БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

Приложение В

(рекомендуемое)

 

МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ

ПОРТАТИВНЫМ ПРИБОРОМ УДАРНОГО ДЕЙСТВИЯ

 

В.1 Требования к средствам измерений и вспомогательным устройствам

При выполнении измерений применяют следующие средства измерений и вспомогательные устройства:

- портативный прибор для измерения коэффициента сцепления дорожных покрытий типа ППК-МАДИ-ВНИИБД с диапазоном измерения коэффициента сцепления от 0,05 до 0,65, ценой деления 0,01;

- устройство измерения температуры воздуха с погрешностью измерения не более 1 °C в диапазоне от 0 °C до 45 °C;

- вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, с отсутствием сплошной пленки нефтепродуктов, жиров, масел на поверхности.

Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной погрешностью.

В.2 Требования безопасности

В.2.1 Места проведения измерений и схема организации движения на время проведения измерений должны быть согласованы с органами, ответственными за организацию безопасности дорожного движения.

В.2.2 Места проведения измерений должны быть обозначены временными дорожными знаками в соответствии с ГОСТ 32945, а также в соответствии с национальными Правилами дорожного движения и требованиями к дорожным знакам и правилам их применения на национальном уровне.

В.2.3 Места проведения измерений должны быть обозначены направляющими и ограждающими устройствами. На участке автомобильной дороги при проведении измерений должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.

В.3 Требования к условиям измерений

В.3.1 Измерения проводятся при температуре окружающего воздуха в пределах от 5 °C до 40 °C.

В.3.2 Поверхность автомобильной дороги перед измерением должна быть сухой. При наличии на дорожном покрытии каких-либо загрязнений (песок, мелкий гравий, грунт и т.д.) необходимо сделать соответствующую отметку в протоколе измерений.

В.3.3 Не допускается проведение измерений во время дождя или тумана.

В.4 Подготовка к выполнению измерений

В.4.1 Перед началом проведения измерений необходимо провести подготовку испытательной установки в соответствии с рекомендациями компании-изготовителя.

В.5 Порядок выполнения измерений

При выполнении измерений в точке измерения необходимо выполнить следующие операции:

а) измерить температуру окружающего воздуха;

б) установить прибор в точке измерения коэффициента сцепления;

в) зафиксировать груз прибора в верхнем положении;

г) увлажнить дорожное покрытие водой по траектории движения имитаторов, из расчета от 0,15 до 0,25 л под каждый имитатор;

д) сбросить груз на тяги прибора;

е) по измерительному кольцу на шкале прибора зафиксировать значение коэффициента сцепления;

ж) выполнить действия по перечислениям в) - е) не менее четырех раз.

Схема проведения измерений представлена на рисунке В.1.

 

ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием

 

1 - положение груза до проведения испытаний; 1' - положение

груза после проведения испытаний; 2 - положение имитаторов

до проведения испытаний; 2' - положение имитаторов после

проведения испытаний; 3 - измерительное кольцо; 4 - шкала

прибора; 5 - увлажненное дорожное покрытие

 

Рисунок В.1 - Схема проведения испытаний по измерению

коэффициента сцепления прибором ППК-МАДИ-ВНИИБД

 

В.5.2 При наличии на автомобильной дороге двух или более полос в одном направлении движения, измерения необходимо проводить по каждой из них.

В.5.3 На автомобильных дорогах, находящихся в эксплуатации, измерения следует проводить по полосе наката левых колес транспортных средств, использующих данную полосу движения, а на дорогах с вновь устроенным покрытием - в пределах ширины полосы движения.

В.5.4 Участки автомобильной дороги длиной более 1 км необходимо разбить на несколько участков длиной до 1 км.

На участке автомобильной дороги длиной не более 1 км следует последовательно выполнить измерения коэффициента сцепления не менее чем в пяти точках, расположенных через примерно равное расстояние.

В.6 Обработка результатов измерений

В.6.1 Результат первого измерения в точке исключается из расчетов, а нагружение считается пробным. Коэффициент сцепления в точке измерения вычисляют как среднее арифметическое значение результатов не менее чем трех измерений.

В.6.2 Значение коэффициента сцепления в точке измерения приводят к температуре 20 °C по формуле

 

ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием (В.1)

 

где ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием - коэффициент сцепления в точке измерений;

ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием - среднее арифметическое значение результатов трех измерений при фактической температуре;

K - температурная поправка по таблице 1.

В.6.3 Значение коэффициента сцепления на участке автомобильной дороги не более 1 км вычисляют как среднее арифметическое значение из пяти измерений.

В.7 Оформление результатов измерений

Результаты измерений оформляют в виде протокола, который должен содержать:

- наименование организации, проводившей измерения;

- вид покрытия;

- наименование автомобильной дороги;

- индекс автомобильной дороги;

- номер автомобильной дороги;

- привязку к километражу;

- номер полосы движения;

- дату и время проведения измерений;

- температуру воздуха в момент проведения измерений;

- значение коэффициента сцепления;

- состояние дорожного покрытия;

- ссылку на настоящий стандарт.

В.8 Контроль точности результатов измерений

Настоящий метод измерений должен обеспечивать получение значений коэффициента сцепления в диапазоне работы испытательного оборудования с погрешностью до 10%.

Точность результатов измерений обеспечивается:

- соблюдением требований настоящего стандарта;

- проведением периодической оценки метрологических характеристик средств измерений;

- проведением периодической аттестации испытательного оборудования.

Специалисты, проводящие измерения, должны быть ознакомлены с требованиями настоящего стандарта.