ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
4.2 Направляющие устройства
4.2.1 Островки направляющие
4.2.1.1 Направляющие островки устраивают на проезжей части для разделения транспортных потоков и выделяют:
- конструктивно бортовым камнем по ГОСТ 32961 (далее - приподнятыми);
- соответствующей горизонтальной разметкой в одном уровне с проезжей частью.
4.2.1.2 Направляющие островки устраивают:
- при суммарной интенсивности движения транспортных средств по пересекающимся или примыкающим дорогам не менее 1000 ед./сут, когда число поворачивающих транспортных средств составляет не менее 10% от суммарного потока;
- на примыканиях и пересечениях в одном уровне со сложной планировкой;
- на примыканиях и пересечениях в одном уровне и съездах с транспортных развязок, имеющих свободные площади;
- перед въездами на кольцевые пересечения;
- на пересечениях дорог без разделительной полосы с дорогами с разделительной полосой;
- перед островками безопасности;
- перед началом разделительных полос.
4.2.1.3 Направляющие островки площадью более 10 м2 рекомендуется устраивать приподнятыми.
Высота приподнятых островков должна быть не более (0,2 +/- 0,01) м.
4.2.1.4 Приподнятые направляющие островки обустраивают соответствующими дорожными знаками, обозначающими препятствие и направление объезда препятствия, а на бортовой камень наносят соответствующую вертикальную дорожную разметку.
4.2.1.5 Для отклонения транспортных потоков сплошную линию разметки границы направляющего островка устраивают с отгоном 1:10 при скорости движения не более 40 км/ч, 1:20 при скорости движения свыше 40 до 60 км/ч и 1:50 - при скорости более 60 км/ч.
4.2.2 Островки безопасности
4.2.2.1 Островки безопасности устраивают для размещения пешеходов на наземных пешеходных переходах через многополосные дороги при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м. Островки выделяют по 4.2.1.1.
4.2.2.2 Приподнятые островки рекомендуется устраивать на наземных пешеходных переходах со светофорным регулированием при ширине проезжей части более 21,0 м, либо при числе полос движения в обоих направлениях более пяти.
В остальных случаях устраивают островки в одном уровне с проезжей частью.
На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой шириной более 2,5 м островки безопасности не устраивают. При этом пешеходный переход в пределах разделительной полосы должен иметь покрытие усовершенствованного типа или плитку.
4.2.2.3 Длина островка безопасности должна быть не менее ширины пешеходного перехода.
Ширина приподнятого островка должна быть не менее 2,0 м, выделенного разметкой - быть не менее 1,2 м.
Высота пешеходной части приподнятого островка должна быть не более 0,08 м.
4.2.2.4 На дорогах без разделительной полосы островки безопасности на наземных пешеходных переходах устраивают за счет увеличения ширины проезжей части в зоне перехода.
Допускается для размещения островка безопасности уменьшать ширину полос движения на дорогах до 3,25 м.
Для отклонения транспортных потоков перед островком безопасности применяют сплошную линию разметки с отгоном от оси дороги 1:20 при скорости движения не более 60 км/ч, 1:50 - при скорости более 60 км/ч.
4.2.2.5 На пешеходной части островка безопасности не должны располагаться опоры дорожных знаков, светофоров и т.п.
Островки, расположенные на разделительной полосе, должны иметь покрытие усовершенствованного типа или плитку.
4.2.2.6 Островки безопасности рекомендуется оборудовать ограждающими элементами (рефюжами) для защиты пешеходов.
Высота защитных элементов (рефюжей) перед островками должна быть от 0,05 до 0,10 м вне населенных пунктов и от 0,15 до 0,20 м в населенных пунктах.
4.2.2.7 Приподнятые островки безопасности обустраивают соответствующими дорожными знаками, обозначающими препятствие и указывающими направление объезда препятствия, а на бортовой камень наносят соответствующую вертикальную дорожную разметку.
Защитные элементы (рефюжи) приподнятого островка должны быть обозначены соответствующей вертикальной дорожной разметкой и малыми тумбами класса Т2 или Т3 по ГОСТ 32759 диаметром не более 0,75 м с искусственным освещением совместно со знаками, указывающими направление объезда.
