;
- данными по геологии, гидрогеологии и гидрологии;
- данными по инженерным коммуникациям;
- данными по геометрии пересекающихся дорог (ширина, продольные и поперечные профили);
- данными интенсивности пешеходного движения;
- данными о конструкции дорожных одежд на пересекающихся дорогах.
7.38 На основе данных п. 7.37 настоящего стандарта необходимо запроектировать схему организации движения на транспортном пересечении или примыкании с учетом уровня удобств и безопасности движения и выбрать вид развязки в разных уровнях.
7.39 Выбор вида пересечения или примыкания должен обосновываться расчетами пропускной способности транспортного узла.
7.40 Устройство переходно-скоростных полос следует предусматривать: на пересечениях и примыканиях, на транспортных развязках, на остановках автобусов и площадках отдыха.
7.41 Проектирование пересечений автомобильной дороги с магистральными железными дорогами должно предусматриваться вне пределов станций и путей маневрового движения, преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог, под углом не менее 60°. Эти пересечения должны согласовываться с соответствующими структурами железной дороги. Пересечения автомобильных дорог I - II категорий с железными дорогами необходимо проектировать в разных уровнях, а также пересечения автомобильных дорог III - V - при пересечении трех и более главных железнодорожных путей или при пересечении скоростных железных дорог.
Искусственные сооружения
7.42 Проектирование искусственных сооружений (мосты, эстакады, путепроводы, удерживающие и защитные сооружения и т.п.) необходимо осуществлять с учетом инженерно-геологических, гидрологических условий, климатических условий и основных требований ГОСТ 33384.
При проектировании необходимо проводить обоснование конструкций искусственных сооружений соответствующими расчетными методами, выбором оптимальных вариантов на основе технико-экономического сравнения. В процессе проектирования мостов необходимо выполнять комплексы гидрологических, морфометрических, гидравлических и русловых расчетов (помимо расчетов конструктивных элементов мостов). Выполнение этих расчетов позволит определить величины расходов и уровней воды с расчетной вероятностью превышения, скорости течения, глубины общего и местного размывов, дать прогноз природных деформаций русел рек. При проектировании удерживающих и защитных сооружений следует руководствоваться положениями ГОСТ 33149.
Обустройство дорог. Переустройство коммуникаций. Освещение
7.43 При проектировании обустройства автомобильной дороги должны обеспечиваться удобство и безопасность движения на автомобильной дороге, соблюдаться требования по ГОСТ 33151.
К элементам обустройства автомобильной дороги относят:
- технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки и указатели, разметка проезжей части, освещение, система автоматизированного управления дорожным движением);
- озеленение;
- комплекс зданий и сооружений дорожно-эксплуатационных служб;
- площадки отдыха;
- автобусные остановки;
- пешеходные надземные или подземные переходы;
- пешеходные и велосипедные дорожки, тротуары;
- защитные сооружения от снегозаносов;
- шумозащитные экраны.
7.44 При проектировании обустройства дороги необходимо указывать типы разметки, ограждений, светофоров, места размещения автобусных остановок, метеорологических постов (если они предусмотрены заданием), пунктов взимания платы за проезд на платной дороге, пунктов весового контроля, мероприятия по обеспечению автоматизированной системы управления движением и прочее.
7.45 Целесообразно включать в состав инженерного обустройства автомобильной дороги элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС), в первую очередь такие, как автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). Эти системы должны создаваться с возможностями интеграции со смежными ИТС (АСУДД) и, при необходимости, взаимодействовать с другими, в том числе внешними, интеллектуальными системами.
Инфраструктура ИТС (АСУДД) должна быть обеспечена современными системами передачи данных и средствами связи, организация которых должна быть основана предпочтительно на базе волоконно-оптических линий.
7.46 При проектировании дорожно-эксплуатационных служб необходимо предусматривать:
- комплексы зданий и сооружений управления автомобильными дорогами;
- комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих;
- производственные базы, пункты охраны мостов и тоннелей.
7.47 При проектировании автобусных остановок следует предусматривать остановочные площадки для автобусов, посадочные площадки для пассажиров, переходно-скоростные полосы для торможения и разгона, тротуары, пешеходные дорожки и переходы, а также элементы по организации движения и отделения автобусных остановок от основных полос движения, освещение и прочее. Планировочные решения автобусных остановок, конструкции павильонов, внешняя отделка элементов обстановки, озеленение, освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой и выполняться с учетом местных условий, климатических и национальных особенностей.
7.48 Расположение площадок отдыха и их вместимость необходимо проектировать в зависимости от категории дороги. Планировочные решения должны состоять из трех зон: зоны стоянки автомобилей с въездами-выездами, зоны отдыха, санитарно-гигиенической зоны. Оборудование площадок (освещение, водоснабжение, связь) назначают при наличии условий для их осуществления.
7.49 Переустройство инженерных коммуникаций (ЛЭПы, газопроводы, нефтепроводы, водоводы, канализация, теплотрассы, связь и др.) должно производиться на основании технических условий, выдаваемых организациями-собственниками, отвечающими за эксплуатацию этих сооружений, и наноситься на сводный план сетей.
