ГОСТ 33078-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
Приложение А
(обязательное)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ИЗМЕРИТЕЛЬНОМУ КОЛЕСУ СТАНДАРТНОМУ (ИКС)
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
А.1 Общие положения
А.1.1 ИКС предназначено для установки на приборы типа ПКРС, используемые в составе передвижных лабораторий для измерения коэффициента сцепления на границе "шина - дорожное покрытие" при полной блокировке ИКС в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
А.1.2 ИКС для измерения коэффициента сцепления с дорожным покрытием должно состоять из следующих элементов:
- покрышки, согласно требованиям настоящего стандарта;
- камеры УК-13-02 или УК-13М с вентилем типа ЛК, по ГОСТ 4754;
- колеса стального , допускается 5J x 13, предназначенного для пневматических шин с неразборными глубокими ободьями с коническими посадочными полками в количестве (5 +/- 1) шт. Колесо должно обеспечивать прочность при циклическом (изгибающим моментом, радиальной силой) нагружении.
А.1.3 Покрышка ИКС должна использоваться исключительно для измерения коэффициента сцепления согласно требованиям настоящего стандарта, и не предназначена для установки и эксплуатации на любых колесных транспортных средствах.
А.2 Требования к конструкции и материалам покрышки ИКС
А.2.1 Конструкция покрышки ИКС должна отвечать следующим требованиям:
- типоразмер 165-13/6,45-13 по ГОСТ 4754;
- норма слойности - не менее 4;
- индекс несущей способности - не менее 78.
А.2.2 Требования к конструктивным элементам для сборки покрышки ИКС:
А.2.2.1 Требования к каркасу:
- каркас диагональный по ГОСТ 4754;
А.2.2.2 Требования к бортовому кольцу:
- количество проволоки в ряду - не менее 5 шт.;
- количество витков - не менее 4 шт.;
- диаметр бортового кольца - не более 334 мм;
А.2.2.3 Требования к протектору:
- рисунок протектора - гладкий, (без рисунка);
- толщина протектора - не менее 10 мм.
А.2.3 Требования к индикатору износа
А.2.3.1 Для обеспечения визуальной проверки достижения максимального уровня износа протектора, требуемого для проведения испытаний согласно разделу 9 настоящего стандарта, на плечевой зоне покрышки, с обеих сторон протектора, должен быть отформован индикатор износа (выступающая направляющая), как представлено на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Размеры шины ИКС в накачанном состоянии
А.2.3.2 Конструктивно индикатор износа представляет собой небольшое полукруглое в профиле кольцевое ребро, выступающее на (4,0 +/- 0,5) мм над боковой поверхностью протектора.
А.2.4 Требования к параметрам готовой покрышки ИКС представлены в таблице А.1.
Таблица А.1
Параметры изделия "Покрышка ИКС"
Параметр | Значение |
Наружный диаметр, мм | (610 +/- 1,5%) |
Ширина профиля, мм | (180 +/- 3%) |
Посадочный диаметр, мм, не более | 329,5 |
Ширина беговой дорожки, мм | (115 +/- 3) |
Внутренний диаметр, мм | (375 +/- 5) |
Ширина борта, мм | (13 +/- 2) |
Толщина покрышки по середине беговой дорожки, мм | (15 +/- 1) |
Масса (расчетная), кг | (7,7 +/- 0,5) |
А.2.5 Сечение покрышки, включая размеры шины в накачанном состоянии, представлено на рисунке А.1.
А.3 Физико-механические свойства резины протектора
А.3.1 Физико-механические свойства резин готовых покрышек ИКС представлены в таблице А.2.
Таблица А.2
Физико-механические свойства резин из готовых покрышек ИКС
Наименование показателя | Значение |
Условное напряжение при удлинении 300%, МПа (кгс/см2) | 7,4 - 11,8 (75 - 120) |
Условная прочность при растяжении, МПа (кгс/см2), не менее | 15,2 (155) |
Относительное удлинение при разрыве, %, не менее | 400 |
Сопротивление раздиру, кН/м (кгс/см2), не менее | 49 (50) |
Твердость, условные единицы | (63 + 5) |
Истираемость, м3/ТДж (см3/кВт·ч), не более | 80 (290) |
Прочность связи "протектор-брекер" при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см2), не менее | 8,8 (9,0) |
Прочность связи "брекер-брекер" при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см2), не менее | 8,8 (9,0) |
Прочность связи "брекер-каркас" при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см2), не менее | 6,9 (7,0) |
Прочность связи "боковина-каркас" при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см2), не менее | 4,9 (5,0) |
Прочность связи между слоями каркаса при расслоении покрышки, кН/м (кгс/см2), не менее | 6,4 (6,5) |
А.4 Требования к поверхности протектора покрышки ИКС
А.4.1 Требования к наружной поверхности протектора относятся только к новым покрышкам ИКС, поставляемым изготовителем, и устанавливаются исходя из функционального назначения поверхности в целях обеспечения контроля качества изделий.
А.4.2 Наружная поверхность беговой дорожки протектора новой покрышки ИКС должна быть загрублена по всей длине и ширине.
А.4.3 Рекомендуется выполнять загрубление поверхности протектора с помощью наружной абразивной обработки шкуркой шлифовальной тканевой водостойкой для машинной и ручной обработки твердых и твердо-вязких материалов, степень зернистости абразива - от 800 до 500 мкм, по ГОСТ 3647.
А.4.4 Допускается применять другие абразивные материалы и технологии, позволяющие выполнить загрубление поверхности протектора покрышки ИКС с заданной точностью.
А.4.5 Контроль качества шероховатости поверхности протектора покрышки ИКС выполняют сравнением визуально и на ощупь с поверхностью плоского образца шероховатости 250 ШТ, изготовленного по ГОСТ 9378. Допускается изготовление образцов с иными значениями средней высоты микронеровностей (параметра Ra по ГОСТ 2789), с градацией не менее 2.
А.4.6 Допускается применять другие средства измерений шероховатости поверхности, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
А.4.7 В период эксплуатации ИКС и при выполнении замеров коэффициента сцепления шероховатость поверхности протектора покрышки колеса ИКС не нормируется.
А.5 Требования к ИКС в период эксплуатации
А.5.1 Основные параметры подготовленного к измерениям ИКС представлены в таблице А.3.
Таблица А.3
Основные параметры ИКС при выполнении
замеров коэффициента сцепления
Параметр | Значение |
Максимальное радиальное биение колеса, мм | (2 +/- 0,2) |
Максимальное боковое биение колеса, мм | (3 +/- 0,2) |
Максимальный статический дисбаланс колеса, г/см | (80 +/- 5) |
Давление воздуха в камере колеса, кПа | (200 +/- 10) |
А.5.2 При возникновении неравномерного износа или повреждений покрышки в результате испытаний, а также при исчезновении индикаторов износа протектора, указанных в А.2.3 настоящего стандарта использование покрышки в качестве стандартной испытательной шины измерительного колеса должно быть прекращено.