Дорожные ограждения, установленные на разделительной полосе перед островком безопасности, при необходимости отклоняют в поперечном направлении от оси разделительной полосы не менее чем на 0,75 м. При этом длина участка отклонения ограждений должна быть не менее 40 м. В этом случае приподнятые над проезжей частью островки безопасности не устраивают.
4.2.2.8 Допускается в качестве островка безопасности использовать направляющий островок.
4.2.3 Световозвращатели дорожные
4.2.3.1 Дорожные световозвращатели должны соответствовать ГОСТ 32866.
4.2.3.2 На магистральных и скоростных дорогах применяют световозвращатели с любым типом световозвращающих элементов.
На остальных дорогах применяют световозвращатели со световозвращающим элементом типа R1, изготовленным из световозвращающего материала III класса по ГОСТ 32945, типа R2 и R3.
4.2.3.3 Световозвращатели устанавливают таким образом, чтобы на дорогах без разделительной полосы водитель справа по ходу движения видел красный световозвращающий элемент, а слева - белый или желтый рисунок 1 а).
а) дорога без разделительной полосы
б) дорога с разделительной полосой
Рисунок 1 - Ориентация световозвращателей
по цвету световозвращающего элемента
На дорогах с разделительной полосой световозвращатели справа и слева от проезжей части одного направления движения должны быть красного цвета [рисунок 1 б)].
4.2.3.4 Световозвращатели типов КД1 и КД2 устанавливают на сигнальных столбиках по ГОСТ 32843.
4.2.3.5 На участках дорог без искусственного освещения световозвращатели типов КД1 и КД2 допускается применять на опорах дорожных знаков и препятствиях, находящихся в пределах проезжей части или обочин дорог, а также на расстоянии менее 0,5 м от них (деревья диаметром стволов 0,1 м и более, опоры путепроводов и т.п.).
Световозвращатели устанавливают на высоте, равной высоте их размещения на сигнальных столбиках.
4.2.3.6 На сборные искусственные неровности по ГОСТ 32964 допускается устанавливать световозвращатели типа КД1 со световозвращающими элементами типа R1 желтого цвета в начале и конце неровности поперек проезжей части.
Расстояние между световозвращателями должно быть не больше ширины световозвращателя.
4.2.3.7 Световозвращатели типа КД3 рекомендуется применять на дорогах, не имеющих стационарного электрического освещения с линиями разметки:
- для разделения транспортных потоков противоположных направлений;
- края проезжей части;
- полосы разгона и торможения;
- места запрещения остановки или стоянки;
- нерегулируемых пешеходных переходов;
- островков безопасности.
Цвет световозвращающего элемента световозвращателей типа КД3, применяемых с линиями разметки должен быть:
- желтого цвета в местах запрещения остановки или стоянки;
- белого цвета на полосах разгона и торможения, допускается использовать элементы зеленого цвета.
4.2.3.8 При разделении транспортных потоков противоположных направлений световозвращатели типа КД3 рекомендуется размещать по оси линии разметки на участках дорог с разрешенной скоростью движения не более 60 км/ч через каждые (12 +/- 0,1) м, более 60 км/ч - через каждые (16,0 +/- 0,1) м.
Рядом с линией разметки, обозначающей правый край проезжей части на расстоянии (0,10 +/- 0,01) м от внешнего края линии или на бортовом камне по его верху их рекомендуется размещать с теми же интервалами, что и по оси проезжей части;
- на бортовом камне по его верху.
4.2.3.9 При разделении транспортных потоков противоположных направлений используют световозвращатель типа КД3:
- двухсторонний со световозвращающим элементом белого или желтого цвета по оси линии разметки (рисунок 2);
Рисунок 2 - Схема размещения световозвращателей
типа КД3 на дорогах с одной и двойной
сплошной осевыми линиями разметки
- односторонний со световозвращающим элементом белого или желтого цвета, который размещают на расстоянии (0,10 +/- 0,01) м от внутреннего края линии разметки, обозначающей границу разделительной полосы, с интервалами по 4.2.3.8 (рисунок 3).