Требования по приближению дороги к коммуникациям следует определять в соответствии с основными положениями по ГОСТ 32959.
7.50 Для обеспечения безопасности дорожного движения при расположении автобусных остановок и наземных пешеходных переходов на значительном удалении от населенных пунктов и отсутствием стационарного электроосвещения от существующих электросетей следует предусматривать автономные системы электроосвещения.
7.51 Электроснабжение автомобильных дорог осуществляется по согласованию с соответствующими организациями от существующих электросетей через существующие или проектируемые трансформаторные подстанции.
Организация строительства
7.52 При разработке проекта организации строительства основными задачами являются:
- характеристика объекта с размещением производственных баз, карьеров, отвалов грунта, складов и прочее;
- временный отвод под строительство;
- описание транспортной оптимальной схемы доставки материально-технических ресурсов;
- обоснование потребностей в механизмах, материалах, энергетических ресурсах и прочее;
- определение оптимальной последовательности сооружения дороги;
- определение необходимости временных объездов;
- местоположение и размеры стройплощадок и карьеров дорожно-строительных материалов;
- мероприятия по обеспечению безопасности движения во время строительства, в том числе на участках реконструкции дороги, на прилегающих к стройке сети местных дорог;
- потребности в людских ресурсах, материалах и прочее;
- обоснование продолжительности строительства.
7.53 Проект организации строительства (ПОС) должен разрабатываться на полный объем строительных работ, предусмотренных проектом.
В обязательном порядке в ПОСе должны быть представлены ведомости объемов строительно-монтажных работ по всем главам сводного сметного расчета.
Чрезвычайные ситуации
7.54 В соответствии с законодательными документами, действующими в странах Таможенного союза, необходимо разрабатывать мероприятия по обеспечению на автомобильных дорогах:
- пожарной безопасности;
- промышленной безопасности;
- недопущению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- оборудованию средствами связи и оповещения.
7.55 Указанные выше мероприятия должны разрабатываться как на период эксплуатации дороги, так и на период ее строительства.
Сметная документация
7.56 Сметную документацию необходимо разрабатывать в соответствии с требованиями, принятыми в странах Таможенного союза.
Прочие работы
7.57 При обосновании изъятия и предоставления земельных участков необходимо приводить:
- размеры полосы постоянного и временного отвода с учетом расположения всех дорожных сооружений;
- сведения об арендуемых землях;
- сведения об устройстве объездов, стройплощадках и карьерах дорожно-строительных материалов;
- сведения по изъятию земельных участков и сносу жилых строений;
- данные по видам занимаемых земель;
- сведения о зонах санитарного разрыва;
- акт выбора земельного участка (при необходимости).
Примечание - В Российской Федерации дополнительно требуется выполнение проекта планировки территории и проекта межевания.
7.58 В выводах пояснительной записки целесообразно приводить основные технико-экономические показатели проектируемого объекта, приведенные в рекомендуемом приложении Е.
7.59 В проектной документации освещаются все мероприятия приведенные в рекомендуемом приложении Ж.
Платные дороги
7.60 Принятие решений о проектировании платных автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным государственными органами власти стран Таможенного союза и заданием на проектирование.
7.61 Стадийность проектирования следует принимать в соответствии с п. 4.4 настоящего документа.
7.62 В проектах платных автомобильных дорог на основе материалов развития экономики, схем развития дорог должны быть приведены данные, характеризующие:
- экономические, экологические, социальные и другие условия в районе тяготения существующих дорог, влияющие на целесообразность создания платной дороги;
- возможные варианты создания платной дороги (новое строительство или реконструкция);
- наличие и условия использования альтернативного проезда в соответствующем направлении;
- варианты финансирования строительства платной дороги (государственно-частное партнерство и прочее);
- технико-экономические показатели платной дороги;
- распределение транспортных потоков между платным и альтернативным направлениями;
- условия назначения платы за проезд и ее размеры;
- затраты на строительство, эксплуатацию, сбор платы за проезд и прочие расходы;
- окупаемость проекта и условия возмещения издержек с учетом возможных доходов и расходов;
- предложения по реализации проекта.
7.63 Технические решения, принимаемые в проектах, должны обеспечивать пользователю платных дорог сокращение времени на проезд, повышенный комфорт и создать заинтересованность в выборе проезда по платной дороге при наличии альтернативного проезда.
7.64 Основные решения по плану и профилю платной дороги следует принимать исходя из условий наименьшего ограничения скоростей, удобств и безопасности движения в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 33383, ГОСТ 33475.
7.65 В зависимости от интенсивности движения, расстояний перевозок, условий доступа, экономических и других факторов на платных дорогах следует предусматривать три вида сбора платы за проезд: открытая, закрытая и смешанная. Технология сбора платы за проезд должна быть ориентирована на современные технические средства и оборудование.
7.66 На платных дорогах необходимо принимать решения по информационному обеспечению пользователей о тарифах и схемах проезда по дорогам.
7.67 При проектировании платных дорог необходимо обустраивать ее объектами автосервиса (мотели, АЗС, кемпинги и другие), линейными сооружениями дорожных служб.
7.68 В проектах на платных дорогах следует предусматривать автоматизированные системы управления дорожным движением.