Рисунок 3 - Схема размещения световозвращателей
типа КД3 на дорогах с разделительной полосой,
выделенной сплошными линиями разметки
4.2.3.10 В пределах кривой в плане и на подходах к ней световозвращатели типа КД3 рекомендуется размещать с шагом по таблице 1 (рисунок 4).
Таблица 1
Расстояние между световозвращателями
типа КД3 на кривой в плане
Радиус кривой в плане R, м | Расстояние между КД3 в пределах кривой, м | Расстояние между КД3 на подходах к кривой, м | ||||
на внутренней стороне кривой l0 | на осевой линии разметки l1 | на внешней стороне кривой l2 | l3 | l4 | l5 | |
<= 20 | 2 | 2 | 4 | 7 | 10 | 15 |
30 | 2 | 2 | 6 | 7 | 10 | 15 |
40 | 2 | 4 | 7 | 10 | 15 | 20 |
50 | 2 | 5 | 7 | 10 | 15 | 25 |
100 | 2 | 7 | 7 | 15 | 25 | 35 |
200 | 4 | 7 | 7 | 15 | 25 | 35 |
500 | 5 | 7 | 7 | 15 | 25 | 35 |
>= 600 | 7 | 7 | 7 | 15 | 25 | 35 |
Рисунок 4 - Схема установки световозвращателей
типа КД3 на кривой в плане
4.2.3.11 Световозвращатели типа КД3 рекомендуется применять с разметкой пешеходного перехода:
- двухсторонние на дорогах без конструктивно выделенной разделительной полосы;
- односторонние со световозвращающим элементом, расположенным навстречу приближающимся транспортным средствам, на дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой.
Световозвращатели со световозвращающими элементами белого цвета устанавливают в начале и в конце каждой линии разметки пешеходного перехода по ее оси, желтого - между линиями разметки (рисунок 5).
Рисунок 5 - Схема размещения световозвращателей
типа КД3 на дорогах без конструктивно
выделенной разделительной полосы
4.2.3.12 Световозвращатели типа КД3 могут устанавливаться с шагом от 0,5 до 1,0 м по границе островка безопасности, выделенного линиями разметки, на приподнятом - по верху бортового камня.
4.2.3.13 Световозвращатели типа КД4 рекомендуется применять с горизонтальной дорожной разметкой на перекрестках со сложной планировкой для выделения участков проезжей части, на которые запрещен въезд транспортных средств (островки безопасности, направляющие островки, конструктивно не выделенные на проезжей части). Расстояния между световозвращателями должно быть не более 2,0 м.
Световозвращатели устанавливают с внутренней стороны островка рядом с границей линии разметки.
4.2.3.14 Световозвращатели типа КД5 рекомендуется применять на:
- барьерных ограждениях с балкой(ами) волнистого профиля в углублении в средней части поперечного профиля балки (при наличии нескольких рядов балок - в углублении средней части поперечного профиля нижней балки) или над верхней гранью верхней балки;
- барьерных ограждениях с балкой неволнистого профиля - на верхней грани верхней балки или над опорой;
- на парапетных ограждениях - на верхней плоскости ограждений.
4.2.3.15 Световозвращатели типа КД5 рекомендуется устанавливать по всей длине ограждения с интервалом от 4,0 до 5,0 м (в т.ч. на участках отгона и понижения).
4.2.3.16 Световозвращатели типа КД6 рекомендуется применять на дорожных ограждениях без противоослепляющих экранов, установленных на дорогах без стационарного электрического освещения. При этом световозвращатели типа КД5 допускается не устанавливать.
4.2.3.17 Световозвращатели типа КД6 крепят к стойкам (балкам) или консолям (амортизаторам) ограждения на всем его протяжении, включая начальные и концевые участки таким образом, чтобы нижний край световозвращателя возвышался над верхним краем балки ограждения на (0,1 +/- 0,01) м, при этом световозвращатель не должен выступать за внешние границы балки, а элементы его крепления должны располагаться с ее внутренней стороны.
4.2.3.18 Расстояние между световозвращателями КД6 рекомендуется выбирать по таблице 2.
Таблица 2
Расстояния между световозвращателями
Разрешенная скорость движения на дороге, км/ч | Расстояние между световозвращателями, м | |
При наличии световозвращателя КД5 | При отсутствии световозвращателя КД5 | |
До 60 | 30 | 8 |
До 90 | 40 | |
Более 90 | 50 |
4.2.4 Столбики сигнальные дорожные
4.2.4.1 Дорожные сигнальные столбики (далее - столбики) должны соответствовать ГОСТ 32843.
4.2.4.2 Столбики типа С3 применяют на всех дорогах, типа С2 - на всех дорогах, кроме магистральных и скоростных, типа С1 - на дорогах с интенсивностью движения менее 2000 ед./сут.
4.2.4.3 Столбики группы О устанавливают на обочинах дорог без стационарного электрического освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений на участках:
- в пределах кривых в продольном профиле и на подходах к ним (по три столбика на подходе с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 2,0 м, интенсивности движения не менее 2000 ед./сут - на расстояниях l0 и l3, указанных в таблице 3 (рисунок 6), и на расстоянии l4, равном (50,0 +/- 1,0) м;
Таблица 3
Расстояние между столбиками на кривой в продольном профиле
Радиус кривой в продольном профиле R, не более, м | Расстояние между столбиками, м | |
в пределах кривой l0 | на подходах к кривой l3 | |
500 | 12 | 20 |
1000 | 17 | 27 |
2000 | 25 | 40 |
3000 | 30 | 47 |
4000 | 35 | 50 |
5000 | 40 | |
6000 | 45 | |
8000 и более | 50 |
Рисунок 6 - Установка столбиков на обочине
на кривой в продольном профиле
- в пределах кривых в плане и на подходах к ним (по три столбика на подходе с каждой стороны дороги) при высоте насыпи не менее 1,0 м, на расстояниях l0, l2, и l3 по таблице 4 (рисунок 4) и на расстоянии l4, равном (50,0 +/- 1,0) м. Допускается не устанавливать сигнальные столбики при углах поворота до 3°;
Таблица 4
Расстояние между столбиками на кривой в плане
Радиус кривой в плане R, не более, м | Расстояние между столбиками, м | ||
на внутренней стороне кривой l0 | на внешней стороне кривой l2 | на подходах к кривой l3 | |
До 50 включ. | 10 | 5 | 15 |
51 - 100 | 20 | 10 | 25 |
101 - 200 | 30 | 15 | 30 |
201 - 300 | 50 | 25 | 50 |
301 и более | - | 50 | - |
- на магистральных и скоростных дорогах - на всем их протяжении с шагом от 50,0 до 100,0 м, который на протяжении одной дороги должен быть постоянным;
- на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения не менее 2000 ед./сут - с шагом от 50,0 до 100,0 м, который на протяжении всего участка должен быть постоянным;
- на кривых сопряжений пересечений и примыканий дорог в одном уровне (кроме сезонных съездов) - с шагом (3,0 +/- 0,1) м и более, но не менее трех столбиков на каждое сопряжение;
- на железнодорожных переездах - с обеих сторон переезда по 10 столбиков с каждой стороны дороги через каждые (1,5 +/- 0,1) м. При этом ближайший к крайнему рельсу столбик устанавливают на расстоянии от него 2,5 м;
- у водопропускных труб - по одному или более столбику с каждой стороны дороги;
- на дорогах, кромка проезжей части которых расположена на расстоянии до 15,0 м от болот и водотоков глубиной более 1,0 м, при паводке, действующем на протяжении 15 сут и более с 10%-ной вероятностью превышения - с шагом (20,0 +/- 0,1) м.
На обочине столбики устанавливают на расстоянии (0,35 +/- 0,01) м от бровки земляного полотна при ширине обочины 1,5 м и более.
Скос его верхней части и наклон полосы вертикальной разметки должны быть направлены в сторону проезжей части.
4.2.4.4 Столбики группы П допускается устанавливать:
а) на многополосных дорогах:
- для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах с четырьмя полосами для движения в обоих направлениях по оси проезжей части при отсутствии удерживающих ограждений;
- для обозначения направляющих островков на развязках и кольцевых пересечениях в местах съездов и въездов;
- перед массивными препятствиями (например, опоры мостовых сооружений, тоннелей и др.);
- перед началом ограждений, разделяющих транспортные потоки противоположных направлений.
б) на двухполосных дорогах по оси проезжей части:
- на участках дорог с радиусом кривых в плане менее нормативного;
- на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля;
- перед железнодорожными переездами.
4.2.4.5 Столбики по оси проезжей части устанавливают с шагом от 2,0 до 3,0 м совместно с горизонтальной разметкой для разделения транспортных потоков противоположных направлений:
- высотой от 0,75 до 1,5 м на участках дорог без разделительной полосы [рисунок 7 а), б)];
Рисунок 7 - Размещение столбиков на дороге
без разделительной полосы в сочетании
с разметкой для разделения транспортных
потоков противоположных направлений
- высотой от 0,48 до 1,5 м на участках дорог с разделительной полосой, конструктивно не выделенной [рисунок 8 а), б)].
а) высотой от 0,75 до 1,5 м
б) высотой от 0,48 до 0,75 м
Рисунок 8 - Примеры размещения столбиков на дороге
с разделительной полосой выделенной разметкой
При установке столбиков на разделительной полосе, выделенной разметкой, расстояние от столбика до разметки должно быть от 0,2 до 0,3 м (рисунок 8 б)).
4.2.4.6 По границе направляющих островков, выделенных разметкой для обозначения островков в местах слияния и разделения транспортных потоков одного направления, столбики устанавливают с шагом от 1,0 до 1,5 м (рисунок 9).
Рисунок 9 - Установка столбиков на направляющих островках
4.2.4.7 При установке столбиков на участках дорог с кривой в плане столбики устанавливают с шагом от 1,5 до 2,0 м по оси линии разметки (рисунок 10).
Рисунок 10 - Размещение столбиков
на кривой в плане двухполосной дороги
4.2.4.8 Перед железнодорожным переездом столбики устанавливают при интенсивности движения:
- менее 3000 ед./сут высотой от 0,48 до 1,5 м с обеих сторон переезда совместно с линиями разметки для разделения транспортных потоков противоположных направлений (рисунок 11);
- более 3000 ед./сут высотой от 0,48 до 0,75 м с делиниаторами по ГОСТ 32758 высотой от 0,15 до 0,25 м.
Рисунок 11 - Размещение столбиков
на подходе к железнодорожному переезду
Столбики устанавливают с переменным шагом от 1,0 до 1,5 м на расстоянии 20,0 м непосредственно перед переездом, от 2,0 до 3,0 м - на остальном протяжении.
4.2.4.9 Допускается устанавливать столбики с использованием специальных разделителей (делиниаторов).
При установке столбиков с делиниаторами на дорогах с двумя полосами для движения в обоих направлениях по оси проезжей части, допускается осевую линию разметки не наносить.
Столбики с делиниаторами не применяют на участках дорог с односкатным поперечным профилем проезжей части.
4.2.5 Тумба дорожная
4.2.5.1 Дорожные тумбы (далее - тумбы) должны соответствовать ГОСТ 32759.
4.2.5.2 Тумбы рекомендуется устанавливать в начале дорожных ограждений, разделяющих транспортные потоки, перед торцевыми частями подпорных стенок, опорами мостовых сооружений, размещенных на проезжей части, а также на ограждающих элементах (рефюжах) островков безопасности. На участках дорог без стационарного электрического освещения устанавливают тумбы со световозвращающими элементами.
4.2.5.3 Тумбы класса Т1 устанавливают перед дорожными ограждениями на разделительной полосе, класса Т2 и Т3 - перед опорами мостовых сооружений.
4.2.5.4 Тумбы с искусственным (внутренним) освещением применяют на дорогах со стационарным электрическим освещением.
4.2.5.5 Тумбы малые устанавливают перед препятствиями высотой до 1,0 м включительно, тумбы большие - перед препятствиями высотой более 1,0 м.